a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Конспект

Автор: Шутьева Наталья Александровна Опубликовано: 2019-11-29 21:54:56

Цель: закреплять и расширять  представлений детей о деньгах – как универсальном средстве обмена.                                                                 

Задачи:

  - продолжать учить детей решать  арифметические экономические задачи;      

- закреплять знания  детей о деньгах и их предназначении, о роли денег в повседневной жизни людей;

- продолжать знакомить с разнообразием товаров, расширять и закреплять знания о том, что можно купить, а что нельзя купить за деньги;

- продолжать знакомить с понятиями «бюджет семьи», «доход семьи», «расход»;

- формировать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах;

- закрепить умение выполнять операцию группирования по существенным (экономическим) признакам;

- закрепить  составление числа “5”, развивать сообразительность;

- формировать представление о значении труда как средстве зарабатывания денег;

- обогащать активный словарь детей, развивать умение рассуждать, отгадывать загадки;

- воспитывать чувство взаимопомощи, умение договариваться, работая в небольших группах. Воспитывать речевую активность, коммуникативные навыки.                                                                                                  

Материал: пакет с письмом, планом путешествия, и карточками с заданиями, лист  бумаги с изображением плана,   раздаточный материал – монеты  разного достоинства ( 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей) по 5 шт., карточки со знаком  «+» и «-»; подносы с разрезными купюрами 50 и 100 рублей,  карточки с пустыми окошками, подносы с монетками.

Игрушка Кошелек Кошелечкин; Д/И «Собери банкноту», «Что можно купить, что нельзя», «Будь внимательным». 2 подноса с монетками разного достоинства для рефлексии. Ноутбук,  мультимедийный проектор, экран.          Шоколадные монетки на каждого ребенка.                           

Предварительная работа:- чтение и обсуждение русских народных и авторских сказок о деньгах: К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха»,  А.Н. Толстой  «Приключения  Буратино»,   братья Гримм «Выгодное дело», Г. -Х. Андерсен «Серебряная монета»  и «Огниво». Русские народные сказки «Мена», «Умный работник». Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей».                    Решение экономических задач по математике.  Знакомство детей с денежными купюрами и монетами.  Рассматривание иллюстраций  и чтение информации в энциклопедиях о деньгах, просмотр презентации «Какие бывают деньги?». Беседы о понятиях «бюджет семьи», «расход» и  «доход».                Сюжетно-ролевые игры «Продуктовый магазин», «Почта», «Банк».        

Дидактические игры: «Деньги России»,  «Кем быть?», «Собери банкноту», «Кому, что нужно?», «Что можно купить, а что нельзя?», лото «Мы играем в магазин».

          Экскурсия в магазин.                                      

Ход занятия:                                                                                                   -  

Приветствие : - Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

I этап.  Мотивационный.                                                                   

Дети заходят в группу, там  находят  пакет, а в нем послание  от Кошелька Кошелёчкина, план путешествия и карточки с заданиями.  (Читают письмо).                                                                                                                  -Здравствуйте дорогие ребята, я знаю,  Вы любите путешествовать, поэтому  приглашаю Вас в  гости,  в Царство экономики и финансов, чтобы вы не заблудились, отправляю вам  план – путешествия. А чтобы путешествие вам запомнилось по лучше, я приготовил  для вас сказочные  задания,  и если вы их выполните, то вас ждет сюрприз.        За правильные ответы вы будете получать монетки, на которые сможете приобрести товар. Желаю Вам удачи с уважением к вам ваш верный друг, Кошелек Кошелёчкин”.       

II этап. Поисковый.                                                                             

В письме есть план путешествия в сказочное  Царство экономики и финансов: «Колпачок с кисточкой, Азбука» —> «Стрекоза» —>«Теремок»   —> «Муха с самоваром»  —>Кошелек Кошелёчкин —> Д/С.                               Воспитатель: Ребята давайте определим наш маршрут. (Дети  знакомятся с изображением плана путешествия).                                     

Воспитатель:  - (загадочно) Итак, ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в сказочное  Царство экономики и финансов. Там вы узнаете и увидите много нового и интересного. Но сначала я проверю,  все ли готовы. Дети выполняют упражнение:                                   Можешь пальцы сосчитать?

Раз, два, три, четыре, пять.

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Десять пальцев – пара рук.

Разве мало это, друг?

Десять пальцев – пара рук,

Вот твое богатство, друг.

