a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Отчет по самообразованию 2016 - 2018 гг.

Автор: Николкина Светлана Мироновна Опубликовано: 2019-11-27 09:03:45

Актуальность выбранной темы по самообразованию « Развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность» обусловлена тем, что в группе многие дети с нарушением речи, не выговаривают слоги, не могут развить диалогическую и монологическую речь.  Театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Такой вид работы требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Именно театрализация является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.

Начиная работу я поставила цель:  формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность.

И следующие задачи:

  1. Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение, загадка).
  2. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию; формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.
  3. Развивать и совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи; обучить  способам моделирования сказок, способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.
  4. Развивать интерес к театру как искусству; воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.
  5. Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества и актерского мастерства; расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы.

В своей работе я использую следующие виды театра:

  • Настольный;
  • Пальчиковый;
  • Сюжетно-ролевый (с применением шапочек, масок)
  • Кукольный.
  • Костюмированный
  • БИ-БА-БО

Использовать театрализованную деятельность можно не только в НОД, но и в режимных моментах.

Проводится работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам, а так же по составлению связного рассказа по картинкам с опорой на образец воспитателя.

За 3 года работы по этой теме я увидела результаты: происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, дети быстрее запоминают сказку, выражают эмоции, такие как сочувствие, радость за сказочного героя.        

Успешную работу с детьми по развитию речи посредством театра невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности подготовила консультацию:

-      «Как устроить домашний театр дома», 

- «Театрализованная деятельностькак средство развития речи     дошкольников», 

-     «Что за прелесть эти сказки!»,

- «Игра-инсценировка, как средство развития речи ребенка».

Памятку -  «Читаем детям».

Провела родительское собрание : «Роль сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста», в ходе которого рассказала родителям о влиянии театрализованной деятельности на развитие речи детей. Таким образом, у родителей появился интерес к театру и совместной театрализованной деятельности.

В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами плоскостного, пальчикового, настольного театра.

Планируемая работа:

научить детей:

- моделированию сказок и загадок с использованием мнемотаблиц;

-изготовить игры-лабиринты по сказкам;

-провести индивидуальные беседы с родителями по выявлению их -заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

2018 год

Театрализованная деятельность-это… … не просто игра. Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

Актуальность выбранной темы по самообразованию «Театрализованная деятельность - средство формирования связной речи детей » обусловлена тем, что в моей группе многие дети с нарушением речи, театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. В нашем дошкольном учреждении речевое развитие детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников, а ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают организация театрализованной деятельности. В театрализованной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Начиная работу, я поставила следующую цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность.

И следующие задачи:

-  последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение, загадка);

-   обучать детей адекватному эмоциональному реагированию;

- формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции;

- развивать и совершенствовать все стороны речи;

- добиваться чистого произношения всех звуков;

-  расширять и активизировать словарь;

-  развивать диалогическую речь;

-  обучать простым формам монологической речи;

-  обучить способам моделирования сказок;

 -  способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ;

 - развивать интерес к театру как искусству; воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество;

- совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества и актерского мастерства;

расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы.

За год работы по теме самообразования мною была изучена следующая литература:  нормативные документы по проблеме «Что должны знать о ФГОС, каждый педагог ДОУ», И.Ф.Слепцова (Программа стандартизации содержания дошкольного образования), САН ПИН. Изучила методическую литературу: программа М. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», «Психогимнастика» Е.Алябьевой, «Социо – игровые подходы к педагогике» А.Ершовой, «Театрализованные игры» Л.И.Бараева, «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А.Антипина, «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» Э.Г.Чурилова, «Логопедическая ритмика» Е.С.Анищенко; А.В.Щеткин – «Театральная деятельность в детском саду»; М.Б. Защепина – «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»; Е.В. Мигунова – «Театральная педагогика в детском саду»; О.В. Гончарова – «Театральная палитра»; Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр».

В своей работе я использую следующие виды театра: Настольный; Пальчиковый; Сюжетно-ролевый (с применением шапочек, масок) Кукольный. Костюмированный БИ-БА-БО .

Использовать театрализованную деятельность можно не только в НОД, но и в режимных моментах. Проводится работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам, а так же по составлению связного рассказа по картинкам с опорой на образец воспитателя.

За этот год работы по этой теме я увидела результаты: происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, дети быстрее запоминают сказку, выражают эмоции, такие как сочувствие, радость за сказочного героя. Творческое сотрудничество по теме самообразования:

с детьми: занятия по дополнительной программе «Теремок»;

с воспитателями ДОУ: показ инсценировок и драматизаций сказок;

с родителями: папка-передвижка «Правила поведения в театре», «Что такое театр»; Консультации «Театрализованная деятельность в ДОУ», «Построение среды для театрализованной деятельности», «Театрализованная деятельность дошкольников», «Развитие детей в театрализованной деятельности»; Агитация родителей на совместное с детьми посещение театров. Демонстрация творческих способностей детей на праздниках, утренниках, тематических вечерах.

Формы подведения итогов реализации работы по самообразованию: участие в праздниках и развлечениях  «Театральные встречи; показ спектаклей для детей младшего дошкольного возраста, родителей; творческий отчет по театрализованной в форме презентации на педагогическом совете. В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы.

Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. В дальнейшем планирую работать над этой темой, т.к. считаю ее актуальной. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию. Я планирую научить детей моделированию сказок и загадок с использованием мнемотаблиц. Изготовить игры-лабиринты по сказкам. Провести индивидуальные беседы с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

 

Документы для скачивания