a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

"Детская одаренность"

Автор: Гиренко Ирина Викторовна Опубликовано: 2019-11-28 14:13:13

 

Актуальность.

Детский возраст – период становления личности и  развития способностей каждого ребенка. Сегодня детский сад в неустанном поиске обновления содержания дошкольного образования, в поиске новых форм и методов обучения с целью повышения эффективности, как обучения, так и воспитания дошкольников.

В последнее время в системе образования повышен интерес к проблеме детской одаренности. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты, но, к сожалению, часть ребят не может самостоятельно полностью реализовать свой творческий талант, уходят в жизнь «незамеченными». Поэтому первостепенной задачей многих образовательных учреждений, педагогов является обеспечение поддержки и развития возможностей одаренных детей.

             Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка. Согласно этой концепции умственно одаренный ребенок дошкольного возраста не тот ребенок, который быстро переходит к обучению по школьным программам, а тот, который обладает наиболее выраженными характерными именно для дошкольников умственными способностями и интересом к познавательной и творческой деятельности.

         Исходя из важности названной проблемы, учитывая её недостаточную  разработанность в современной педагогике, была составлена работа  по теме : «Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка».

         Данная работа ориентирована на поддержку одарённого ребёнка Козину    Анастасию, направленна на её личностное развитие и успешность. Настя музыкально одарена : отличные вокальные данные, хороший слух, развиты чувство ритма и музыкальная память. На основании этих фактов и бал составлен индивидуальный маршрут для дальнейшего развития способностей девочки.

Цель: создание системы работы направленной на формирование вокально-певческих навыков и раскрепощение личности воспитанницы.

Задачи:

  1. Формировать вокально-певческие навыки (точность, внятность, певческая дикция, правильность дыхания, точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни).
  2. Способствовать развитию артистических способностей (выразительная мимика, пластика, жестикуляция).
  3. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Модель одаренности: 

  • Способности выше среднего или таланты;
  • Настойчивость и усердие в решении задач;
  • Креативность (творческий, созидательный подход ко всему), выражающаяся в оригинальных способах достижения результатов;
  • Одаренных людей объединяет творческий поиск и новаторство.

Одаренность – потенциал, раскрывающийся в любой области человеческой деятельности. Общей характеристикой одаренности является ярко выраженная потребность познавать. 
Одарённый ребёнок:
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

     Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

     Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает         его

   Склонен к рискованным действиям.

   Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен      преобразованием, улучшением общества, предметов, систем.

Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. Не конформист, не приспособленец , не боится отличаться от других.

Конструктивно критичен , не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.


Ребенок имеет музыкальный талант, если он:

а) любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

б) очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

в) если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;

г) сочиняет свои собственные мелодии;

д) научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

 

Основные педагогические принципы в работе с одаренными детьми.

1).Обучение должно быть мотивированным.

2).Стимулирование творчества для полноты проявления одаренности, использование проблемных ситуаций.

3).Использование разнообразных технологий обучения, т.к. нельзя разных одаренных детей учить одинаково.

4).Индивидуализация и дифференциация обучения.

5).Диагностика общей одаренности адаптированная педагогами МДОУ на детей дошкольного возраста.

6).Специально созданная предметно – развивающая среда в ДОУ.

7).Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

 

Индивидуальный маршрут  развития одарённого ребенка.

ФИО ребенка — Козина Настя.

Возраст — 6 лет.

Вид одаренности — музыкальная.

Склонности — пение.

Формы работы — дополнительные занятия в ДОУ.

Сопровождающий педагог — музыкальный руководитель Гиренко Ирина Викторовна.

Партнеры — воспитатель группы Карагаева Ю. Н. , мама Насти –Козина О. П.

                               Этапы реализации маршрута.

I этап «Подготовительный»: рассчитан на 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь). На этом этапе осуществлялось:

- изучение проблемы  одарённости;

- выбор темы проекта;

- определение целей и задач проекта;

- выявление одарённых детей ;

- составление перспективного плана для работы с одарённым ребёнком.

