a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Конспект занятия по экономическому воспитанию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Трудись, не ленись: потей, богатей!» Учитель-дефектолог, учитель-логопед Чикризова М.С.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2019-11-25 14:24:32

Задачи: расширить представления детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях; обогащать активный словарь; закрепить понимание экономических категорий: «профессия», «труд», «потребности», «продукт труда», «орудия труда»; познакомить с новыми понятиями: «зарплата», «доход», «расход», «товар», «услуга», с видами магазинов;развивать диалогическую речь, внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику; воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых, воспитывать навыки активности, взаимодействия и взаимопомощи.

Оборудование и материалы: ноутбук, игрушка ученая Сова, слайдовое сопровождение, план работы, дидактические игры: «Какие бывают профессии?», магнитная книга «Город профессий», пазлы «Профессии», лото «Профессии», круги «Орудие труда – профессия – продукт труда или услуга»; 10 бумажных монет достоинством 1 рубль, кошелек.

Предварительная работа: беседа о профессиях, дидактическая игра «Ассоциации. Знакомимся с профессиями», разучивание физкультминутки «Профессии», просмотр развивающих мультфильмов и видеороликов о профессиях, чтение художественной литературы по теме, экскурсии в пожарную часть и в отделение почты с воспитателями.

 

Ход работы:

1-й этап – мотивационно-ориентировочный:

Рано утром мы встаем,

В детский сад скорей идем.

Говорить всем «С добрым утром!»

Никогда не устаем.

Доброе утро, небо!

Доброе утро, солнце!

Доброе утро, Земля!

Мы проснулись очень рано

И приветствуем тебя!

- Доброе утро, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, подмигнём и беседовать начнём.

- Ребята, кому из вас хочется побыстрее вырасти и стать взрослыми? (Ответы детей)

- Скажите, а куда каждый день ходят ваши родители? (На работу)

- Кем работает твоя мама, Вика? А кем работает твой папа, Вероника? Кем работает твоя мама, Алина? (Ответы детей)

- А как вы думаете, что такое профессия? (Работа, которую делают люди)

- Верно. Профессия – это труд, которому человек обучен. Каждой профессии можно и нужно учиться. Для этого есть разные учебные заведения – школы, колледжи, институты и университеты.

- Назовите профессии, которые вы знаете? (Ответы детей)

- А зачем люди ходят на работу? (Чтобы заработать деньги)

- Сегодня мы с вами встретимся с героями мультфильма «Азбука денег тетушки Совы». Тетушка Сова расскажет, для чего нужно трудиться.

(Просмотр фрагмента мультфильма из серии «Азбука денег тетушки Совы. Работа и зарплата»)

- Ребята, как вы поняли, что получают люди за работу? (Деньги, зарплату.)

- Верно. Зарплата – это один из видов дохода семьи. Доход – это денежные поступления в семью. На что можно потратить зарплату, вы знаете? (На удовлетворение потребностей людей) А что такое потребности? (Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь). Приобретая все необходимое для удовлетворения потребностей, у любой семьи появляются расходы. Расходы – это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи.

- Ой, ребята, кто-то к нам пришел… Это тетушка Сова.

Сова: Здравствуйте, ребята! Я узнала, что вы говорите о профессиях и о том, что люди за свой труд получают зарплату. А вы хотели бы сами попробовать заработать деньги? Как можно это сделать? (Ответы детей) Я предлагаю вам заработать деньги, выполнив мои задания. За каждое выполненное задание вы будете получать от меня монеты. Вы согласны? (Да)

2-й этап – поисковый:

План работы (на доске):

Игра «Какие бывают профессии?» – 1 монета достоинством 1 рубль

«Город профессий» – 2 монеты достоинством 1 рубль

Пазлы «Кому что нужно для работы?» – 3 монеты достоинством 1 рубль

Круги «Орудие труда – профессия – продукт труда или услуга» – 4 монеты достоинством 1 рубль

3-й этап – практический:

  1. Игра «Какие бывают профессии?» (Подходим к столу, на котором лежат картинки.)

- Отгадайте загадки про профессии:

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок... (учитель)

- В чем заключается работа учителя? Реши пример. (1+1=2)

На посту он в снег и в зной,

Охраняет наш покой.

Человек, присяге верный,

Называется... (военный)

- Расскажи, в чем заключается работа военного? Каких военных ты знаешь? Помоги военному добраться до бинокля.

Его усилия не напрасны,

Снимает он наш мир прекрасный!

Его помощник – фотоаппарат,

Ему на свете каждый рад! (Фотограф)

- Расскажи, в чем заключается работа фотографа? Сколько красных бабочек ты видишь на картинке?

За рулем он день за днем,

Много песен есть о нем.

Куда надо привезет

И что нужно отвезет. (Водитель)

-Расскажи, в чем заключается работа водителя? На каких видах транспорта он может передвигаться? Какой свет светофора позволит водителю начать движение?

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

- Расскажи, в чем заключается работа пожарного? Какие предметы могут вызвать пожар? Найди отличие на картинке.

- Молодцы, ребята! Выполнили первое задание, и за это мы получаем от тетушки Совы 1 рубль.

  1. Игра «Город профессий». (Подходим к столу, на котором лежит магнитная книга «Город профессий» и магнитные фигурки.)

- Ребята, мы с вами попали в город профессий. Но он еще не до конца заселен. Давайте поможем поместить картинки на свои места.

Врач работает в больнице.

Учитель работает в школе.

Швея работает в ателье.

Парикмахер работает в парикмахерской. И др.

- Молодцы! Вы выполнили второе задание, и за это мы получаем от тетушки Совы 2монеты достоинством 1 рубль.

- А сейчас немного отдохнем.

  1. Физкультминутка «Профессии».

Много профессий на свете у нас! 

Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево

О них поговорим мы сейчас: 

Разводим руки в стороны

Вот швея рубашки шьет,

Движения воображаемой иглой

Повар варит нам компот,

«Мешаем» поварешкой

Самолет ведет пилот — 

Руки в стороны

На посадку и на взлет. 

Опускаем их вниз, поднимаем вверх

Доктор ставит нам уколы 

Указательный палец вверх

И охранник есть у школы. 

Руки согнуты в локтях, силовой жест

Каменщик кладет кирпич, 

Попеременно кладем кисти рук одна на другую сверху-вниз

А охотник ловит дичь

Делаем бинокль из пальчиков

Есть учитель, есть кузнец,

Загибаем пальцы,перечисляя профессии

Балерина и певец.

 

Чтоб профессии иметь, 

Разгибаем пальцы

Нужно много знать, уметь

Повороты кистями – тыльная сторона ладошки

Хорошо, дружок, учись!

Погрозить пальчиком

И, конечно, не ленись! 

Отрицательное движение указательным пальцем

4.- Итак, нас ждет следующее задание (подходим к столу, на котором лежат пазлы «Играем в ассоциации. Профессии» и лото «Профессии») – «Кому что нужно для работы?»

- Перед вами изображения людей разных профессий. Рассмотрите внимательно предметы в центре стола и подумайте, кому они понадобятся. Приступайте к работе.

Полицейскому нужны полицейская машина, пистолет, бронежилет и жезл.

Капитану нужны корабль, бинокль и штурвал.

Фермеру нужны комбайн и зерно.

Врачу нужны градусник, чемоданчик, шприц, йод, фонендоскоп, машина скорой помощи.

Учителю нужны доска, учебник, парта и стул, глобус, звонок, микроскоп.

- Молодцы, дети! Вы выполнили третье задание, и за это мы получаем от тетушки Совы 3монеты достоинством 1 рубль.

- Ребята, посмотрите вокруг. Что нас окружает? (Вещи, мебель, игрушки)

- Все, что нас окружает, сделано руками людей. Как называется то, что получается в результате труда? (Продукт труда). Продукт труда может продаваться. То, что продается, называется товаром.

Угадайте, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

Он называется … (товар).

- Разные товары продаются в разных магазинах. Существуют магазины, в которых продается только один вид товара. Например, магазин мебели, одежды, игрушек, бытовой техники, канцелярских товаров.

Есть также и универсальные магазины, в которых продается все или абсолютно все. Товары бывают разные: дорогие и дешевые по цене, большие и маленькие, съедобные и несъедобные. Когда человек покупает товар, он платит деньги. Может ли человек купить всё, что ему захочется? Что нельзя купить ни за какие деньги? (Ответы детей)

- Не все потребности можно удовлетворить, купив какой-нибудь товар.

Не являются товаром и услуги. Услуга – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить. Существуют разные учреждения. Они выполняют услуги, которыми мы пользуемся. Например, в парикмахерской парикмахер нам делает прическу, в стоматологическом кабинете стоматолог лечит нам зубы, в автомастерской автослесарь ремонтирует нашу машину, а почтальон разносит нам газеты и письма. Услуги могут быть платными и бесплатными.

- Ребята, а кто из вас помнит, как называются предметы, которые необходимы людям для работы? (Орудия труда)

  1. И сейчас нас ждет последнее задание – круги «Орудие труда – профессия – продукт труда или услуга». (Подходим к последнему столу.)

         Кастрюля, сковорода, газовая плита – орудия труда повара. Продукт труда повара – вкусный обед.

         Швейная машинка, нитки, ножницы, лента – орудия труда портного. Продукт труда портного – модный костюм.

         Фен, расческа, ножницы, бигуди, косметика – орудия труда стилиста. Стилист оказывает нам услугу – делает красивую прическу и макияж.

         Мастерок и подъемный кран – орудия труда строителя. Продукт труда строителя – новый дом.

         Это кресло – орудие труда стоматолога. Стоматолог оказывает нам услугу – он делает наши улыбки красивыми. И др.

         - Молодцы! Вы выполнили четвертое задание, и за это мы получаем от тетушки Совы 4 монеты достоинством 1 рубль.

4-й этап – рефлексивно-оценочный:

Сова: Ребята! Вы выполнили все моизадания. Трудно было зарабатывать деньги? (Ответы детей)

- Давайте вспомним, что мы делали на занятии? Что вам больше всего понравилось? Что узнали на занятии? Что получают люди за свою работу? (Зарплату). Есть хорошая пословица: «Трудись, не ленись: потей, богатей!» Ребята, всякий труд важен и полезен для людей. Нужно трудиться, чтобы всем пригодиться.

- Посчитаем, сколько денег вы заработали? (10 рублей) Ребята, я предлагаю после занятия отправиться в магазин развивающих товаров «Кубик Рубика» (указываю на стол, на котором представлены настольные игры и книга про профессии с ценниками) и купить новые игры про профессии. Согласны? (Да)

 

Документы для скачивания

Предыдущие материалы
Следующие материалы