a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

«Здоровье сберегающие технологии как наиболее эффективное средство учебно- воспитательного процесса» Анисимова Е.В.

Автор: Анисимова Елена Витальевна Опубликовано: 2019-12-01 18:32:56
  1. Актуальность темы.

Согласно заключению экспертов Всемирной организации охраны здоровья, уровень здоровья человека на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 10% – от деятельности системы охраны здоровья, на 20% – от наследственных факторов, а остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.

Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Детский сад как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Воспитаннику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

            Из-за отсутствия в детском саду элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, у детей, не справляющихся с программой, легко развивается  негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

            Следует особо отметить, что поступление в детский сад вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов.

Детский сад - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит получать какие либо знания и развиваться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии - охраны и укрепления здоровья детей. В Законе РФ «Об образовании»,  статья 51 сказано   «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

Современный детский сад нуждается в разработке целостной системы по формированию ЗОЖ, направленной на стабилизацию и улучшение состояния здоровья детей. При этом здоровье ребёнка должно пониматься как единое целое, которое состоит из отдельных, но тесно взаимосвязанных аспектов: духовного, физического, психического и социального здоровья.

  1. Выявление    проблемы.

         В    современных    условиях сложились    неблагоприятные    тенденции вдемографических    процессах    и    состоянии    здоровья    детей;    их    острота    требует  безотлагательного решения.

         В настоящее время дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются  физическим трудом, а большую часть досуга  проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют на компьютерах. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение образовательных программ и общей нагрузки воспитанников.

         Статистические данные  по детскому саду свидетельствуют об  увеличении  детей со стойкими хроническими заболеваниями, увеличении количества детей-инвалидов, рост близоруких детей.

                  Росту заболеваемости и инвалидности, способствует  ухудшение материально-технического обеспечения спортивной базы, отсутствие для большинства детей возможности оздоровления и полноценного отдыха в летнее время.

Поэтому возникла необходимость изменить условия и организацию образовательного процесса. 

Но положительных результатов мы можем достигнуть только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только воспитатели, но и родители. Нужно, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал потребностью каждого человека.

III. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей.

Цель: Создание здоровьесберегающих условий организации воспитательного процесса для формирования у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.

Задачи:   

  • Разработать комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка в условиях детского сада;
  • Формировать готовность и умения вести здоровый образ жизни;
  • Способствовать формированию устойчивой правильной осанки, укреплению зрительного анализатора, профилактика плоскостопия;
  • Установить эффективные пути взаимодействия с родителями, с различными специалистами в области здоровьеобеспечения.
  1. Стратегия, методыи механизм реализации проекта.
  2. Апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в ДОУ. 
  3. Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (май, сентябрь). Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности. 
  4. Создание благоприятного психологического климата в группе. 
  5. Пропаганда здорового образа жизни среди дошкольников, их родителей и жителей социума. 
  6. Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение родителей в активный досуг.
  7. Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях. Обмен опытом работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.
  8. Рабочий планреализации проекта.
  9. Нормативно – правовое обеспечение проекта:
  • Конституция РФ.
  • Конвенция «О правах ребенка».
  • Закон РФ «Об образовании».
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Устав ДОУ.
  • Календарно-тематическое планирование
  • Образовательные программы.
  1. Знакомство с педагогической литературой и передовым опытом.

2.1.Основные компоненты ЗОЖ:

  1. Режим дня;
  2. Правильное питание;
  3. Культура движения;
  4. Закаливание;
  5. Психическое здоровье.

 

  1. Работа своспитанниками.
  •      Уроки здоровьяпомогают воспитать потребность в здоровом образе жизни. Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то мы должны формировать адекватную самооценку у детей. 

Данные занятия помогают  заинтересовать дошкольников, замотивировать на получение знаний о здоровье;  учат дошколят понимать и знать самих себя, свой организм; помогают  им в выработке умений и навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

  • Физкультминутка – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. В состав упражнений для физкультминуток  включаются:

       Гимнастика для глаз. Специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятие утомления глаз.

     Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и.т.д)

        Танцевальные.  Эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения.

      Двигательные действия и задания. Загадывать загадку, а отгадку воспитанники имитируют в движении.

        Развивающие игры. «Запомни движения и повтори» Воспитанник показывает комплекс из 3-4 упражнений и предлагает повторить эти движения, а затем выполнить в обратной последовательности.

       Креативные (творческие). Гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря). Например: мячом можно «рисовать» На нём можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове. Фантазируют на что похожи кегля, скакалка и т. п. Кегля может быть вазой, жезлом милиционера, скакалка – змейкой, верёвкой для белья, мостиком и т. д.

        Оригинальные движения. Воспитанники придумывают различные композиции. Например, два мальчика, скрестив руки, несут девочку. Что это может быть? Принцесса на карете, девочка на качелях.

      Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов) Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка со словесной инструкцией, на которой описаны или изображены герои сказок или животных (добрые, злые, волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка и т. д) Воспитанники должны передать в движение мимикой, жестами эмоциональное состояние героя.

 Комплексное использование оздоровительных  мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

  •     Классные часы на тему:

«Доктор Айболит предупреждает», «Уроки Мойдодыра»,

«Уроки Здоровейки: как сохранить и улучшить свое здоровье»,

«Правильно ли мы едим?», «Зачем человек спит, или? Как сделать сон полезным?», «Как мы двигаемся?», «Что мы знаем о глазах», «Мы и наши зубы», «Как мы слышим», «Осанка», «Как укрепить свои мышцы»,

«Как избежать болезни», «Как избежать отравления» и т. д.

  •       Профилактика плоскостопия у детей.

Хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам); ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10° и более), а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы; упражнения в прыжках и спрыгивание с высоты; хождение на носочках.

 Использование разнообразных видов ходьбы способствует не только укреплению мышц ног и стоп, но и формированию правильной походки.

  •      Спортивные соревнования.

Осенний кросс, «Веселые старты», «Зимняя круговерть», соревнования по легкой атлетике, «А ну-ка мальчики!», лыжные гонки, «А ну-ка девочки!», спортивная викторина «Быть здоровым, значит быть счастливым», «Парад ребячьих войск».

  •    Правильное питание.

Познавательные  беседы « Правильное питание –основа здоровья»,  «Дары моря», классный час «Где живут витамины?», беседа «Еда как друг и враг».

  •    Минутки безопасности.

«Безопасная дорога в школу», «Скользкая дорога», минутка по профилактике дорожно –транспортного травматизма в зимний период, профилактическая минутка безопасности по соблюдению  ПДД.

  1. Работа с родителями.

Семья может и должна стать объектом влияния детского сада, реализующей здоровьесберегающее образование, основанное на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.

                     Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

  1.  Привлечение родителей к воспитанию  детей к здоровому образу жизни

 (проведение тематических родительских собраний и конференций,

 в   том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы,

 приглашения на открытые занятия, консультационные пункты).

  1.    Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья     детей.
  2.    Приучение дошкольников (сначала с помощью родителей, а затем –   самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
  3.    Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Будь независимым», «Скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании», «Добрая дорога детства»).
  4.    Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного отдыха).
  5.     Проведение  родительских собраний:

«Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?»;

 «Здоровое питание и влияние  его на здоровье»;

«Значение режима дня в жизни дошколят»;

«Компьютер –друг или враг моему ребенку?»;

 «Что нужно знать родителям о физиологии дошкольника?  Полезные советы на каждый день»;

«Спортивные традиции нашей семьи».

  1. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).
  2. Разработка памяток для родителей «Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка?»; памятка по сохранению здоровья  детей; «Организация взаимодействия ребенка с компьютером».
  3. Предполагаемые результаты.
  • Снижение ОРЗ у воспитанников.
  • Положительная динамика психологического состояния. 
  • Стабилизация заболеваний «близорукость» и «дальнозоркость» 
  • Снижение заболеваний опорно-двигательной системы. 
  • Повышение приоритета здорового образа жизни.
  • Повышение уровня самостоятельности и активности дошкольников в двигательной деятельности.
  • Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения; 
  • Поддержка родителями деятельности детского сада по воспитанию здоровых детей.

VII. Механизм оценки результатов.

  1. Анкетирование родителей
  2. Мониторинг состояния  физического здоровья детей (проводится 2 раза в год в сентябре и мае медицинским работником).
  3. Контроль физической подготовленности воспитанников (проводится 2 раза в год в сентябре  и мае инструктором по физической культуре).

VIII. Дальнейшее развитие проекта.

  1. Закупка спортивного инвентаря: мячи, скакалки, обручи, гантели, эспандеры, специализированной детской литературы.
  2. Оборудование в группах  спортивных мини –уголков.

 

Документы для скачивания