a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мониторинг музыкального развития дошкольников по программе "От рождения до школы"

Автор: Таричева Наталья Владимировна Опубликовано: 2019-11-25 17:00:50

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

 

Диагностические задания для первой младшей группы

 

Что изучается?

Дидактические игры, задания, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Развитие музыкально-художественной деятельности,

приобщение к музыкальному искусству

Слушание

1.      Прослушивание музыкального отрывка веселого плясового характера.

Материал: «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида

Педагог предлагает детям прослушать музыку. Отмечает настроение каждого ребенка. Детям предлага­ется выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту (хлопки в ладоши, покачивание головой, повороты кистей рук)

3 балла – ребенок слушает с интересом, оживляется, хлопает в ладоши, покачивает головой под музыку и т.п.

2 балла – ребенок внимательно слушает, но не проявляет двигательной активности, зажат и скован

1 балл - ребенок равнодушен к музыке

2.      Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Угадай-ка».

Материал:  игрушки курочка с цыплятами, уточка с утятами

Педагог показывает игрушку курочку:

- Послушайте, дети, как курочка зовет цыплят: «Ко-ко-ко!» (поет низким голосом)

Затем показывает цыплят:

- А цыплятки ей отвечают тоненькими голосочками: «Ко-ко-ко» (поет высоким голосом)

А сейчас послушайте, кто поет песенку, курочка или цыпленок? Возьмите игрушку и покажите.

Аналогично проводится игра с утятами.

3 балла - ребенок правильно выбирает игрушку.

2 балла - ребенок выполняет задание с по­мощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием, отказывается играть

Пение

Подпевание знакомой песни.

Материал: «Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера

Мягкая игрушка медвежонок

Педагог приносит на занятие игрушку медвежонка:

- Ребята, к нам в гости пришел медвежонок, только он капризничает, потому что ему хочется спать. Мы сейчас споем медвежонку колыбельную песенку, и он заснет.

 

3 балла – ребенок подпевает, эмоционально реагирует

2 балла - ребенок проявляет двигательную активность, покачивается в такт, но не подпевает

1 балл – ребенок эмоционально не откликается на музыку, не подпевает

Музыкально-ритмические движения

1.      Выполнение танцевальных движений под музыку.

Материал: «Микита», белорус, нар. мелодия, обр. C.Полонского

 

2.      Музыкальная игра «Веселей, детвора!»

Материал: «Веселей, детвора!», муз.И.Картушиной

 

Педагог побуждает детей под музыку выполнять движения по показу в соответствии с текстом: притопывать ногой, хлопать в ладошки, поворачивать кисти рук

 

Педагог встает с детьми в хоровод и побуждает их передавать образы, встречающиеся в тексте (лисичка хвостиком метет, мишка косолапый идет, зайка прыгает, птичка летает, ежики топают).

3 балла – ребенок начинает движение с началом музыки и заканчивает с ее окончанием, правильно выполняет движения, танцует с удовольствием

2 балла - ребенок с опозданием включается в танец, выполняет движения с помощью взрослого.

1 балл - ребенок отказывается выполнять задание

Игра на детских музыкальных инструментах

Дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Угадай, на чем играю»

Материал: ширма; игрушки-би-ба-бо: зайчик, мышка; погремушка, барабан

Педагог ставит перед детьми на стол ширмочку и показывает мышку, которая играет на погремушке, приговаривая:

- Я – мышка - норушка, звеню погремушкой.

Мышка звенит погремушкой и прячется за ширму. Затем педагог показывает детям зайчика, который играет на барабане, при этом приговаривает:

- Я зайчик - побегайчик, бью в барабанчик!

Зайчик играет на барабане и прячется за ширму.

Педагог: Мышка с Зайкой убежали, нам загадку загадали, кто играет, тут узнай, нам скорее отвечай.

3 балла – ребенок узнает звучание музыкального инструмента, называет его

2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

 

 

Диагностические задания для второй младшей группы

 

Что изучается?

