a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Консультация-практикум для родителей «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования». Учитель-логопед Чикризова М.С.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2019-11-25 14:06:33

 

Цель: Ознакомить родителей с методом наглядного моделирования по формированию у детей связной речи.

Оборудование: набор картинок для слайдов, образцы схем для наглядного моделирования, фломастеры, листы бумаги, мольберт. 

 

Ход работы:

Уважаемые родители, я предлагаю вам на практике научиться применять метод наглядного моделирования. 

Игра №1 

«Посади птичку на свое место».
Составить предложения, опираясь на карточку-символ.

 

Сейчас вас прошу составить эти предложения.

Уважаемые родители, сейчас мы посмотрим видеоролик (на экране проецируется видеоролик работы детей), где увидим с вами применение детьми данного приема моделирования. Перед просмотром я еще раз хочу обратить ваше внимание на следующее: общая наша цель работы с ребенком – формирование правильной речи. Для этого необходимо самим следить за своей речью и постоянно исправлять дефекты речи, для развития у ребенка самоконтроля. 

Мы с вами видим, что ребенок учится: 

  • самостоятельности,
  • зрительно воспринимать план своих действий,
  • совершенствуется память, внимание, мышление.

Моделирование облегчает детям запоминание, развивает речемыслительную деятельность, что необходимо для дальнейшего обучения в школе.

Игра №2 

Следующий этап нашей работы «Составление рассказа по опорным картинкам».

Маша проснулась рано утром и пробралась в гостиную. Посередине комнаты стояла нарядная елка. Под ней прятались рождественские подарки. Вдруг большая корзина покачнулась и упала на бок. Из нее выкатился маленький смешной щенок. «Вот так чудеса, - подумала Маша, - я мечтала именно о таком!»

А как же быть, если не для каждого текста всегда можно найти серию картин? Что вы можете предпринять в таком случае?
А я вот нашла такой способ. Сейчас мы с вами будем зашифровывать этот текст, используя лист бумаги и фломастер. Давайте попробуем нарисовать картинки: вы не художники и необязательно ими быть. Мы будем рисовать символами и знаками. И снова посмотрим видео, как дети работают со схемой и составляют пересказ. (На экране проецируется видеоролик работы детей)

Игра №3 (на экране проецируется картина, например, зимний пейзаж)

«К нам пришел волшебник: я могу только видеть».

Цель: учить видеть на картине предметы и передавать увиденное в законченном рассказе.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, составить связный рассказ на тему «Я вижу только предметы на этой картине». 

«К нам пришел волшебник: я могу только слышать».

Цель: учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

Примерные варианты рассказов:

  1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».
  2. «Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: «Грызи кость получше, точи свои зубки. Молодец! Не то, что твои братцы, которые только и знают, что играть».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи».

Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.

 

Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Например:

«Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока. В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом. Пахнет шерстью собак и травой на лужайке».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей».

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

 

Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом». 
Сейчас обратимся к видео и посмотрим, как дети используют в своей речи анализаторы и составляют рассказ. (На экране проецируется видеоролик работы детей)

Игра №3 «Живые слова»

Ход игры: Кто хочет быть живым словом? (представим, что мы с вами дети, выбираются дети по желанию)

Теперь вы необычные дети, а дети-слова. Ты, (имя), - слово «деревья». Какое ты слово? Скажи громко. Каким словом стала (имя)

(имя) – словом «покрыты». А (имя) – словом «снег». (Аналогично задаются вопросы этим детям-«словам» и всей группе) Наши слова стоят по порядку. (имя) скажет слово и даст руку (имя), потом (имя) скажет свое слово и даст руку (имя), последней слово скажет (имя). А все будут слушать. Начали.
Про что сказали эти слова? (Про деревья) Что они сказали про деревья? (Деревья покрыты снегом) Какое слово первое? Потом какое? А потом? (Дети отвечают) Теперь я хлопну в ладоши и слова, и «слова» пойдут и встанут в любое место группы, а когда я позову «слова, ко мне!» - снова станут по порядку.

Как вы заметили, что этот прием моделирования не требует специального оборудования, он является простым и можно его использовать, когда возвращаетесь с ребенком домой. 

Игра №4 «Выдели звук».

Послушайте внимательно маленькое стихотворение:

Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыпленок – то умница.

Какой звук чаще всего встречался в стихотворении? (Ц) назовите слова, в которых есть этот звук. (Ответы) Послушайте слово ку-ри-ца. Сколько слогов в этом слове? А в слове ум-ни-ца?

Послушайте скороговорку: 

Цыпленок с курицей пьет чай на улице.

Скажем ее медленно, а теперь быстрее.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Произнесем ее медленно, а теперь быстрее и очень быстро.

И так, мы с вами ознакомились с использованием следующих приемов наглядного моделирования: пиктограммы, картинки-символы. 

Данные приемы вы можете использовать их в домашних условиях для формирования у вашего ребенка связной речи. Вы убедились, что не так сложно обучить ребенка рассказу и пересказу. Важно, насколько вы будете заинтересованы в развитии своего ребенка. Я надеюсь, что консультация была для вас полезной и поможет вам формированию у детей правильной речи. 
Я подготовила для вас папку, в которую вложила рекомендации, игры, по составлению рассказов. Надеюсь, что эти материалы пригодятся вам. 

 

Документы для скачивания