        

Воспитатель:- Я вижу, что вы все хорошо размялись, и значит  можно отправляться в путешествие. А на чем можно отправиться в сказочное путешествие?                                                                                               

Дети:  - На ковре самолете! На летучем корабле! В ступе Бабы Яги! На воздушном шаре! На марсоходе! И т.д.                                                       

Воспитатель: - Да. Все верно ребята. Но для  того чтобы, приобрести эти виды транспорта, нам нужны деньги, а у нас их нет.  Поэтому я ребята предлагаю прибегнуть к волшебству .                                                          

III этап. Практический.                                                                  

Воспитатель: -  Давайте  закроем глаза, произнесем волшебные слова: - Крибле! Крабле! Бум! Повернемся вокруг  себя.   Итак,  мы в сказочном Царстве экономики и финансов. Слайд №1.                                                           - Посмотрите как красиво здесь, какие  необычные жители, И встречает нас здесь, сам Кошелек Кошелёчкин, видите? Слайд №2.                                       - Поздороваемся с ним, привет!!!                                      

Воспитатель: - Ребята, Кошелек Кошелёчкин   напоминает нам,  о  плане нашего путешествия. Смотрите, куда же нам нужно направиться по плану, вам понятно, что - то я не совсем понимаю. Кошелек Кошелёчкин дает нам подсказку, послушайте загадку:

- Деревянный озорник.
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?                                                                                  

Дети: - Буратино! Слайд №3.  (Там находят первое задание).             

1. Воспитатель: - Здесь нас ждет первое задание,( карточка №1). Буратино предлагает вам отгадать загадки:
           1. Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные! (Монеты) Слайд №4
           2. У меня игрушка есть,
И монеток в ней не счесть.
Моя игрушка — свинка,
Дырка у нее на спинке.
Монетки в дырку я кладу,
Когда их станет много, жду. (Копилка) Слайд №5

Воспитатель:- Буратино говорит  правильно,  а для чего нужны копилки?

Дети: -  Чтобы  там деньги копить!

Воспитатель:-  Буратино говорит верно! А для чего нужны деньги?                 

Дети: - Покупать товар, копить, давать в долг, коллекционировать.            

Воспитатель:- Совершенно верно. Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно.                                                   - Как называются бумажные деньги? (купюры, банкноты)                                     - Как называются металлические деньги? (Монетки).      Слайд №6                     - Как называются иностранные деньги? (Валюта). Слайд №7

  Сейчас мы поиграем в игру         "Собери  банкноту".                                                

Игра "Собери банкноту". Слайд №8

         (Дети выполняют задание, собирают разрезные купюры :50 рублей и 100рублей. На экране купюры для проверки и помощи).                           

Воспитатель: - Проверим. Молодцы, говорит Кошелек Кошелёчкин , вы правильно справились с  заданиями Буратино. И мы   продолжаем наше путешествие.  Куда  нам дальше идти по плану?                                                        

Дети: - К стрекозе. Слайд №9                                                                        

Воспитатель: - Карточка №2. Читаем текст письма: "Ребята! Я не пойму, почему муравей не пустил меня  к  себе жить? Помогите мне. Стрекоза".                                                                                                      В

оспитатель:  - Ребята, из какого произведения Стрекоза? (Из басни И. Крылова "Стрекоза и  муравей")                                                                              - А почему она такая грустная? Почему муравей не пустил Стрекозу к себе жить?   (ответы      детей).                                                                                   - А что вы можете посоветовать Стрекозе?                                                   

Дети: - Нужно не только веселиться и отдыхать. А еще нужно работать!                                                                                      

Воспитатель: - Для чего  нужно работать?                                                        

Воспитатель: - Правильно, ребята, чтобы хорошо жить, нужно обязательно  трудиться,  работать.                                                                                

Воспитатель:- И здесь нас ждет  следующее задание, слушайте внимательно. Нужно разобраться, что можно купить, а что нельзя.

               

Игра "Что можно купить, а  что нельзя"      Слайд №10                                                                     (Дети выполняют задание).                                  

Воспитатель: - Молодцы ребята, говорит Кошелек Кошелёчкин, вы хорошо  справились  с этим  заданием Стрекозы, и мы продолжим наше путешествие. Куда  мы отправляемся дальше?                                                                 

Дети: - к «Теремку»     Слайд №11                                                                           

Воспитатель:  Достаем карточку с заданием №3. Ребята герои сказки «Теремок» Мышка и Лягушка прислали нам письмо. «Мы все  работаем. И получаем за это зарплату. Зайчик получил зарплату и всю истратил на новый  костюм. Лиса и Волк на новые шубки и перчатки. Медведь,  когда получил зарплату, то пошел в лесное кафе «Медовое». И зарплаты хватило только на один день. А ведь нужно еще заплатить за квартиру, телефон, интернет. И продукты нужно покупать. Как нам быть?"

Воспитатель: - Как им помочь?                                                                    

Дети: - Они должны рассчитать свой бюджет.

Воспитатель: - Что такое бюджет?                                                                

Дети:- Это доход и расход семьи. Слайд №12

Воспитатель: Что означает доход? (Зарплата, пенсия,  стипендия пособия). Слайд №13

Воспитатель: - Что означает расход? (Ком.услуги, учеба,  д/с, больница, проезд,  автомобиль, еда, одежда, отдых). Слайд №14

Воспитатель: - Верно. Давайте поможем героям сказки, а для этого у нас есть вот такие карточки со знаками «+» - это  означает доход, и  «-» - это  означает расход.

