a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Буклет "Речь детей 6-7 лет". Учитель-логопед Чикризова М.С.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2019-11-25 14:13:14

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ

ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

 

ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ

 

  • шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи. Дети не затрудняются в произнесении слов

 

любой структуры, применяя многосложные слова в предложениях. Конечно, совсем новое слово может вызвать затруднение в произнесении, требуется выбрать более медленный темп речи, произнесение по слогам, чтобы трудное слово воспринялось и запомнилось правильно. Очень важно именно первый раз безошибочно про-изнести новое слово, а затем закрепить его в разных предложениях. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том

 

числе и близкие по своим

 

акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха.

 

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

 

Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету.

 

  • словаре будущих первоклассников имеются слова всех частей речи: в нем

 

довольно много числительных, которыми дети пользуются уже осмысленно, соотнося слово – название числа с количеством

 

предметов; пользуются шести-семилетние дети и разными гла-гольными формами, в частности, причастиями и деепричастиями; появ-ляются и сложные предлоги из-за, из-под и другие.

 

К семи годам дошкольники должны четко ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов,

 

правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов, уметь давать определение предмета через родовое название и видовое своеобразие (сахарница — это посуда, в которой находится сахар).

 

Начинают шестилетние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (время ползет, потерять голову), не воспринимать их буквально, как было на ранних этапах развития речи.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

 

Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями:

 

некоторые            глагольные            формы

 

спряжений (ехать – ехают); несклоняемые существительные (в пальте); некоторые формы падежей, где много вариантов окончаний (много бабочков), и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.

 

В        состав        простых       предложений

 

включаются причастные и деепричастные обороты, вводные слова. Обогащение синтаксиса связано

 

  • овладением пересказом: дети усваи-вают фразы и обороты из тех текстов, которые воспринимают, а затем воспроизводят, так что здесь очень велика роль речевого образца. Это нужно учитывать при подборе текстов для чтения детям: не обязательно выбирать рассказы и сказки с упрощенным синтаксисом, пусть ваши дети слышат и достаточно сложные по

 

конструкции фразы, они им пригодятся позже.

 

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

 

Главный фактор развития связной речи — наличие заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным,

 

внимательным, сосредоточенным слушателем должны стать, конечно, вы, уважаемые родители маленького оратора. Вовремя, вставить какую-нибудь реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, да так, чтобы малыш не заметил, что вы его как-то поправили, — вот далеко не полный перечень средств, которыми

 

вы располагаете в процессе становления у вашего ребенка связной речи.

 

При формировании связной речи больше нужно использовать речевые образцы и не ограничиваться только

 

рассматриванием картинок и составлением рассказов по ним. Самые доступные речевые образцы — это собственные рассказы родителей. Дети обожают слушать о том, какие они были в младенчестве и раннем детстве, какие игрушки любили, как и когда начали говорить. Расскажите им и о своем детстве, о ваших игрушках и увлечениях. И, конечно, главный

 

источник прекрасных речевых образцов – это художественная литература. Дети, имеющие богатый

 

опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребенку книги: ни передача по телевизору, ни новейшие электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне. Лозунг «Любите книгу — источник знаний» в наше время опять должен быть поднят

 

и услышан всеми, настолько существование наших детей за последние десять лет практически без детских книг сказывается на их умственном развитии и на развитии связной речи в частности.

 

МАДОУ «ЦРР – детский сад №2

г. Шебекино Белгородской области»

 

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Подготовила учитель-логопед: Чикризова Марина Сергеевна 

2019 г.

 

Документы для скачивания

Предыдущие материалы
Следующие материалы