a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Проект "Игра современных мелодий на деревянных ложках"

Автор: Шишкина Мария Сергеевна Опубликовано: 2019-11-29 09:34:28

Содержание

Содержание…………………………………………………………………………………………………2

Пояснительная записка……………………………………………………………………………….3

Описание хода реализации…………………………………………………………………………3

            Проблем……………………………………………………………………………………………..3

            Цель проекта………………………………………………………………………………………4

            Задачи проекта…………………………………………………………………………………..4

            Тип проекта…………………………………………………………………………………………4

            Участники проекта………………………………………………………………………………4

            Длительность проекта………………………………………………………………………..4

            Ожидаемые результаты……………………………………………………………………..4

Механизм реализации проекта……………………………………………………………………5

            Предварительная работа……………………………………………………………………5

            Продукт проектной деятельности………………………………………………………5

            Роль родителей в реализации проекта………………………………………………5

План реализации проекта…………………………………………………………………………….6

            Этапы реализации проекта…………………………………………………………………6

            Формирующий, подготовительный этап реализации проекта…………6

            Технологический этап реализации проекта……………………………………….6

            Итоговый этап реализации проекта……………………………………………………6

Результат работы…………………………………………………………………………………………..8

Литература…………………………………………………………………………………………………….9

Приложения…………………………………………………………………………………………………..10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

В последнее время интерес и внимание к народному искусству в нашей стране возрос. Всё чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в нашем современном мире. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно – нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости

 

ОПИСАНИЕ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ

Актуальность:

Деревянные ложки отражают самобытность нашей русской культуры, её традиции. С помощью них можно отобразить различные музыкальные мелодии, эмоции. Хочется приобщить детей к истокам русской культуры, истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям. Почему именно деревянные ложки?

Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского

народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение

самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций..

Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей

неповторимостью и колоритом. Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и

солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли

весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек

на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи

использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли

их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время

этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и

инструментальных ансамблей

Проблема:

к сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что

музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр), встало на путь примитивизации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения

новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство»

ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми

ритмами и сюжетными штампами. Между тем доступность

музыки не обуславливает её высокую художественную ценность. Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное

воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и

исполнительства на народных инструментах. Народная

музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации

детей большую естественность. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка являются бубенцы, трещотки, погремушки и так далее. Я считаю, что включение народной музыки в повседневную

жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной

культуры и повысить качество музыкального воспитания.

Цель проекта:

- приобщение детей к культуре русского народа, активизация творческой деятельности, ритмичности и музыкальности детей.

- формирование у детей умения озвучивать музыкальные произведения с помощью различных приемов игры на деревянных ложках.

Задачи проекта:

- познакомить детей с историей русской ложки, дать понятие о ложке как о музыкальном инструменте.

- расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса)

- закреплять различные приемы игры на деревянных ложках.

- развивать чувство ритма через оркестровую деятельность.

- развивать в детях интерес к игре на деревянных ложках.

-развивать моторику руки, как условие успешного обучения в школе 

Тип проекта: коллективный, познавательно - творческий.

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители.

Длительность проекта: краткосрочный (до 2 месяцев).

Ожидаемые результаты

 Дети используют народный фольклор. Способны передавать свои эмоции и чувства с помощью музыкального инструмента.  Способны чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Предварительная работа:

- Подбор художественной литературы: К. Пино «История деревянной

ложки»

- Подбор музыки для слушания. (Игра на ложках).

- Подбор иллюстраций с изображением деревянных ложек.

- Подбор различных по диаметру и раскраске деревянных ложек.

- Подбор методической литературы для знакомства детей с русским

народным костюмом, с промыслами.

- Составление рекомендаций для родителей по изготовлению ложек.

 

Продукт проектной деятельности:

Дидактические игры, модели непосредственно образовательной деятельности, музыкальные произведения на USB носителях, рисунки детей «Моя расписная ложка».

