a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дополнительная общеразвивающая программа кружка хорового пения для детей 5-8 лет

Автор: Таричева Наталья Владимировна Опубликовано: 2019-11-25 17:01:39

Документы для скачивания

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ………………………………….………………3
  2. Цели и задачи реализации программы …………………………………4
  3. Принципы и подходы к формированию программы ………………….5
  4. Планируемые результаты освоения программы ………………………5
  5. Содержание программы …………………………………………………6
  6. Учебно-тематическое планирование ………………………………….13
  7. Организационно-педагогические условия реализации программы ....20
  8. Методики изучения результативности …………………………..……21

          Список литературы …………………………………………………….…..……22

 

  1. Пояснительная записка

Музыка начинается с пения

Курт Закс (немецкий музыковед)

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой вид музыкального жанра. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение дает возможность выразить свои чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи, слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. Пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. В процессе обучения пению развивается детский голос, а так же решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка хорового пения «Веселые нотки» (далее – программа) разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013) (далее – ФГОС ДО), основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в МБДОУ д/с № 38 «Лесовичок», возрастных особенностей детей дошкольного возраста от 5 до 8 лет, с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. 2017 г.

В разработке данной программы использовались парциальные программы, авторские методики и технологии:

- «Музыкальное воспитание в детском саду», Н.А.Ветлугиной;

- «Музыкальное воспитание в детском саду. Программа», М.Б. Зацепиной;

- «Праздники каждый день». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки»», И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.

Данная программа, в условиях дополнительного образования детей в МБДОУ д/с № 38 «Лесовичок», ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 8 лет, составлена с учётом требований, предъявляемых к дополнительному образованию, направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Направленность программы: художественно – эстетическая.

В программе систематизированы средства и методы музыкально - художественной деятельности, обосновано использование разных видов детской музыкально – художественной деятельности в процессе обучения детей пению.

Актуальность

Музыка в нашей жизни занимает большое место. Ни один праздник, ни одно важное мероприятие, торжественное событие не обходится без неё. Общество не стоит на месте. Оно постоянно развивается, поэтому большое внимание уделяется разностороннему развитию дошкольников. Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование потребности в духовной культуре. 

Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле вокальная группа является средством художественно - творческого развития дошкольников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность. В вокальном коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов. Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.

Планирование составлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. 

Новизна

Программа интегративна, поскольку вокальная деятельность – неотъемлемая часть всех занятий, проводимых в ДОУ, с одной стороны, и все занятия способствуют ее обогащению и развитию с другой, составлена с учетом реализации межпредметных свя­зей по разделам.

  1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, же­стами, мимикой; слушают музыку, отме­чая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
  2. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
  3. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явле­ниями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.

Отличительная особенность программы в том, что в ней заложено сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, строится с учётом специфических для дошкольников видов деятельности.

Программа осуществляет вокальное развитие детей 5-8 лет в процессе разнообразной художественной деятельности: танцевальной, художественно-речевой.

Программа может быть использована в регламентированной образовательной деятельности дошкольного учреждения на занятиях: по музыкальному воспитанию, по развитию речи, по физическому воспитанию.

  1. Цели и задачи реализации программы

Цель:

Создание условий для развития певческих способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОУ, формируя интерес ребенка к эстетической стороне действительности.

Задачи:

  1. Развивать музыкальные способности и эмоциональную отзывчивость дошкольников.
  2. Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным песням и интерес к песням современных авторов.
  3. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса)
  4. Расширять певческий диапазон.
  5. Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию.
  6. Способствовать пробуждению творческой активности детей.
  7. Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровьесберегающую технологию – дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения).
  8. Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального исполнительства дошкольников.
  1. Принципы и подходы к формированию программы

Программа соответствует следующим принципам:

Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей данной возрастной группы.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

  1. Планируемые результаты освоения программы.

