a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Конспект занятия "Что такое предложение"

Автор: Левченко Ирина Алексеевна Опубликовано: 2019-12-01 18:07:29

 

Цели: актуализировать знания детей о слове и предложении.

Задачи: Дифференцировать понятия «предложение» от набора слов,

учить детей подсчитывать количество слов в предложении, определять их последовательность; дополнять, а затем и сокращать предложение.

Развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление(загадки), творческое воображение, быстроту реакции,  умение анализировать

Воспитывать  интерес, любознательность, желание учиться и познавать.

Оборудование:

  • Игрушка Буратино
  • Карточки с цифрами 2,3,4,5 на каждого ребенка
  • Зеленые полоски, обозначающие слова при составлении схемы предложения
  • Мяч

Воспитатель представляет гостя- игрушка Буратино.

  Педагог. К нам сегодня пришел Буратино, Давайте ему напомним, о чем мы говорили на прошлом занятии! Что интересного вы узнали?

Наша речь состоит из ... (слов, предложений). Если слова подружатся и встанут рядом, то получится …(предложение). В предложении может быть разное количество …(слов).

Как мы будем обозначать слова при составлении схемы предложений? (Зелеными полосками.) Как лучше подсчитывать количество слов в предложении? (Можно «бросать» каждое слово, как мяч, можно выкладывать счетные палочки, приготовленные фишки.)

 

А вот Буратино говорит, что можно подсчитать, сколько слов в предложении, шагами: сколько шагов, столько и слов. Давайте, проверим, так это или нет.

Взрослый называет предложение «Буратино пришел учиться.

Ребята считают количество шагов.

Педагог. Я прочитаю вам стихотворение «Что такое слова?»:

Всему названию дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

И все, что видеть может глаз-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Обозначай словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо.

                                                                                                А. Шибаев

 Педагог.   Вам понравилось стихотворение? Придумаем про это предложение?

 

Педагог: Сколько здесь слов?

Давайте назовем первое слово, второе, третье. Значит, в этом предложении три слова. А есть ли здесь законченная мысль?

Педагог: Предлагаю поиграть.

“Найди предложение”

Хлопаем , если прозвучит предложение; просто сидим, если набор слов.

       Цель упражнения: коррекция логического мышления, слухового внимания.

   Педагог: Я говорю: «Птица летитеть”.

Дети: Просто два разных слова.

Педагог:   «Птица летит».

Дети: Это предложение, потому что слова здесь дружат

         Динамическая разминка

“Над волнами чайки кружат”

“Буратино потянулся”

 

 Педагог: Дети,  в нашем языке длинные слова, а есть очень короткие слова. Например: «в детский сад» - это два слова. «На стуле» - два слова. «Я гуляю» - тоже два слова. И каждое короткое слово надо выделять отдельно от других слов и обозначать его зеленой полоской при составлении схемы предложений.

Педагог. Работа по карточкам.

 Подними ту карточку, сколько слов в предложении.

Воспитатель называет предложения с разным количеством слов.

 Дети  слушают сказанное предложение и поднимают карточки с цифрами.

      

      Педагог: Игра:  «Закончи предложение»

На улице…  У Миши… Вечером будет…. Завтра….

 

 Педагог. Слушаем загадки, а с отгадкой придумываем  предложение, считаем, сколько слов, выкладываем схему слов.

Солнце, дождь, гриб, зонтик.

Дети составляют предложения, педагог записывает на доске схему.

 Педагог:  “Составь цепочку”.

Мы сейчас с вами будем составлять очень длинное предложение. Начинаем с одного слова-дом. И присоединяем к нему все остальные (большой, высокий, кирпичный, красивый ).

    Итог занятия:

Педагог: -Ребята, что нового вы узнали, о чем мы говорили сегодня на занятии? Для чего в нашей речи нужны предложения?                                                                       

Использованная литература:

Бондарева Л.Ю «Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день» Ярославль: Академия развития, 2008.

 

Документы для скачивания