Дидактические игры, задания, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Развитие музыкально-художественной деятельности,

приобщение к музыкальному искусству

Слушание

1.      Прослушивание музыкальных композиций разного характера.

Материал: Е. Тиличеева «Марш», А. Гречанинов «Колы­бельная», р. н. м. «Как у наших у ворот» в обр. И.Михайловой

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку. Отмечает настроение каждого ребенка. Детям предлага­ется выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту:

плясовая (хлопки в ладоши, притоп носком ноги);

колыбельная (покачать куклу, закрыть глаза);

марш (марширование на месте).

Вопросы:

- Вам понравилась эта музыка?

- Какая это музыка по настроению - веселая или грустная?

3 балла – ребенок слушает музыкальное произведение до конца, проявляет эмоциональную отзывчивость, правильно отвечает на вопрос

2 балла - ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость, интерес, желание вклю­читься в музыкальную деятельность, но не дослушивает до конца произведение, отвлекается, затрудняется ответить на вопрос

1 балл - ребенок не проявляет эмоциональной отзывчивости, интереса, желания включиться в музыкальную деятельность, отказывается отвечать, молчит.

2.      Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Птицы и птенчики».

Материал: «Птицы и птенчики» муз. Е.Тиличеевой; иллюстрации с изображени­ем птичек

 

Муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение «Пти­цы и птенчики». Вопросы:

- Всегда ли музыка звучит одинаково?

- Как чирикают птенчики? (Высоко или низко.)

- Как чирикают птички?

 

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание.

2 балла - ребенок выполняет задание с по­мощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

 

3.      Дидактическая игра на развитие динамического слуха «Громко - тихо».

Материал: «Громко - тихо», музыка Г.Левкодимова

Муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение, определить, когда оно звучит громко, а когда тихо.

Вопрос: - Всегда ли музыка звучит одинаково? Затем предлагает еще раз прослушать музыкаль­ное произведение, прохлопать в ладоши «тихо», когда музыка звучит тихо, и «громко», когда му­зыка звучит «громко»

 

3 балла - ребенок самостоятельно справля­ется с заданием, правильно отвечает на вопрос.

2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Пение

1.      Узнай и спой песенку по картинке

Материал: Карточки-картинки, отражающие содержание песен из музыкального репертуара второй младшей группы

 

Педагог предлагает ребенку разглядеть карточки-песенки, выбрать из них понравившуюся, рассказать, о чем будет петь, и спеть песенку, которой подходит эта картинка.

 

3 балла – ребенок выбирает картинку, называет песенку, поет 1 куплет или припев

2 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога

1 балл – не может и/или не хочет выполнить задание

 

2.      Исполнение знакомой песни.

Материал: «Петушок», русская народная песня

Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает спеть эту песню вме­сте с ним.

Примечание. Если ребенок затрудняется или не знает предлагаемую песню, педагог предлагает ему исполнить любую песенку, ко­торую он знает

3 балла - ребенок исполняет предлагаемую педагогом песню, не отставая и не опережая других

2 балла - ребенок исполняет песню с запаздыванием или опережением.

1 балл – ребенок затрудняется исполнить песню, которую предлагает сам; отказывается выполнять задание

 

Музыкально-ритмические движения

1.      Выполнение движений, соответ­ствующих характеру музыки.

Материал: русские народные плясовые мелодии

(«Ах вы, сени», «Барыня», «Из-под дуба» и т.п.)

 

 

Педагог побуждает детей под музыку выполнять движения по показу: кружиться по одному и в парах, прито­пывать попеременно ногами, выполнять вращение кистями рук

 

 

 

 

3 балла – ребенок двигается ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, правильно и с удовольствием выполняет танцевальные движения

2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием, отказывается его выполнять

2.      Пляска и игра с погремушками

Материал: «Пляска и игра с погремушками», муз. и сл. В. Антоновой, погремушки по количеству детей

Педагог раздает погремушки и приглашает детей потанцевать. Педагог марширует, звеня погремушкой, кружится, прячет погремушку за спиной, бегает по кругу, отстукивает ритм ножкой погремушки, сидя на корточках

3 балла – ребенок увлеченно танцует,  точно повторяя за педагогом движения

2 балла - ребенок без остановки бегает и звенит погремушкой, не меняет движений вместе с педагогом.

1 балл - ребенок отказывается выполнять задание

Игра на детских музыкальных инструментах

Дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Кого встретил колобок?»

Материал: картинка «Колобок на лужайке», карточки-картинки с изображением персонажей сказки, дудочка, металлофон, бубен, погремушка, бара­бан

Педагог вместе с детьми вспоминает сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Педагог предлагает прослушать, кто идет по лесу, при этом образ колобка передает металлофон (колобок перекатывается – мелодия постепенно то поднимается, то опускается), зайчика– барабан (идет по лесу зайчик, бьет в барабанчик), волка – погремушка (волк по лесу бежит, погремушкою гремит), медведя – бубен (медведь идет, в бубен лапой бьет), лисичку – дудочка (лисичка хитрая, ласковым голоском говорит, будто дудочка поет)

После того, как педагог сыграет на инструменте, ребенок определяет, какой персонаж был озвучен, и вставляет в окошечко картинку с данным персонажем

3 балла – ребенок правильно определяет персонажа и называет музыкальные инструменты

2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

         

 

Диагностические задания для средней группы

 

 

Что изучается?

Дидактические игры, задания, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Развитие музыкально-художественной деятельности,

приобщение к музыкальному искусству

Слушание

1.      Дидактическая игра «Что делает кукла?»

Материал: «Колыбельная», муз. А.Гречанинова; «Марш», муз. Л.Шульгина, «Ах ты, береза», рус. нар. песня

Карточки: «кукла спит», «кукла танцует», «кукла марширует»

 

 

Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку, определить, что делает кукла, и поднять соответствующую карточку

Вопросы:

- Вам понравилась музыка?

- Какая это музыка по настроению - веселая или грустная? Тихая или громкая? Быстрая или медленная?

- Что делала кукла под эту музыку?

3 балла – ребенок внимательно слушает музыкальное произведение до конца,  правильно отвечает на вопрос

2 балла – ребенок к концу начинает отвлекаться и слушать невнимательно, выполняет задание с помощью педагога

1 балл – ребенок слушает невнимательно, не отвечает на вопрос

2.      Узнавание знакомых песен по мелодии

Материал: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского, «Мы запели песенку», муз. М.Рустамова, сл. Л.Мироновой

 

Педагог играет на металлофоне или фортепиано мелодию знакомой песни:

В начале года – «Улыбка», в конце года – «Мы запели песенку»

 

3 балла – ребенок узнает песенку, оживляется, подпевает, самостоятельно вспоминает название песни

2 балла – ребенок слушает песенку, эмоционально откликается, с помощью педагога вспоминает название или слова из песенки

1 балл – равнодушен к исполнению песенки, отказывается выполнять задание

3.      Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Качели» (восприятие и различение звуков септимы).

Материал: «Качели» муз. Е.Тиличеевой; карточка с изображением качелей в верхнем и нижнем положении, цветная карточка, закрывающая изображение, металлофон, ширма.

Педагог исполняет детям песенку Е.Тиличеевой «Качели». А затем предлагает детям спеть песню вместе и на слова «вверх» поднимать руку вверх, а на слова «вниз» опускать её. После этого педагог играет на металлофоне верхний звук (до2), показывая картинку «качели вверху», а затем играет нижний звук (ре1)

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание.

2 балла - ребенок выполняет задание с по­мощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

 

Пение

Исполнение знакомой песни.

Материал: в начале года «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной, в конце года «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой

Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает детям спеть эту песню вме­сте с ним.

 

3 балла - ребенок вместе с другими детьми начинает и заканчивает пение, поет протяжно, четко произносит слова

2 балла - ребенок исполняет песню с запаздыванием или опережением, не внятно, но старательно произносит слова, не тянет долгие звуки.

1 балл – ребенок опережает или отстает от других детей, выкрикивает, либо вяло и не четко пропевает слова, молчит.

Музыкально-ритмические движения

3.      Выполнение движений, соответ­ствующих характеру музыки, смена движений в соответствии с двухчастной формой произведения.

Материал: «Летчики, на аэродром» муз. М.Раухвергера

Педагог играет детям музыкальное произведение, обращает внимание на средства музыкальной выразительности (как летчики заводят мотор, как летят самолеты, как летчики маршируют на параде). Затем педагог предлагает детям поиграть в игру «Летчики, на аэродром!»

3 балла – ребенок двигается согласно музыке

2 балла - ребенок включается в игру, ориентируется на других детей и подсказки педагога

1 балл - ребенок не слышит изменений в музыке, не меняет движений

4.      Выполнение танцевальных движений: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах

Материал: «Барыня», русская народная мелодия, «Полька», муз. М. Глинки, «Пляска парами», латыш, нар. мелодия

Педагог предлагает детям выполнять танцевальные движения под музыку:

·         пружинки - «Барыня»

·         подскоки – «Полька»

·         кружение

Педагог просит детей построиться парами и под музыку «Пляска парами»:

·         идти по кругу

·         бежать парами на носочках

·         кружиться в парах

3 балла – ребенок правильно выполняет все задания

2 балла – ребенок затрудняется выполнить 1-2 задания

1 балл – ребенок не держит круг, не справляется с подскоками, наклоняется, выполняя «пружинку», не выполняет задания

5.      Выполнение танцевальных движений с куклами по показу

Материал: «Калинка», русская народная мелодия

кукла Марина и игрушки по количеству детей

Педагог показывает детям куклу:

- Ребята, к нам в гости пришла кукла Марина и привела с собой своих друзей – игрушечных зайчиков, медвежат, собачек (делает вид, словно кукла что-то шепчет на ушко). Марина очень любит танцевать и приглашает всех вас на танец. Берите игрушки и вставайте в кружок.

3 балла – ребенок увлеченно танцует,  точно повторяя за педагогом движения

2 балла - ребенок с удовольствием танцует, но меняет движения только после подсказки педагога.

1 балл - ребенок занят игрушкой, не обращает внимание на танцующих, двигается сам по себе

Игра на детских музыкальных инструментах

Игра на металлофоне

Материал: «Мы идем с флажками», «Небо синее», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова

Металлофон, ритмокарты

Предварительно дети разучивают попевку, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки), прохлопывают ритм, знакомятся с ритмокартами. Затем индивидуально каждому ребенку предлагается прохлопать ритм песенки по ритмокарте, а затем повторить на металлофоне знакомую попевку.

3 балла – ребенок исполняет на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке

2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого

1 балл - ребенок не справляется с заданием

 

Диагностические задания для старшей группы

 

Что изучается?

Дидактические игры, задания, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Развитие музыкально-художественной деятельности,

приобщение к музыкальному искусству

Слушание

1.      Дидактическая игра на определение жанра «Что делают в домике?»

Материал: «В церкви» П.Чайковского, «Детская полька» М. Глинки, «Марш» Д.Шостаковича. Домик с открывающимися ставнями, в окошко которого вставляются рисунки, соответствующие музыке: песня, танец, марш.

Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку, определить, что делают дети, и для проверки открыть окошко в домике.

Вопросы:

- Как называется эта музыкальная пьеса? (Что делали дети под эту музыку?)

- Какая это музыка по настроению (по характеру)?

 

3 балла – ребенок внимательно слушает музыкальное произведение до конца,  правильно отвечает на вопрос

2 балла – ребенок внимательно слушает, выполняет задание с помощью педагога

1 балл – ребенок слушает невнимательно, неправильно отвечает на вопросы

2.      Дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Музыкальные загадки»

Материал: Ширма, металлофон, треугольник, колокольчик, бубен,  барабан, маракас, дудочка, ложки, арфа. Карточки с изображениями детских музыкальных инструментов, фишки.

Педагог устанавливает на столе ширму, за которой раскладывает музыкальные инструменты и игрушки. Затем педагог проигрывает подгруппе детей мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают -  называют инструмент и показывают карточку с изображением этого инструмента. За правильный ответ ребёнок получает фишку.

3 балла – ребенок узнает звучание и называет более семи музыкальных инструментов

2 балла – ребенок получает не менее 4 фишек

1 балл – ребенок плохо различает звучание, 3 фишки и менее.

3.      Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха в пределах квинты «Лесенка»

Материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (мат­решка, мишка, зайчик), металлофон

Педагог исполняет на металлофоне мелодию, ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание.

2 балла - ребенок выполняет задание с по­мощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

 

Пение

Исполнение знакомой песни.

Материал: «Песенка друзей» сл. Я.Акима, муз. В.Герчик

Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает детям спеть эту песню вме­сте с ним.

 

3 балла - ребенок поет естественным звуком, без напряжения, начинает и заканчивает вместе с другими детьми, пропевает долгие звуки, четко произносит слова

2 балла - ребенок исполняет песню с запаздыванием или опережением, вялая, не четкая дикция, не тянет долгие звуки.

1 балл – ребенок опережает или отстает от других детей, выкрикивает, либо вяло и не четко пропевает слова, молчит.

Музыкально-ритмические движения

6.      Музыкальная игра «Веселый бубен»

Материал: «Полька» муз. М.Красева, бубен.

Педагог встает с детьми в круг, передавая бубен по кругу, дети говорят:

Ты беги веселый бубен.

Быстро-быстро по рукам!

У кого веселый бубен,

Тот в кругу станцует нам!

Ребенок с бубном выходит и танцует, дети повторяют за ним танцевальные движения. Если педагог выходит в круг, то проверяет умение детей выполнять следующие движения:

  • Поочередное выбрасывание ног в прыжке
  • Полуприседание с выставлением ноги на пятку
  • Притопы

3 балла – ребенок самостоятельно придумывает движения, не повторяет за другими детьми

2 балла - ребенок повторяет движения за другими детьми, затрудняется сам придумать движения, но выполняет движения правильно

1 балл - ребенок не придумывает движения сам, по показу не может выполнить движения, или выполняет неправильно

7.      Танец «Приглашение»

Материал: «Перевоз Дуня держала», русская народная мелодия

Педагог объявляет знакомый детям танец «Приглашение» и начинает его с одним ребенком, постепенно вовлекая в пляску всех

3 балла – ребенок ритмично двигается в соответствии с различным характером и темпом музыки, умеет пригласить и поблагодарить за танец жестом (кивок, реверанс)

2 балла – ребенок забывает сделать реверанс, кивок, но при повторении исправляется, не дослушивает смену частей в музыке, раньше начиная кружиться, неритмично притопывает

1 балл – ребенок не делает реверанс (кивок) в начале и в конце танца, не ритмично притопывает, наклоняя корпус вперед

Игра на детских музыкальных инструментах

Игра на металлофонах в ансамбле

Материал: «Часики», муз. С.Вольфензона

Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки), прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми.

3 балла – ребенок играет ритмично и с динамическими оттенками

2 балла - ребенок мелодию играет верно, но не ритмично, либо напротив – ритмично, но не по тем звукам, выбиваясь из ансамбля, но подстраиваясь к другим исполнителям к концу пьесы

1 балл - ребенок много ошибается, не может играть в ансамбле, не прислушивается к другим

Творчество

Инсценировка песни

Материал: «Про лягушек и комара» сл.Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко

Педагог предлагает детям инсценировать знакомую песенку – выбираются 2 лягушки и комарик.

3 балла – ребенок эмоционален, поет («квакает», играет на скрипочке «дили-дили»)  и двигается соответственно своей роли

2 балла – ребенок с помощью педагога изображает персонажей песенки

1 балл – у ребенка не получается импровизировать танец лягушек, не выходит «игра на скрипке», отказ

           

 

Диагностические задания для подготовительной к школе группы

 

Что изучается?