II этап «Основной»: в ходе реализации основной части проекта будет осуществляться работа с одарённым ребёнком, согласно перспективному плану по два занятия в неделю. Для отслеживания уровня развития музыкальных способностей, на данном этапе, будет осуществляться мониторинг, чтобы эффективней выстроить работу с одарённым ребёнком и запланировать перспективный план на дальнейшее его развитие.

Ш этап «Заключительный»: направлен на выявление положительной динамики работы через анкетирование, опросы, отзывы родителей, мониторинг развития музыкальных способностей.

 

Перспективный план работы.

I этап «Подготовительный»

Месяц.

Мероприятия

Сентябрь

·        Изучение проблемы одарённости

·        Выбор темы проекта

Октябрь

·        Определение целей и задач проекта

·        Выявление музыкально одарённых детей .

Ноябрь 

·        Составление перспективного плана работы .

 

II этап «Основной»

Месяц

Виды деятельности

Репертуар

Задачи

Декабрь

 

Упражнения для развития певческого голоса.

- Дидактическая игра «Свечи» [приложение 1]

- Упражнение «Здоровое горлышко» [приложение 2]

- Упражнение «Сказка про Лисичку» В.В.Емельянов [приложение 3]

Развитие певческого дыхания.

Формировать правильность звукообразования.

Развитие артикуляционного аппарата.

Пение

«Снеговик» муз. С. Савенков [приложение 9 на СD]

Развитие песенной памяти.

Побуждать к выразительному исполнению песни.

Развивать умение правильно брать дыхание во время пения.

Детское музыкальное творчество

- «Поздоровайся»

- «Пропой до свидания»

Содействовать творческой самостоятельности

Январь

 

Упражнения для развития певческого голоса.

- Дидактическая игра «Горячая картошка» [приложение 1]

- Упражнение «Разбудим голосок» [приложение 2]

- Упр-е «Обезьянки» В.В.Емельянов [приложение 3]

Развитие мимики и жестов. Развитие дыхания.

Развитие правильного звукообразования.

Разогрев голосового аппарата.

Пение

«Бабушка подружка» муз. Т.В.Бокач [приложение 6]

Формировать умение петь под фонограмму. Побуждать к выразительному исполнению песни.

 

Детское музыкальное творчество

- «Сочини колыбельную для куклы»

- «Сочини весёлую песенку для лягушки»

Содействовать творческой самостоятельности и активности

Февраль

 

Упражнения для развития певческого голоса.

Дидактические игры «Снежинка", «Ветерок» [приложение 1]

Упражнение «Папуасики» [приложение 2]

Упр-е «Лошадка» Емельянов В.В. [приложение 3]

Развитие певческого дыхания.

Развитие чувства ритма и звукообразования. Разогрев голосового аппарата.

Пение

«Добрая милая мама» муз. К.Костин, сл.А.Бабкин [приложение 9 на СD]

Развитие диапазона голоса. Побуждать петь напевно, протяжно пропевать концы слов и фраз.

Детское музыкальное творчество

«Музыкальные вопросы-ответы»

«Птичка поёт» Н.Мурычёва [приложение 5]

Побуждать к сочинению мелодий на заданный текст.

Март

 

Упражнения для развития певческого голоса.

Дидактические игры «В аэропорту», «На качелях» [приложение 4].

Упражнение «Звукоподражание» [приложение 2]

Голосовая игра «Весна» [приложение 7]

Развитие звуковысотности. Расширение певческого диапазона.

Развитие вокально-певческих навыков и артистических способностей.

 

Пение

«Весна» М.В. Сидоровой

[приложение 6]

 

Формировать умение точно передавать мелодию. Развивать умение петь легко, естественно, без напряжения, мягким звуком.

Детское музыкальное творчество

Дидактическая игра «Музыкальный кубик» [приложение 5]

Развитие мимики, через подражание. Содействовать к импровизации мелодии.

Апрель

 

Упражнения для развития певческого голоса.

Дидактическая игра «Эмоции» [приложение 4].

Голосовая игра «Вежливые слова» С.Коротаева [приложение 7]

Развитие мимических мышц, жестов, пластики.

Развитие вокально-певческих навыков.

Пение

«Рыжий кот» И.Русских [Приложение 6 (ноты),        приложение 9 на CD]

Формировать умение петь выразительно и искренне.

Учить правильно передавать мелодию.

Детское музыкальное творчество

Дидактическая игра «Вокальные импровизации» [приложение 5].

Содействовать творческой активности

Май

 

Упражнения для развития певческого голоса.

Упражнение «Лесенка» [приложение 4].

Голосовая игра «Жизнь жука» Вологдина Э.А. [приложение 7]

Развитие артикуляции и концентрации внимания.

Формирование вокально-певческих навыков.

Пение

«Рыжий кот» И.Русских [приложение 6]

Формировать умение петь выразительно и эмоционально. Способствовать развитию артистических способностей.

Детское музыкальное творчество

Дидактические игры: «Любимое животное», «Магазин игрушек» [приложение 5].

Содействовать творческой самостоятельности и активности. Развивать воображение при восприятии и исполнении мелодии.

Сентябрь

 

Упражнения для развития певческого голоса.

М-Д игра: «Рубим дрова» [приложение 1]

Упр-е «Нитки» [приложение 8]

Упр-е «Паровозик» (реб-к двигается и поёт)

Упр-е «Ритмический рисунок»

 

Развитие певческого дыхания. Развитие артистизма. Развитие артикуляционного аппарата. Равзвитие чувства ритма.

Пение

«Песенка паровоза» муз.И. Баранова, сл. А.Вольского [приложение 6]

Развитие музыкального слуха. Учить правильно исполнять мелодические и ритмические особенности песни. Обучать чёткому, ясному пропеванию слов песни.

Детское музыкальное творчество

Придумать песню для паровозика.

Сочинить песенку про путешествие

Побуждать к песенному творчеству.

Октябрь

 

Упражнения для развития певческого голоса.

Дидактическая ига «Покажем песню» [приложение 8].

Упр-е «Нитки» [приложение 2]. 

Развитие песенной памяти, мимики, жестов.

Формирование вокально - певческих навыков.

Пение

«Модница осень» О.П. Григорьевой [приложение 6]   

Побуждать петь естественно и легко. Учить передавать образ песни. Развивать умение петь акапельно и с аккомпанементом.

Детское музыкальное творчество

«Пчела жужжит» муз.Т. Ломовой [приложение 5]   

Побуждать к импровизации звукоподражаний.

Ноябрь

 

Упражнения для развития певческого голоса.

Упр-е «Счёт до 10» [приложение 8].

Дидактическая игра «Эмоции» [приложение 4].

Развитие динамики голоса.

Развитие мимических мышц, жестов, пластики.

Пение

«Домовой» муз. К.Костин сл.В.Орлов [приложение 9 на CD]

Развитие вокально-певческих навыков.

Формировать умение петь легко без напряжения, выразительно. Развитие динамики голоса.

Детское музыкальное творчество

«Пляска зайки» Н. Мурычевой [приложение 5]   

Упражнение «Вопрос – ответ»

Способствовать формированию  песенного творчества, формировать способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослым.

Декабрь

  • Мониторинг развития музыкальных способностей одарённого ребёнка.
  • Составление перспективного плана работы на следующий год.

 

Данный перспективный план рассчитан на 2016 год. На мой взгляд, для того, чтобы работа с одарённым ребёнком строилась эффективней, нам необходимо на основном этапе сделать промежуточный мониторинг и запланировать дальнейшую работу на 2017 – 2018 г.

Документы для скачивания