                  

Игра «Будь внимательным»   Слайд №15

 (Воспитатель поочередно называет признаки дохода или расхода, а дети показывают карточки со знаками «+» и «-»: зарплата, ком.услуги, учеба,  д/с,  пенсия,  стипендия, больница, проезд,  автомобиль,  пособия,  еда, одежда, отдых).

 Воспитатель:  - Как называются «доходы» и «расходы» семьи? (бюджет).
- Что такое потребности? (это то, без чего человек не может прожить)
- Какая главная потребность человека? (пища)

Воспитатель: Молодцы ребята, говорит Кошелек Кошелёчкин, вы хорошо  справились  с этим  заданием и дали правильный совет героям сказки «Теремок». А мы продолжим наше путешествие. Куда  мы отправляемся дальше?      
Дети:- К «Мухе с самоваром» Слайд №16

Воспитатель: - Ребята, а  вы помните из какой она сказки?

Дети: - «Муха Цокотуха!»

Работа  с раздаточным  материалом  (с монетами)      

Воспитатель: - А теперь  следующее задание.

Карточка №4. Слушайте  внимательно,  нужно   разложить  монеты    так, чтобы в сумме получилось число 5.         

Игра «Выложи правильно»  Слайд № 17.  (На  составление  числа  5. Дети  подбирают и выкладывают монеты -  так, чтобы в сумме получилось число 5,монеты лежат в подносах. Дети стоят  вокруг  столов).                                                                                        

Воспитатель:  - Молодцы ребята,  говорит Кошелёк  Кошелёчкин, вы хорошо  справились  и с этим  заданием Мухи Цокотухи.  И мы продолжаем наше путешествие. Куда  мы отправляемся дальше  по плану?                              Дети:- К  Кошельку Кошелёчкину. Слайд №18       .                          

Воспитатель: - Кошелек Кошелёчкин очень любит задавать всем задачи. Хотите их решить?                                                                                        

Дети: Да!                                                                                                          

Воспитатель: -  Это и есть следующее  последнее задание Кошелька Кошелёчкина.  

Карточка №5.Тогда слушайте внимательно. /Устные задачи 

Задача №1. У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры? Слайд № 19.

Дети:- Один! 4-3=1

Воспитатель: - Проверяем! Смотрите, на экране появился ответ. Слайд № 19.1 Правильно! Молодцы! Следующая задача.

Задача №2. Карандаш один у Миши,
                              Карандаш один у Гриши.
                              Сколько же карандашей,
                              У обоих малышей? Слайд № 20

Дети: - Два! 1+1=2

Воспитатель: -  Проверяем!  Смотрите, на экране появился ответ. Слайд № 20.1   Правильно! Молодцы! Следующая задача.

           Задача № 3. Было две  монетки у Саши,

                     И одна монетка у Паши,

                     Сколько  стало всего монеток у деток? Слайд №21

Дети:- Три! 2+1=3

Воспитатель: - Проверяем!  Смотрите, на экране появился ответ. Слайд № 21.1  Правильно! Молодцы!                                                                          

Воспитатель:  - Ребята, вы правильно решили и эти задачи все. Молодцы. А вот и обещанный сюрприз.  Смотрите, кто появился – Кошелёк Кошелёчкин. (Появляется игрушка  Кошелёк Кошелёчкин).                                   Воспитатель: - Он говорит, что все задания  мы выполнили правильно и он  нами доволен, вот такие сувениры  он нам дарит. Это монетки, но они не простые,  а шоколадные. И вы можете забрать их сегодня домой.  А вот это новая настольная игра, она останется в нашей группе, мы   будем играть и вспоминать, о нашем сказочном  путешествии, которое подошло к концу. И нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, а еще Кошелёк Кошелёчкин, хочет, чтобы мы взяли его с собой в детский сад, берем? Давайте скажем опять волшебные слова, повернемся вокруг себя.  (Дети все это проделывают).                                                                                                 IΥ этап. Рефлексивно-оценочный этап.                                           

Воспитатель: - Вот мы и дома! Вам понравилось путешествие? Задания,  каких  сказочных героев  мы с вами выполняли?  Какие задания понравились? Какие вызвали трудности? Где эти знания могут вам пригодиться?                                                                                             

Воспитатель: -  Ребята, мне очень хочется узнать понравилось вам занятие или нет.  Я предлагаю сыграть в игру. Вот монетки, сейчас вы возьмете по одной, и положите слева от Кошелька Кошелёчкина, если вам не понравилось занятие, или  справа, если вам понравилось наше занятие и путешествие. (Дети все это проделывают).

Занятие окончилось. Спасибо за внимание! Слайд № 22.

Документы для скачивания