К концу образовательного периода дети могут:

  1. Проявлять интерес к вокальному искусству; стремиться к вокальному творчеству, самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
  2. Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать

и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;

  1. Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
  2. Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
  3. Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
  4. Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
  5. Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
  6. Активно участвовать в выполнении творческих заданий;
  7. Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
  8. Содержание программы

Организация образовательной деятельности.

Программа кружка хорового пения «Веселые нотки» по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 8 лет. Состав вокального кружка формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков. Наполняемость группы на занятиях – до 15 детей.

Работа вокального кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.2660-10.

Занятия проводит музыкальный руководитель во второй половине дня, по специально составленному расписанию.

Учебный план состоит из 72 занятий, 4 из которых отводятся на мониторинг: в сентябре: 2 занятия на 3-4 рабочей неделе и в мае: 2 занятия на 71-72 рабочей неделе, и 68 занятий обучающего характера.

Основные направления образовательной работы кружка хорового пения «Веселые нотки»:

Задачи:

1

При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса.

2

Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.

3

Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.

4

Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно, выразительно, подчеркивать голосом логические ударения.

5

Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса; выравнивать его звучание при переходе от высоких к низким звукам и наоборот.

6

Совершенствовать умение детей стройному согласованному пению.

 

Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста от 5 до 8 лет

Особенности слуха и голоса детей 5-8лет.

У детей этого возраста достаточно развита речь, они высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до – ре второй октавы). Два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.

Методы, формы и приемы реализации программы.

  1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
  2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
  3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
  4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Формы работы с детьми.

Решение поставленных задач предполагается через следующие виды деятельности:

  • Диагностика;
  • Игровая развивающая работа;
  • Вокальная деятельность;
  • Просвещение и консультирование;
  • Работа над номерами.
  • Коллективная работа;
  • Индивидуальная работа;
  • Беседа;
  • Распевание по голосам;
  • Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
  • Дыхательная звуковая гимнастика;
  • Артикуляционные упражнения;
  • Игра на детских музыкальных инструментах;
  • Музыкально-дидактические игры и упражнения;
  • Концертные выступления;
  • Участие в творческих районных и республиканских конкурсах

Работу по программе необходимо осуществлять по четырем основным направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами, организация художественно – эстетической творчески развивающей среды.

В содержание работы с детьми мы включаем следующие направления:

  1. основы вокальной культуры;
  2. культура и техника речи;
  3. участие в проведении праздников, досугов и развлечений.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
  • тембровыми подгруппами
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

- игровой характер занятий и упражнений,

- активная концертная деятельность детей,

-доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях

- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия),

звуковоспроизводящая аппаратура (ноутбук, музыкальный центр, микрофон, СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)

- сценические костюмы, необходимые для создания образа.

Программа включает подразделы:

- восприятие музыки;

- развитие музыкального слуха и голоса;

- песенное творчество;

- певческая установка;

- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции.

Методические приемы:

  1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
  1. Приемы работы над отдельным произведением:
  • пение песни с полузакрытым ртом;
  • пение песни на определенный слог;
  • проговаривание согласныхв конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
  • настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
  • анализ направления мелодии;
  • использование элементов дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.
  1. Приемы звуковедения:
  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
  • образные упражнения;
  • оценка качества исполнение песни

Структура занятия.

  1. Приветствие, распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
  2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
  3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
  4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Направления работы по совершенствованию голосового аппарата

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач:

  1. Певческая установка.Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
  2. Дыхание.Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

- вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

- после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

- выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.

  1. Артикуляционная работа.Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком.

При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует:

а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».

  1. Выработка подвижности голосаЭто качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
  2. Расширение певческого диапазона детейЭтому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
  3. Развитие чувства метроритма. Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения
  4. Выразительность и эмоциональность исполненияЛюбое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.

8.Работа над чистотой интонированияВ целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

9.Формирование чувства ансамбляВ хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

  1. Формирование сценической культурыПодбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. 

Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Работа с родителями

Для успешной реализации поставленных задач программа предполагает тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:

  1. Консультации по вопросам вокально – эстетического воспитания детей;
  2. Домашние задания;
  3. Совместные праздники, досуги и развлечения;
  4. Информация достижений (фотографии, дипломы, грамоты, видео).

План работы с родителями:

Мероприятия

 

Дата

Ответственный

Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о вокальном кружке «Веселые нотки»

сентябрь

Музыкальный руководитель, воспитатели

Родительские собрания по ознакомлению родителей с работой вокального кружка цели и задачи

октябрь

Музыкальный руководитель и воспитатели

Распространение информационных материалов: папки- передвижки, памятки, буклеты на информационных стендах в МБДОУ, работа в СМИ

В течение года

Музыкальный руководитель.

 

Консультации в рамках консультационного пункта:

В течение года

Музыкальный руководитель

1.Оказание информационной поддержки родителям и заинтересованность в проявлении таланта детей

2.Помощь родителям по созданию предметно- развивающей среды в

семье и соблюдение охраны детского голоса

3. Участие в совместных праздниках, выступлениях и конкурсах

4. Совместное подпевание, инсценирование и исполнение знакомых песен, просмотр презентаций и видеороликов к песням вместе с родителями

5. Создание фото -альбома «Наша творческая жизнь» - «Ладушки» в детском саду»

Привлекать родителей к изготовлению костюмов к выступлениям

В течение года

Музыкальный руководитель воспитатели, родители

Отчетный концерт в ДК «Дружба» вокального кружка «Веселые нотки»

апрель

Музыкальный руководитель,

  1. Учебно-тематическое планирование

Сентябрь - 3-4 неделя - мониторинг (прослушивание) детей, зачисление в кружок.

Октябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

 

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

 

 

 

 

3.Интонационно-фонетические упражнения.

 

 

 

4.Скороговорки. Чистоговорки.

 

 

 

 

 

5. Упражнения для распевания.

 

 

 

6. Песни.

 

 

 

 

 

 

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

 

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

 

 

 

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.

 

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

 

Упражнять детей в чистом интонировании постепенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

 

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном;

Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

Учить детей исполнять песни акапелла.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

 

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

 

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

 

 

 

1.        «Говорил попугай попугаю».

2.        «Тигры».

3.        «Вёз корабль карамель».

4.        «Кит-рыба», «Бубенчики», «Жук», «Лесенка», «Музыкальное эхо

 

 

1. «Настоящий друг» (Шаинский)

2. «Наши воспитатели» (Иванов)

3. «Россиночка-Россия»

 

 

 

Количество занятий – 8

 

Ноябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Игра-приветствие.

 

 

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

 

 

 

3.Интонационно-фонетические упражнения.

 

 


4.Скороговорки. Чистоговорки.

 

 

 

5 Упражнения для распевания.

 


6. Пение.

 

Психологическая настройка на занятие.

 

 

 

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

 

 

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному.

Следить за правильной певческой артикуляцией.

 

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

 

Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.

 

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, с музыкальным сопровождением и без него.

Упражнения: 1. «В гости».

2. «Здравствуйте».М. Картушина.

 

Упражнения:

  1. «Обезьянки».

2.   «Весёлый язычок».

3.   Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

 

1.   Няня мылом мыла Милу…»

2.   «Сорок сорок ели сырок…»

3.   Знакомый материал.

 

 

1.       « Бубенчики». «Качели».«Храбрый портняжка» А.Евтодьевой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       «Мир похож на цветной луг» (Струвве)

2.       «Живи наша Русь и душа!»

3.       (повтор песен октября)

 

 

Количество занятий - 8

 

 

 

Декабрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

 

1. Коммуникативная игра-приветствие.

 

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

 

 

 

 

 

 

3.Интонационно-фонетические упражнения.

 

 

 

4.Скороговорки, стихи.

 

 

 

5 Упражнения для распевания.

 

 

 

6. Пение.

 

 

 

 

 

 

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

 

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

 

 

 

 

 

Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;

Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

 

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

 

Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

 

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Учить детей петь в унисон, а капелла.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Развивать у детей умение петь под фонограмму.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.

 

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

 

Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности

«По волнам», «Качели», «По кочкам».

 

 

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

 

 

«Храбрый портняжка», «Золушка и сестры» А.Евтодьевой, «Гроза»Знакомый репертуар.

 

 

 

1.«Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова

2.«Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина,

3.« Новогодний хоровод»

 

 

 

 

Количество занятий – 8

 

Январь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.


2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

 

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

 

 

 

 

4. Скороговорки.

Стихи.

 


5.Упражнения для распевания.

 

 

6. Пение

 

 

 

 

 

 

 

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

 

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.

 

Учить детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

 

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо

 

Продолжать работу над развитием голоса детей.

Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала

 

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

4. Чисто интонировать в заданном диапазоне;

5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

6. Совершенствовать исполнительское мастерство.

7. Учить детей работать с микрофоном.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

 

Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся»,

«Я радуюсь».

 

«Крик ослика» (Й – а...)

«Крик в лесу» (А – у).

«Крик чайки» (А! А!).

«Кричит ворона» (Кар).

«Скулит щенок» (И-и-и)

«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно)

 

 

 

Чтение текста песен.

Знакомый репертуар.

 

 

 

1. «Волк и красная шапочка»

2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой

 

Повторение знакомых песен

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество занятий – 6

 

 

 

 

Февраль

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.


2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

 

 

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

 

 

 

4.Скороговорки. Чистоговорки.

 

 

 

 

 

5. Упражнения для распевания.

 

 

6. Песни.

 

 

 

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

 

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

 

 

 

Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.

Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.

 

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

 

1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.

 

1.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

2. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

3.Учить детей работать с микрофоном.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

 

Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

 

«Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной.

«Мороз» (по методу Емельянова)

 

 

«Вёз корабль камень»,

«Ди-ги, ди-ги дай»

«Петя шёл»

«Думал – думал»

 

 

 

 

1. «Три медведя» А.Евтодьевой

Знакомые распевки.

 

 

1. «Песенка о капитане» Дунаевский

2. «Любимый папа» сл. Ю. Энтина

муз. Д. Тухманова

3.«Мальчишка-будущий солдат»

Количество занятий – 8

Март

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Игра-приветствие.

 

 

 

 

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

 

 

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

 

4.Чистоговорки.

 

 

 

 

5. Упражнения для распевания.

 

 

 

6. Пение.

 

 

 

 

Психологическая настройка на занятие.

 

 

 

 

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

 

Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией.

 

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.

 

Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.

Учить связывать звуки в «легато».

 

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

Упражнение: «В гости». «Здравствуйте».

Картушина.

Упражнения:

«Обезьянки».«Весёлый язычок».

 

Знакомый репертуар.

 

 

 

 

 

«Лягушка и кукушка»

 

 

 

«Няня мылом мыла Милу…»

«Сорок сорок ели сырок…»

«Шла Саша…»

 

 

 

 

 

 

1. «Теремок» Л.Олифировой

2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной

 

 

1.«Мамочка моя»,

2.«Мамина песенка» М. Пляцковский

3.«Моя бабушка»,

4.«Песенка –капель»

 

 

Количество занятий -8

Апрель

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

 

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.


 

 

 

3.Интонационно-фонетические упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Скороговорки, стихи.

 

 

 

5. Упражнения для распевания.

6. Пение.

 

 

 

 

 

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

 

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

 

 

 

 

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

 

Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса.

Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

 

Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.

 

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения.

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.

Формировать сценическую культуру.

Продолжать обучать детей работать с микрофоном.

1. «Приветствие»Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.

 

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

 

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

«Я хороший»,

«Да и нет» В.Н.Петрушина.

 

 

 

 

1. «Стрекоза и рыбка»

2. «Кот и петух» А.Евтодьевой

 

 

 

 

 

 

1. «Веснянка» укр.н.п

2. «Что такое семья?» Е.Гомоновой

3. «Ты да я, да мы с тобой!»

Количество занятий -8

Май

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

 

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

 

 

3.Интонационно-фонетические упражнения.

 

 


4.Скороговорки, стихи.

 

 

 

 

5.Упражнения для распевания.

 

 

6. Пение.

 

 

 

 

 

 

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

 

Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

 

Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию;

Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

 

Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

 

Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей.

 

Совершенствовать вокальные навыки:

  1. Петь естественным звуком без напряжения;
  2. Чисто интонировать в удобном диапазоне;
  3. Петь акапелла, под аккомпанемент, под фонограмму;
  4. Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;
  5. Самостоятельно попадать в тонику;
  6. Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.

 

«Прогулка» М. Лазарев.

 

 


«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;

 

 

 

 

Проговаривание текста песен, попевок.

Знакомый репертуар.

 

 

 

 

«Только смеяться»,

«Я хороший»,

Знакомый репертуар.

 

1.«Любимый детский сад» К.Костина

2.«В самый первый раз» Н.Разуваевой.

3.«Детство» Шаинский

4. «До свиданья детский сад»,

 

 

 

Мониторинг /Количество занятий – 8

 

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы

Кадровые условия

Реализацию Программы обеспечивает музыкальный руководитель, которая имеет высшее образование по специальности «Учитель музыки».

 

Материально-технические условия

Занятия проводятся в большом, хорошо освещенном музыкальном зале. Для проведения занятий собрана необходимая обучающая литература.

Для успешной реализации данной программы необходимо:

Технические средства обучения

  1. Пианино
  2. Музыкальный центр, проектор
  3. Компьютер
  4. Мультимедийное оборудование
  5. Микрофоны
  6. Музыкальные инструменты
  7. CD, DVD диски, видео, фотоматериалы.

Учебно- наглядные пособия

1.    Плакаты, схемы, иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.

2.    Комплексы дыхательной гимнастики – при работе над песней.

3.    Пальчиковая гимнастика

4.    Артикуляционная гимнастика.

5.    Программы, сценарии концертов.

6.    Сборники песен, попевок.

  1. Методика изучения результативности

Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.

Обследования детей проводятся 2 раза в год - в сентябре, и в мае.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной Программы и влияние непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые песни в играх, в процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания. Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в основной форме подведения итогов работы вокального кружка - концертные выступления в ДОУ, на районном и республиканском уровнях.

Формы и виды контроля

Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы  проверки:

-беседа по пройденному материалу;

- выполнение практического или теоретического задания.

Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.

- анализ проделанной работы;

- участие в массовых мероприятиях.

Итоговый контроль подведение итогов обучения за год

- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии) - участие в итоговом отчетном концерте.

Таблица освоения планируемых результатов программы

Ф.И. ребенка

Вокальные навыки

Звуковысотный слух

Чувство ритма

Тембровый слух

 

Пение без сопровождения

Пропевание звука точность и чистота

Выразительность исполнения. дикция

Определять направления движения мелодии

Сколько звуков звучит одновременно

Подбор знакомых мелодий

Узнать знакомую мелодию по ритму

Повторить ритмический рисунок мелодии

Движения под музыку (сильная и слабая доли)

Определять высоту регистра: Низкий, Средний, Высокий

1.

               

 

 

2.

                   


Уровень освоения программы.

Высокий уровень

4 - 5 баллов

в (высокий) - справляется самостоятельно

Средний уровень

2 - 3 балла

с (средний) - справляется с частичной помощью педагога

Низкий уровень

до 2 баллов

н (низкий) - справляется с помощью педагога

 

0 баллов

Не справился с заданием

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
  3. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией: Вераксы Н. Е., Комаровой Т.С., Васильевой М. А. Москва.:- Мозаика- Синтез, 2017г
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  5. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2018.
  6. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  7. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
  8. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
  9. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
  10. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. Москва.: Просвещение, 1988.
  1. Абелян Л.М. Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г

 

Оставить комментарий: