a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки ф – фь. Буква Ф». Сергеева Л.А.

Автор: Анисимова Елена Витальевна Опубликовано: 2019-12-01 18:48:02

 

Программное содержание: познакомить со звуками ф-фь, буквой Ф. Дать характеристику, обозначение. Учить выделять и дифференцировать звуки на слух и в произношении, делать звуко-буквенный анализ, читать слоги, короткие слова. Упражнять в умении договаривать недостающий звук, составлять предложения по схеме. Развивать фонематический слух, мелкую моторику, память. Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: игрушки, схемы, таблицы, звуковички, мяч, карточки, буквы, фломастеры. 

Ход:

1.Мотивационно – ориентировочный этап:

 Ходьба по линии. Гимнастика для глаз по методике Базарного.

 2.Поисковый этап.

- Дети, вы хотите красиво говорить, правильно произносить звуки? Для этого нужно стараться и знать правило речи. Вспомним правило.

         Кто хочет разговаривать,

         Тот должен выговаривать

         Все правильно и внятно,

         Чтоб всем было понятно.

         Мы будем разговаривать

         И будем выговаривать

         Так правильно и внятно,

         Чтоб всем было понятно.

  1. Практический этап.

. - К нам в группу залетел воздушный шарик. Он хочет рассказать вам историю, которая с ним произошла.

         - Подул зимний, холодный ветер. Шарик поднялся высоко-высоко. На пути стояло дерево, шарик зацепился за веточку. Ниточка ослабла и из шарика начал выходить воздух: ф-ф-ф…

- Чтобы правильно произнести звук ф, надо сомкнуть губы, нижнюю губу чуть-чуть завести за верхнюю, и без голоса, отрывисто произнести ф-ф-ф. Воздушная струя размыкает губы.

- Какой вы услышали звук?

- Что можно о нем рассказать?

- Как мы проверяем, что это глухой звук?

- Чем мы обозначаем звук ф?

- А вот и «звукарик».

- Расскажите все об этой звуковке.

- Как он произносит звук? (Твердо.)

- У звуковичка в синем костюмчике есть младший братик. Как он произносит звук? (Мягко.)

- Какой звуковкой мы обозначаем звук ф?

ΙΙΙ. Дидактическая игра «Магнитофончики» (Повтори, как я)

фа - фа - фа′              фа - фа - фя

фу′ - фу- фу              фу - фю - фу

фо - фо′ - фо             фо - фё - фо

  1. IV. - В гости пришли собачки. Это Фунтик и Филя. Какой звук мы слышим в слове Фунтик? Филя?

Они нашли клад, но не могут до него добраться. Кто поможет? А вот и сундучок. Филя и Фунтик не могут его открыть. Помогите.

         На двери висит замок.

         Кто открыть его бы смог?

         Покрутили, потянули,

         Постучали и открыли.

- В сундучке предметы для наших друзей Фили и Фунтика. Поможем поделить между ними эти предметы: для Фунтика – со звуком ф, для Фили – со звуком фь (фен, конфета, флажок, фонарик, дельфин, филин, жираф, фломастеры).

  1. V. Дидактическая игра «Доскажи словечко»:

Длинная шея у … (жирафа).

Федя съел сладкую … (конфету).

Прическу поможет сделать … (фен).

В море плавает … (дельфин).

  1. VI. - Филя и Фунтик приготовили для вас вот эти схемы. Составьте по ним предложения.
  2. Федору подарили шерстяной шарф.
  3. Оля взяла белый фартук.
  4. Наташа и Оля купили красивый телефон.
  5. Маша надела новые туфли.
  6. Голубая кофта висит в шкафу.
  7. На суку сидит пестрый филин.

VII. Физкультминутка «Ладошки в парах».

         Вот у нас игра такая:

         Хлоп ладошка, хлоп другая.

         Правой левую ладошку

         Мы похлопаем немножко.

         А потом ладошкой левой

         Ты хлопки погромче делай.

         А потом, потом, потом

         Две ладошки мы побьем.

         Вверх ладошки, хлоп-хлоп-хлоп!

         По коленям шлеп-шлеп-шлеп!

         По плечам себя похлопай.

         Можем хлопнуть за спиной.

         А теперь перед собой.

         Можем вправо, можем влево

         И крест-накрест руки сделай!

         Хлоп-хлоп-хлоп!

VIII. Игра с мячом «Звук ф убежал из слова»: (ф)лажок, (ф)орточка, (ф)утболка, (ф)утляр, (ф)онарик, (ф)артук, (ф)амилия, (ф)ломастер, (ф)отографировать, (ф)отография.

  1. IX. - Звуки ф, фь мы обозначим буквой Ф. А вот и буква Ф. Она согласная, глухая.

         Ходит Федя руки в боки, -

         Значит выучил уроки. (Показали.)

(Переход к таблицам.)

- В каком кубике расположилась буква Ф? (В большом деревянно-золотом.)

- Читаем: ф – ф – фа, фо – фу – фэ – фы

 - Чтение по таблице: фа – фо, фу, фэ – фы

- По маленьким деревянно-золотым: фя – фё, фю, фе – фи

- Попарно: фа – фя и т.д.

  1. X. Филя и Фунтик читают дразнилки:

ФИТ, ФАН, ФУП, ФИБ

  1. XI. Дидактическая игра «Качели».

Фунтик – Филя

Фа – фя, фо – фё, фу – фю, фэ – фе, фы – фи.

XII. Дидактическая игра «Определи звук – найди -» (карточки)

XIII. - Филе и Фунтику дают команду фу. Для них это запрет – нельзя. Давайте мы выложим эту команду слог фу.

(Звуко-буквенный анализ.)

- Назовите первый, второй звуки. Чем обозначили?

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

- За хорошую работу, вашу помощь нашим друзьям, Фунтик и Филя вас награждают медалями (сладкими).

  1. Последующая работа.

Упражнение М.Монтессори «Шершавые буквы».

 

Документы для скачивания