Проект "Игра современных мелодий на деревянных ложках"

Опубликовано: 09:34:28 29-11-2019

Автор: Шишкина Мария Сергеевна

Содержание

Содержание…………………………………………………………………………………………………2

Пояснительная записка……………………………………………………………………………….3

Описание хода реализации…………………………………………………………………………3

            Проблем……………………………………………………………………………………………..3

            Цель проекта………………………………………………………………………………………4

            Задачи проекта…………………………………………………………………………………..4

            Тип проекта…………………………………………………………………………………………4

            Участники проекта………………………………………………………………………………4

            Длительность проекта………………………………………………………………………..4

            Ожидаемые результаты……………………………………………………………………..4

Механизм реализации проекта……………………………………………………………………5

            Предварительная работа……………………………………………………………………5

            Продукт проектной деятельности………………………………………………………5

            Роль родителей в реализации проекта………………………………………………5

План реализации проекта…………………………………………………………………………….6

            Этапы реализации проекта…………………………………………………………………6

            Формирующий, подготовительный этап реализации проекта…………6

            Технологический этап реализации проекта……………………………………….6

            Итоговый этап реализации проекта……………………………………………………6

Результат работы…………………………………………………………………………………………..8

Литература…………………………………………………………………………………………………….9

Приложения…………………………………………………………………………………………………..10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

В последнее время интерес и внимание к народному искусству в нашей стране возрос. Всё чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в нашем современном мире. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно – нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости

 

ОПИСАНИЕ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ

Актуальность:

Деревянные ложки отражают самобытность нашей русской культуры, её традиции. С помощью них можно отобразить различные музыкальные мелодии, эмоции. Хочется приобщить детей к истокам русской культуры, истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям. Почему именно деревянные ложки?

Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского

народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение

самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций..

Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей

неповторимостью и колоритом. Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и

солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли

весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек

на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи

использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли

их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время

этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и

инструментальных ансамблей

Проблема:

к сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что

музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр), встало на путь примитивизации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения

новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство»

ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми

ритмами и сюжетными штампами. Между тем доступность

музыки не обуславливает её высокую художественную ценность. Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное

воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и

исполнительства на народных инструментах. Народная

музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации

детей большую естественность. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка являются бубенцы, трещотки, погремушки и так далее. Я считаю, что включение народной музыки в повседневную

жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной

культуры и повысить качество музыкального воспитания.

Цель проекта:

- приобщение детей к культуре русского народа, активизация творческой деятельности, ритмичности и музыкальности детей.

- формирование у детей умения озвучивать музыкальные произведения с помощью различных приемов игры на деревянных ложках.

Задачи проекта:

- познакомить детей с историей русской ложки, дать понятие о ложке как о музыкальном инструменте.

- расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса)

- закреплять различные приемы игры на деревянных ложках.

- развивать чувство ритма через оркестровую деятельность.

- развивать в детях интерес к игре на деревянных ложках.

-развивать моторику руки, как условие успешного обучения в школе 

Тип проекта: коллективный, познавательно - творческий.

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители.

Длительность проекта: краткосрочный (до 2 месяцев).

Ожидаемые результаты

 Дети используют народный фольклор. Способны передавать свои эмоции и чувства с помощью музыкального инструмента.  Способны чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Предварительная работа:

- Подбор художественной литературы: К. Пино «История деревянной

ложки»

- Подбор музыки для слушания. (Игра на ложках).

- Подбор иллюстраций с изображением деревянных ложек.

- Подбор различных по диаметру и раскраске деревянных ложек.

- Подбор методической литературы для знакомства детей с русским

народным костюмом, с промыслами.

- Составление рекомендаций для родителей по изготовлению ложек.

 

Продукт проектной деятельности:

Дидактические игры, модели непосредственно образовательной деятельности, музыкальные произведения на USB носителях, рисунки детей «Моя расписная ложка».