 

Роль родителей в реализации проекта:

- Консультации: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего

Развития ребенка» (папка-передвижка), «Организация музыкально эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка передвижка), «Рекомендации по изготовлению ложки» (папка передвижка)

- Изготовление в домашних условиях ложки, различной структуры;

- Выступление детей на развлечении Осенины с

игрой на хохломских ложках.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта:

1 этап - формирующий, подготовительный этап реализации проекта (сентябрь)

2 этап - технологический, основной этап реализации проекта (сентябрь - ноябрь)

3 этап – итоговый этап реализации проекта (ноябрь)

 

Формирующий, подготовительный этап реализации проекта:

1.Подбор репертуара для детей.

2.Отражение целей и задач проекта.

3.Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению.

4.Подготовка видео и аудио записей.

5.Мониторинг знаний, умений, навыков в области народной культуры и в области приёмов игры на ложках.

  1. Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению.

 

Технологический этап реализации проекта:

  1. Знакомство с инструментами народного оркестра.
  2. Беседа о народных промыслах (хохломские ложки, филимоновские игрушки, дымковские игрушки).
  3. Подготовка кисти руки игре на ложках.
  4. Игра под счет, различными длительностями, игра различными рисунками и схемами. (приложение 1)
  5. Игра под современную музыку: русский танец «Тодес», подготовка к городскому конкурсу музыкального исполнительства «Играем вместе мы».

 

Итоговый этап реализации проекта:

  1. Участие на праздничном концерте с использованием народной музыки.
  2. Участие на городском конкурсе детского музыкального исполнительства «Играем вместе мы».

 

Методы и приемы:

Наглядный метод: показ иллюстраций и фотографий с изображением инструментов народного оркестра, показ видео фильмов со звучанием ансамбля ложкарей, просмотр настоящих народных инструментов.

Словесный метод: беседа об инструментах, рассказ о хохломской ложке о быте русского народа, о русском костюме, о народных песнях.

Практический метод: разучивание музыкальных фраз и музыкального произведения- русский танец «Тодес» в целом. 

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ.

 

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей

детей подготовительного к школе возраста и объема информации,

которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на

различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных

способностей:

 - отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на

знакомство с разными видами народных музыкальных инструментов,

русским народным костюмом, промыслами.

  1. Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации

проекта:

 - родители создают условия в семье для закрепления полученного материала.

- родители приняли активное участие в изготовление ложек, костюмов.

  1. Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным

творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять

связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые

окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к

традициям и культуре русского народа. Поэтому сегодня мы на многое

начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и

переоцениваем.

4.Дети приняли участие в городском конкурсе музыкального исполнительства «Играем вместе мы» и заняли 3 место.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Костина Э.П. Учебно-методическое пособие к программе «Камертон».

Часть 2.Дошкольный возраст. Выпуск 2. Игры на детских музыкальных инструментах. – Н, Новгород: Талам, 2005г.

2.Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» Москва: Гуман изд.центр ВЛАДОС 2001г.

3.Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Москва 1990г.

4.Бублей С. «Детский оркестр». Москва 1989г.

  1. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской

народной культуры», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2002;

  1. http://avega.net.ua/avega/index.php/rukodelie/855-2011-03-29-10-48-42.html -деревянные ложки
  2. http://nechtoportal.ru/istoriya-veshhey/istoriya-lozhki.html - история ложки
  3. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/stolica-derevjanoi-lozhki.html -

славянская культура

  1. http://video.mail.ru/mail/kln.55/6422/6463.html - видео Хохлома, Семёнов и

Городец

  1. http://www.samoffar.ru/lozhki.shtml - деревянные ложки

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

  1. Отработка одинаковых ударов под счет четверными.

 

  1. Отработка комбинации ( два удара четвертными по руке, по правой ноге, по левой ноге, по ноге соседа и в обратном направлении).

 

  1. Закидываем все одновременно ногу на ногу, и стучим 2 раза четвертными долями по правой ноге, 2 раза по руке, 2 раза по голени, 2 раза по руке.

 

  1. Отработка одновременного поворота в сторону и ударов четвертными по спине соседа.

 

  1. Мальчики встают на ноги и делают удар по колену, удар левой рукой по ложке сверху, затем снизу. Девочки разводят руки в стороны, и делают удар ложками рука об руку.

 

  1. Чередование игры девочки с мальчиками.

 

  1. Выступление на городском конкурсе музыкального исполнительства «Играем вместе мы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документы для скачивания