Дидактические игры, задания, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Развитие музыкально-художественной деятельности,

приобщение к музыкальному искусству

Слушание

4.      Слушание Государственного гимна РФ

Материал: Аудиозапись Государственного гимна РФ

 

Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение, назвать его, пропеть куплет с припевом

 

3 балла – ребенок узнает мелодию Государственного гимна РФ, называет авторов, может спеть куплет с припевом

2 балла – ребенок узнает мелодию гимна, но не знает авторов, слов куплета (припева)

1 балл – ребенок не узнает мелодию гимна

  1. Дидактическая игра-лото «Три кита в музыке»

Материал: игра-лото «Три кита в музыке», аудиоподборка к игре с записями различных видов маршевой, танцевальной и песенной музыки

Педагог раздает детям карточки с шестью разновидностями танца, марша, песни и предлагает детям поиграть в музыкальное лото, угадывая при этом, какому жанру принадлежит прослушанный отрывок

3 балла – ребенок определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец), различает подвиды жанров

2 балла – ребенок определяет только жанр, не различая подвиды

1 балл – ребенок не различает жанры

6.      Дидактическая игра на определение характера музыкального произведения «Море»

Материал: карточки с изображением спокойного моря (штиль), легких волн и шторма

«Грустная песня», муз. Г. Свиридова; «Море», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Зима» А.Вивальди («Времена года»)

Педагог раздает детям карточки с изображением моря.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карточки. Чем отличаются картинки, изображающие море?

- Сейчас мы послушаем три музыкальных фрагмента, а вы определите, какая карточка больше подходит каждому отрывку: со спокойным морем, с покачивающимися волнами или со штормом.

- Скажите, вам понравилась эта музыка?

- Какая она по характеру?

3 балла – ребенок определяет общее настроение, характер музыкального произведения, подбирает оригинальные эпитеты

2 балла - ребенок правильно определяет характер, но при описании музыки повторяет за другими детьми, не оригинален.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

 

 

7.      Дидактическая игра на определение инструментального тембра

Материал: аудиозапись симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк», карточки-картинки с изображением персонажей и музыкальных инструментов

Педагог предварительно знакомит детей с симфонической сказкой, персонажами сказки и озвучивающими их инструментами.

Педагог:

- Ребята, сегодня мы вспомним симфоническую сказку С.Прокофьева «Петя и волк». У меня есть карточки-картинки с изображением персонажей сказки и музыкальных инструментов, с помощью которых композитор изображает этих персонажей. Я буду ставить музыкальные отрывки из сказки вперемешку, кто угадает персонаж и его музыкальный инструмент, поднимает руку.

3 балла – ребенок различает музыкальные инструменты по слуху, называет их, находит среди иллюстраций соответствующие музыке картинки

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога

1 балл - ребенок не справляется с заданием

8.      Дидактическая игра на определение частей песни

Материал: карточки с изображением дирижера перед хором, поющего солиста, поющего хора, кланяющегося дирижера. Любая песня из репертуара подготовительной группы

Педагог показывает детям карточки-картинки и просит определить, какой части песни может соответствовать картинка. Затем педагог исполняет вступление, куплет, припев, окончание песни в произвольной последовательности, а ребенок называет часть музыкального произведения и выбирает соответствующую карточку

3 балла – ребенок различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев)

2 балла – ребенок справляется с заданием помощью педагога

1 балла – ребенок не справляется с заданием

Пение

Исполнение знакомой песни.

Материал: «Листопад»; муз. Т.Попатенко, сл. Е.Авдиенко «Моя Россия», муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой

Педагог разучивает с детьми песню

(в начале года «Листопад», весной – «Моя Россия»).

1.      Педагог наблюдает за выразительностью исполнения.

 

 

 

 

3 балла – ребенок может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).