 

Роль родителей в реализации проекта:

- Консультации: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего

Развития ребенка» (папка-передвижка), «Организация музыкально эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка передвижка), «Рекомендации по изготовлению ложки» (папка передвижка)

- Изготовление в домашних условиях ложки, различной структуры;

- Выступление детей на развлечении Осенины с

игрой на хохломских ложках.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта:

1 этап - формирующий, подготовительный этап реализации проекта (сентябрь)

2 этап - технологический, основной этап реализации проекта (сентябрь - ноябрь)

3 этап – итоговый этап реализации проекта (ноябрь)

 

Формирующий, подготовительный этап реализации проекта:

1.Подбор репертуара для детей.

2.Отражение целей и задач проекта.

3.Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению.

4.Подготовка видео и аудио записей.

5.Мониторинг знаний, умений, навыков в области народной культуры и в области приёмов игры на ложках.

  1. Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению.

 

Технологический этап реализации проекта:

  1. Знакомство с инструментами народного оркестра.
  2. Беседа о народных промыслах (хохломские ложки, филимоновские игрушки, дымковские игрушки).
  3. Подготовка кисти руки игре на ложках.
  4. Игра под счет, различными длительностями, игра различными рисунками и схемами. (приложение 1)
  5. Игра под современную музыку: русский танец «Тодес», подготовка к городскому конкурсу музыкального исполнительства «Играем вместе мы».

 

Итоговый этап реализации проекта:

  1. Участие на праздничном концерте с использованием народной музыки.
  2. Участие на городском конкурсе детского музыкального исполнительства «Играем вместе мы».

 

Методы и приемы:

Наглядный метод: показ иллюстраций и фотографий с изображением инструментов народного оркестра, показ видео фильмов со звучанием ансамбля ложкарей, просмотр настоящих народных инструментов.

Словесный метод: беседа об инструментах, рассказ о хохломской ложке о быте русского народа, о русском костюме, о народных песнях.

Практический метод: разучивание музыкальных фраз и музыкального произведения- русский танец «Тодес» в целом. 

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ.

 

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей

детей подготовительного к школе возраста и объема информации,

которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на

различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных

способностей:

 - отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на

знакомство с разными видами народных музыкальных инструментов,

русским народным костюмом, промыслами.

  1. Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации

проекта:

 - родители создают условия в семье для закрепления полученного материала.

- родители приняли активное участие в изготовление ложек, костюмов.

  1. Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным

творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять

связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые

окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к

традициям и культуре русского народа. Поэтому сегодня мы на многое

начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и

переоцениваем.

4.Дети приняли участие в городском конкурсе музыкального исполнительства «Играем вместе мы» и заняли 3 место.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Костина Э.П. Учебно-методическое пособие к программе «Камертон».

Часть 2.Дошкольный возраст. Выпуск 2. Игры на детских музыкальных инструментах. – Н, Новгород: Талам, 2005г.

2.Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» Москва: Гуман изд.центр ВЛАДОС 2001г.

3.Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Москва 1990г.

4.Бублей С. «Детский оркестр». Москва 1989г.

  1. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской

народной культуры», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2002;

  1. http://avega.net.ua/avega/index.php/rukodelie/855-2011-03-29-10-48-42.html -деревянные ложки
  2. http://nechtoportal.ru/istoriya-veshhey/istoriya-lozhki.html - история ложки
  3. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/stolica-derevjanoi-lozhki.html -

славянская культура

  1. http://video.mail.ru/mail/kln.55/6422/6463.html - видео Хохлома, Семёнов и

Городец

  1. http://www.samoffar.ru/lozhki.shtml - деревянные ложки

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

  1. Отработка одинаковых ударов под счет четверными.

 

  1. Отработка комбинации ( два удара четвертными по руке, по правой ноге, по левой ноге, по ноге соседа и в обратном направлении).

 

  1. Закидываем все одновременно ногу на ногу, и стучим 2 раза четвертными долями по правой ноге, 2 раза по руке, 2 раза по голени, 2 раза по руке.

 

  1. Отработка одновременного поворота в сторону и ударов четвертными по спине соседа.

 

  1. Мальчики встают на ноги и делают удар по колену, удар левой рукой по ложке сверху, затем снизу. Девочки разводят руки в стороны, и делают удар ложками рука об руку.

 

  1. Чередование игры девочки с мальчиками.

 

  1. Выступление на городском конкурсе музыкального исполнительства «Играем вместе мы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документы для скачивания:

51695_proekt.docx
Формат: .docx

Оставить комментарий: