a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Консультация "Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Автор: Таричева Наталья Владимировна Опубликовано: 2019-11-25 16:24:15

 

"Патриотическое воспитание дошкольников

средствами музыки"

Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей

 

Сложные и большие изменения происходят в нашей стране за последние годы. Меняются и переосмысливаются события, взгляды, убеждения, возникают новые замыслы, ставятся новые задачи во многих сферах политической, экономической, духовной жизни страны. Но непреходящими, не зависимыми от времени остаются вопросы нового, подрастающего поколения нравственного и имеющего гражданскую позицию по отношению к российскому государству.

Патриотическое воспитание надо начинать как можно раньше, ибо чувство Родины не рождается само по себе. Оно формируется всем укладом жизни и главное, благодаря целенаправленному воспитанию. Нас всегда озадачивает вопрос - с чего начать воспитание гражданственности, любви к Родине, какими путями идти, какие приемы и методы использовать, когда речь идет о наших детях - дошкольниках?

Методы, используемые педагогами в патриотическом воспитании детей самые разнообразные, и должны опираться на их опыт и знания, а также учитывать психологические особенности дошкольников (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере чувства исторического понимания социальных явлений и др.).

Исходя из сказанного, наиболее оправданными можно считать методы педагогического воздействия посредством музыки. Именно музыкальный руководитель может наиболее точно и доступно донести до сознания маленького ребенка знания о нашей Родине, стране, обычаях и традициях. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают дошкольников со своим народом, мы используем в своей работе народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства. Повседневно уделяется большое внимание русской народной музыке, которая оказывает благотворное влияние на формирование вкуса малыша. Большинство детей к моменту прихода в детский сад уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню мамы, веселое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

С русскими народными песнями и мелодиями дети знакомятся уже в младшей группе. Они слушают их на музыкальном занятии и вне занятий. Предлагает слушать музыку в исполнении певцов-профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Используется материал из программы по слушанию музыки О.П.Радыновой "Музыкальные шедевры". Учитывая, что характерные для русской мелодии натуральный мажор и натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны слуху ребенка. Поэтому широко используется в работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и др. Ее богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость, активизируют творческую активность. Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен "Как на тоненький ледок", "Ой, вставала я ранешенько", "Тень, тень, потетень", "Где ты был, Иванушка?" и др.

В старшей группе происходит ознакомление с важнейшими государственными символами - гербом и флагом нашей страны. Оно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В связи см этим происходит знакомство детей с Гимном России, Гимном Москвы. Ребята узнают музыку гимна в повседневной жизни, благодаря проведению специально продуманных досугов и комплексных занятий  с использованием мультимедийной установки с показом слайдов, презентаций по темам: "Салют над Москвой", "Музейная Москва", "Белый, синий, красный" т.п.

Особое внимание уделяется именно государственным праздникам. Ежегодно празднуется День Защитника Отечества, в связи  с этим проводится большая предварительная работы (целевые экскурсии, разучивание песен патриотического содержания, тематические слушания с подбором репертуара об армии, о Родине, о защитниках страны). Интересно проходят  игры военно-патриотического характера, сопровождаемые песнями "Будем в Армии служить (сл. В.Малкова, муз. Ю.Чичкова), "Раз-два" (сл. и муз. Е.Ларионовой).

Празднуются юбилейные даты и важные для страны события. Средствами музыки передаем чувство уважения к подвигу народа во время ВОВ, любовь к родному городу. Тонкие средства музыкальной выразительности позволяют точно акцентировать внимание дошкольников на тревоге и стремительности русского народа в своих идейных замыслах. Дети активно начинают выражать свои эмоции, после прослушивания песен "День Победы" (сл. Некрасовой, муз. Е.Тиличеевой), "Про нашу Родину" (сл. М.Ивенсен, муз. А.Пахмутовой) и др. Музыка маршевого характера находит положительный эмоциональный отклик у детей. Ребята с удовольствием двигаются, выполняют перестроения, учатся улавливать музыкально-ритмический рисунок того или иного произведения.

Итак, формирование у дошкольников любви к своей Родине, чувство патриотизма заключается прежде всего в необходимой логической взаимосвязи разных средств и методов воспитания. Но  наиболее доступно детскому восприятию все то, что затрагивает струны детской души, и конечно же это средства музыкальной выразительности, которые передают любовь к близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, к своему дому, улице, детскому саду, городу. А это и есть любовь маленького ребенка к Родине, что является основой патриотического воспитания.

 

 

 

Предыдущие материалы
Следующие материалы