2 балла – ребенок знает песню, передает общее направление мелодии, не соблюдает динамических и темповых нюансов

1 балл – равнодушное, ровное исполнение без звуковысотных, динамических и темповых изменений

2.      Педагог предлагает детям разные варианты исполнения:

- Сейчас в нашем хоре солистом будет …

- А теперь группа солистов… - Сейчас мы проверим, как вы поете без аккомпанемента…

- Начинаем конкурс вокальных ансамблей. Первой выступит ансамбль девочек «Хрустальный голосок» (1 куплет) Теперь послушаем ансамбль мальчиков «Соловейко» (2 куплет)…

3 балла - ребенок может петь индивидуально и коллективно, прислушивается к аккомпанементу, при пении a’capella выдерживает мелодическую линию

2 балла - ребенок исполняет песню увлеченно, забывая при этом о ритмическом и динамическом ансамбле, то поет, забегая вперед, то слишком громким голосом

1 балл – ребенок сольно не поет, в ансамбле сильно опережает или отстает от других детей, выкрикивает, либо вяло и не четко пропевает слова, молчит.

Музыкально-ритмические движения

1.      Музыкальная игра «Танцевальная угадай-ка»

Материал: «Марш» И.Дунаевского, полька «Добрый жук» А.Спадавеккиа, «Вальс цветов» П.Чайковского, «Шествие гномов» Э.Грига

 

 

 

 Педагог:

- Сейчас мы поиграем в «Танцевальную угадай-ку!» Будет звучать разная музыка, а вы покажете с помощью танца, о чем она, передадите в движении ее характер.

Педагог включает танцевальное попурри из названных материалов

3 балла – ребенок умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообраз­ным характером музыки, музыкальными образами

2 балла – ребенок повторяет за другими, двигается не ритмично, движения не передают характер музыки

1 балл – не слышит и чувствует музыку, танцует сам по себе вне музыки и ритма

2.      Музыкальная игра «Повторяй, не зевай»

Материал: русская народная мелодия «Калинка» (чередование быстрого припева и медленного запева)

Педагог выстраивает детей в кружок

- Мы с вами поиграем в игру «Повторяй, не зевай». Внимательно наблюдайте за моими движениями и повторяйте без ошибок

3 балла – ребенок умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг)

2 балла – ребенок затрудняется выполнить 1-2 из вышеперечисленных видов движений

1 балл – ребенок не выполняет более 3 из вышеперечисленных видов движений

Игра на детских музыкальных инструментах

1.      Дидактическая игра «Учитесь танцевать»

Материал: большая матрешка и маленькие по числу играющих

Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У педагога большая матрешка, у детей ма­ленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повто­ряют этот ритм своими матрешками.

3 балла – ребенок точно передает несложный музыкальный ритмический рисунок

2 балла – ребенок верно простукивает ритм после нескольких повторений

1 балл – ребенок не справляется с заданием

 

2.    Игра на детских музыкальных инструментах

Материал: «В нашем оркестре», муз. Т. Попатенко

Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки), прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми.

3 балла – ребенок исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии

 

Творчество

Игра с пением «Как у деда Трифона»

 

 

Дети встают в хоровод, в центр круга считалкой выдирают водящего. Все вместе с педагогом инсценируют песню «Как у деда Трифона» (без сопровождения), выполняя соответствующие тексту песни характерные движения. В конце запева на слова «Разом делали вот так!»  водящий придумывает оригинальное движение, которое все остальные дети должны повторить как можно быстрее и четче.

3 балла – ребенок инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах

2 балла – ребенок инсценирует игровую песню, повторяя за другими, с помощью педагога может показать известное, но не повторяющееся движение

1 балл – ребенок не может придумать свое движение, стесняется повторить за другими движения

           

 

 

Диагностическая карта

№ п/п

Ф. И. ребенка

Слушание

Пение

Музыкально-ритмические движения

Игра на детских

музыкальных инструментах

Творчество (песенное, музыкально-игровое, танцевальное)

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 352 с.


 

Оставить комментарий: