a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Экологическое воспитание через игровую деятельность дошкольников

Опубликовано: 2014-12-04 12:55:01

Документы для скачивания

Инновацио нный педагогический опыт работы « Экологическ ое воспитани е- через игровую деятельность дошкольников». Актуальность и перспективность опыта. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, именно в это время закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании» и постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»( 30. 03 1997 №4/ 1- 6) экологическое образование постепенно становится направлением в работе дошкольных учреждений. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, зелени, образовавшейся в результате производственной деятельности человека и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относиться к природе, любить свою Родину, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеется, что эти росточки доброты заложенные в детстве обязательно вырастут в могучее дерево, крепко привязанное к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и интеллектуально, духовно. Целью экологического воспитания является: формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире; развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы; побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства. Задачи экологического воспитания: 1. Понимание человеком самоценности природы. 2. Осознание себя как части природы. 3. Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий. 4. Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе. 5. Воспитание активной жизненной позиции. 6. Обучение азам экологической безопасности. 7. Формирование эмоционально- положительного отношения к окружающему миру. 8. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира. Задачи экологического образования. 1. Усвоение системы знаний о природе( о её компонентах и взаимосвязях между ними) 2. Формирование представлений об универсальной ценности природы. 3. Воспитание потребности в общении с природой. 4. Привитие трудовых природоведческих навыков. 5. Развитие экологического сознания. 6. Эстетическое воспитание. Пути использования разнообразных форм и методов работы: НОД; экологические экскурсии; Экологические кружки; КВН, викторины; Экологические акции; Обсуждение и обыгрывание ситуаций; Лаборатория юного эколога; Экологические музеи; Экологические праздники и развлечения; Экологические игры( ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирования экосистем, соревновательные игры – путешествия и так далее) Главные принципы жизни каждого ребёнка в гармонии с природой: «Не навреди» «Познавая, не разрушай». «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо». «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса: Что я хочу сделать? Зачем мне это нужно? Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет? Подумай о последствиях! Игра – ве дущая деятельность в дошкольном возрасте. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости» В. А. Сухомлинский. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития: «Назови одним словом», «Что общего? », «Что часть чего? », «Рыбы- птицы- звери», «Цепочка». Игры на развитие чувственного восприятия: «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Какой овощ ты съел? » Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: « Хорошо- плохо », «Что будет, если. . », «Берегите природу! » и так далее. Игры на развитие навыка анализа ситуации через целенаправленное суждение поля поиска: «Да- не». При организации игры я использую системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Использую различные методы и приёмы. Проектная деятельность Проект «Как дикие животные готовятся к зиме»( младший дошкольный возраст) Вид проекта: творческий. Продолжительность проекта: 2 недели. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители. Актуальность. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, на умеют описывать предметы. Цель проекта: Создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе проекта. Задачи проекта: Дать представление о диких животных лесов Ромодановского района, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся дикие животные к зиме в лесу. Обогатить словарь за счёт имён существительны х( дупло, берлога, логово, нора) ; имён прилагательных( колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный) ; глаголов( прятаться, охотиться, притаиться и т. д) . Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных. Воспитывать желание оказывать помощь животным.   Творческий проект «Водное царство». Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители. Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой. Актуальность. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Поэтому мной был взят проект «Водное царство». В котором большую роль играет исследовательская деятельность. В процессе детского исследования ребёнок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения – развивает познавательную способность. Формируя у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде, вызвать желание бережно относиться к богатствам природы. Понять, что лишь тогда в водоёмах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.   Цель проекта: расширять и систематизировать знания детей о классе рыб( названия, строения, способы размножения, питания) и других обитателях водоёмов.   Задачи проекта: Углубить представление о водоёме как о среде обитания рыб и других обитателях водоёмов. Учить называть признаки сходства и различия у рыб. Развивать умения находить причинно- следственные связи, рассуждать, развивать наблюдательность, умение пользоваться доказательствами и отстаивать свою точку зрения. Развивать способности к поисковой деятельности. Активизировать активный и пассивный словарь у детей. Развивать творческие способности. Воспитывать чувство отзывчивости и ответственности, гуманного отношения к окружающему миру. Привлечь родителей к участию в проекте. Мини музей «Такая разная кора» Цель: Познакомить детей с защитными функциями коры( кора – «одежда» дерева) , с её разнообразием, некоторыми древесными насекомыми, древесными грибами, использованием коры человеком, народными промыслами, а также формировать основы экологически грамотного поведения( почему нельзя повреждать кору) .  Задачи: Знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; Воспитывать детей бережному отношению к природе. Продолжать учить детей играть с шишками, деревянными игрушками, рассматривать на пеньках годичные кольца, изучать книги, вместе с родителями делать поделки из древесины, коры, шишек, листьев и пополнять экспозици. Особенности мини- музея в детском саду. – Участие в создании мини- музея воспитателей, детей и родителей. – Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея. – Мини- музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей. Правила поведения в музее. В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими! Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой. Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры. Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.   Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Анкетирование, проведение опросов. Совместные досуги, КВНы, викторины. Театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах конкурсах. Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации. Ширмы, экологические стенды. Дискуссии, семинары- практикумы, обмен опытом между родителями. Информационные проспекты для родителей. Организация дней открытых дверей. Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, консультаций, папок- передвижек. Положительные результаты Сформированы начала экологической культуры у детей; Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление: Дети учатся практическим действиям по охране природы; Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы: У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Работа ещё не завершена. Будет продолжаться и в других группах и я надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает. Всё хорошее в людях- из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Оставить комментарий: