a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

« Применение мнемотехники при изучении фольклора в логопедической работе с детьми ОНР». Сергеева Л.А.

Автор: Анисимова Елена Витальевна Опубликовано: 2019-12-01 18:46:23

 ( Слайд № 1).

Детский сад – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, именно в этот период дети особенно сензитивны к усвоению речи. В нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, угрожающих языку. Логопеды отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова).

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, приходится сталкиваться с такими проблемами развития речи дошкольников, как: 

( Слайд № 2).

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • бедность речи, недостаточный словарный запас;
  • бедная диалогическая речь:
  • неспособность построить монолог
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации.
  • плохая дикция.

Фольклор – незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

( Слайд № 3-4). Устное народное творчество необходимо для:

  • развития просодической стороны речи (речевое дыхание, ритм, тембр, интонации);
  • автоматизации звуков речи (овладение всеми звуками речи, умение замечать неправильное звукопроизношение, исправление его в игре, в привычной детям обстановке);
  • развитие связной речи (в сказках, играх-драматизациях получает развитие монологическая и диалогическая речь);
  • развитие фонематического слуха (умение различать, анализировать, дифференцировать на слух звуки);
  • развитие умений играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения;
  • развитие юмора и воображения – не все дети понимают образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки;
  • усвоение нравственных заповедей, которые лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки;

воспитание любви к народному творчеству (формирование умения воспринимать фольклорные формы тексты, слушать и слышать силу народного слов).

 (Слайд № 5).

Поэтому проблема развития речи  детей дошкольного возраста средствами разных форм фольклора и  использование мнемотехники на сегодняшний день имеет особую актуальность.

В работе с детьми  используются следующие формы народного фольклора:

(Слайд № 6).

  • Пословицы– коротенькая притча, суждение. Поговорка схожа с пословицей, но в отличие от нее не является полным суждением. Поговорка – часть суждения.
  • Скороговорка – игра со словом, хорошая гимнастика для органов речи, слагается для упражнения в скором и чистом произношении, тренировки голосового аппарата, развития фонематического слуха, автоматизации звуков.
  • Загадки– метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи. Чистоговорка – упражнение в чистом произношении, развития речевого слуха и дыхания.
  • Нелепицы, перевертышидают возможность через игру со словами, звуками, звукосочетаниями уловить семантику речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.
  • Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит большие возможности в формировании фонематического восприятия.
  • Считалки – маленькие истории, способ осуществления справедливости, преимущество – четкий ритм, возможность произносить раздельно все слова.
  • Сказка– возможность установления логических, причинно-следственных связей, развитие связной речи, постижение вековой народной мудрости.

Логопед в работе использует огромный речевой материал, поэтому большая нагрузка ложится на слуховой канал получения информации. Как итог – быстрое утомление детей, потеря интереса к занятию.

На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с  чистоговорками,  потешками, считалками и т. д.: выучить двустишие или четверостишие, насыщенное корректируемым звуком.

Для детей с ФФНР заучивание текста не представляет особой сложности, но для детей с ОНР заучивание даже простого двустишия вызывает определенные трудности. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности.

Практика показывает, что для точного повторения стихотворения и скороговорок необходимо схематичное изображения отдельных частей. Здесь помогает мнемотехника. Использование системы мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

(Слайд № 7).  Мнемотехника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.  

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. -предметно-схематическими моделями, Глухов   В. П. -  блоками-квадратами,  Большева Т.В. - коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказов.

В заданиях схемы направляют внимание ребёнка на обозначение  цвета, формы, размера, материала, частей, действий.

(Слайд № 8). Работу надо строить с учетом основного принципа «от простого к сложному»:

  • мнемоквадраты
  • мнемодорожки
  • мнемотаблицы

(Слайд № 9).  Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или просто предложение. Затем педагог усложняет занятие, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составлять небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить или воспроизвести целый рассказ или стихотворение. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов.

Для изготовления таблиц не требуется художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному тексту.

 (Слайд № 9).  Для детей дошкольного возраста с ТНР вначале даются простейшие символы для создания  модели в цветном изображении, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы:  елочка – зелёная,  ягодка - красная, колобок - желтый.

Позже модели усложняются или заменяются  другой заставкой -  т. е. изображение персонажей в графическом виде. Например: лиса -  состоит из оранжевого круга или треугольника, медведь – большой коричневый круг и т.д.

(Слайд № 10).   Детям предлагаются схемы  в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

 (Слайд № 11). На первоначальном этапе   используются готовые символы и модели.  Дети, научившись воспроизводить информацию с опорой на готовую модель,   переходят на другой этап работы -  учатся составлять  модели совместно.   Усвоив этот этап работы, составляют  самостоятельно модели, опираясь на свой  индивидуальный зрительный образ.

(Слайд № 12).  Создается модель мнемотаблицы. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: « Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?

(Слайд № 13). Опорным в таблице является изображение героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержание, которое «завязано» вокруг её главных героев.

(Слайд № 14).  Как работать с мнемотаблицей ?

1 шаг. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице.

2 шаг. Чтение взрослым текста с  указыванием на подходящую картинку по тексту.

3 шаг. Взрослый вместе с ребенком по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность.

4шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.

5 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст без помощи мнемотаблицы.

(Слайд № 15). В процессе развития речи посредством наглядного моделирования  большое внимание уделяется составлению и отгадыванию загадок. Методика не дает конкретных рекомендаций, как учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями.  Верный ответ ребёнка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если задается через некоторое время та же загадка, то большая часть детей просто вспоминает ответ.

(Слайд № 16).  Развивая речевые возможности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

 При составлении загадок надо опираться на умения детей делать сравнения с объектами. Но практика  деятельности показывает, что этого недостаточно.  Необходимо, чтобы дети могли подбирать к опорным словам слова, обозначающие признак предмета, и слова, обозначающие действия предмета. Например: Снегирь:  краснобокий, как яблоки - горит как огонь.

                  Синица:  хитрая, как лиса – свистит как свисток.

Создавая условия для усвоения модели составления загадок, дети вполне могут самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

 (Слайд № 17).  Усвоение фольклорных форм посредством применения мнемотехнических приемов, позволяет достичь следующих результатов:

 - у детей быстрее автоматизируются звуки речи;  

-  обогащается словарный запас;

- дети начинают легко выражать свои мысли;

- грамматически правильно строить предложения;

- формируется устойчивый интерес к фольклорным произведениям и, как следствие, закладка основ художественно-эстетического воспитания человека;

- работа с детьми в такой форме не только благоприятно влияет на весь коррекционный процесс,  но и приносит удовольствие,  как детям, так и специалисту.

(Слайд № 18).   

Список используемой литературы.

 1.Белоусова, Л.Е. Удивительные истории / Л.Е.Белоусова - СПб.:         Детство-Пресс, 2008. – 125 с.

    2.Большева, Т.В. Учимся по сказке / Т.В. Большова - СПб., 2001. – 130 с.

  3.Васькова, О.Ф. Сказкотерапия, как средство развития речи детей  дошкольного возраста /О.Ф. Васькова - СПб., 2011. – 220 с.

    4.Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх /О.Ю.   Филимонова - СПб.,2007.

    5.Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи./ Ю.Ф. Гаркуша -  ТЦ. М.,2007.

    6.Васькова О.Ф Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста /О.Ф. Васькова - СПб.,2011.

  1. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР/ Е.С.Слепович - Минск: Народная Асвета, 1989.-62с.
  2. Лалаева,Р.И. Серебрякова, Н.В.Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с ОНР/Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова-СПб., Союз, 2001.
  3. Лопатина,Л.В. Серебрякова,Н .В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников/ Л.В.Лопатина,Н.В. Серебрякова-СПб., Паритет, 2004.
  4. Селивёрстов,В.И. Речевые игры с детьми/ В.И.Селиверстов-М.: Владос,1994.

  11.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи/ Г.С. Швайко-М., Просвещение, 1988.

  1. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой/Л. Б.Фесюкова-Харьков,1996.
  2. Белоусова Л.Е. Удивительные истории/ Л.Е.Белоусова-СПб., Детство-Пресс.,2008.
  3. Климчук Н.И. Наглядное моделирование в системе словарной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи// Н.И. Климчук. Логопед.-2008-№2.
  4. Шорокова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия/О.А.Шорохова-Творческий центр «Пресс» М, 2010.

 


Документы для скачивания

Предыдущие материалы
Следующие материалы