a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Конспект занятия по развитию речи в старшей коррекционной группе на тему: «Осень» Сергеева Л.А.

Автор: Анисимова Елена Витальевна Опубликовано: 2019-12-01 18:49:00

 

         Цели: Учить детей понимать и составлять метафорические выражения. Использовать в речи метафоры: эпитетов-существительных (матушка-рябина), глаголов в переносном значении (дождь идет, барабанит), эпитетов-прилагательных (золотая, яркая, темный). Упражнять в умении выделять из текста художественных произведений метафорические сравнения. Упражнять в рассказывании сказок по схеме, употребляя в речи образные языковые средства. Развивать речь, моторику, самоконтроль, внимание.

         Словарь: рыжие метели, яблоки леса, золотым ковром, поле снегом забелело и др., осенние, осенний, кружатся, летят, порхают, хмурится, спит.

         Оборудование: тучки, дидактические игры: «Назови слова-действия», карточки-схемы, «Составь красивые выражения» - картинки (снегири, яблоки; змейка, лес; снег, поле; бабочка, лист; глаз – туча; звезды – листья; зонт – деревья); кукла Осень, схемы к сказке «Ягодка рябины», фломастеры, разрезная картина «Осень», значки.

Ход:

         Ι. Психогимнастика.

         - Ребята, отгадайте загадку:

         Белая вата плывет куда-то,

         Чем вата ниже, тем дождик ближе.

         - А вот и тучка. Что она делает? – (Улыбается.) – Улыбнитесь и вы тучке.

         - А вот тучка нахмурилась. Покажите и вы хмурое лицо.

         - Удивилась тучка. Покажите и вы удивление на своем лице.

         - И снова тучка улыбается.

         - Дети, у этой тучки что-то находится в волшебном конверте.

         ΙΙ. - Проходите. (Дети проходят к ковру, на котором собирают разрезные картинки.)

         Логопед:

         Что за чудо? Ну и диво!

         Кто раскрасил так красиво

         Все поля, леса и травы?

         Неужели для забавы?

         Цвет багряно-золотой

         Лег на зелень? Нет, постой,

         Есть законы у природы:

         Что ни цвет, то время года.

         Так когда, вопрос простой,

         Лес багряно-золотой? (Осенью)

         - Дети, докажите, что это осень. Назовите приметы.

         (Листья краснеют, желтеют, опадают. Часто моросят дожди. Стало холодно, дуют сильные ветры. Исчезли насекомые. Птицы собираются в стаи и улетают на юг. Дни короче, а ночи длиннее. С полей и садов убрали урожай…)

         ΙΙΙ. - О времени года нам помогли рассказать слова. Назовите осенние слова, которые обозначают предмет (схема). (Осень, туча, деревья, листья, дождь, солнце…)

         - Слова-признаки (схема). (Золотая, желтые, мокрые, сухие, холодный, осенний и т.д.)

         - Слова-действия (схема). (Моросит, идет, летит, падает, наступила, улетают и т.д.)

         ΙV. - Осень – это прекрасное время года. Многие художники написали осенние пейзажи. Давайте их посмотрим. Полюбуйтесь красотой осенней природы.

         - Поэты написали стихотворения об осени, в которых использовали красивые слова и выражения. Внимательно послушайте стихотворение и ответьте, на кого похожа осень?

         Осень – огненная белка

         В желтых травах вдоль опушки

         Подожгла кустарник мелкий

         И осинника верхушки.

         (Осень похожа на огненную белку.)

         Логопед: - Что сделала с кустарником? (Подожгла.)

         - А вот еще стихотворение. С чем автор сравнивает листопад?

         Закружила осень

         Рыжие метели.

         Золотые листья

         С кленов полетели!

         - А как сказано о листьях?

         - Какой образ увидел автор в этом стихотворении?

         Березка желтый

         Сарафан надела.

         До чего же хороша

         Девица-душа!

         - На что похожи листья около березы?

         Ребенок читает стихотворение:

         Осень. По утрам морозы.

         В рощах желтый листопад.

         Листья около березы

         Золотым ковром лежат.

         Логопед:

         - Послушайте, с чем автор сравнивает фрукты.

         Ребенок читает стихотворение:

         Прекрасен наш осенний сад,

         В нем слива есть и виноград.

         На ветках, как игрушки,

         И яблоки, и груши.

  1. V. - Услышала Осень, что в ее честь прочитано много красивых стихотворений, и в гости к нам пришла. (Дети здороваются с Осенью.)

         - Осень предлагает поиграть в игру «Мы – поэты».

         (На кукле юбка. С четырех сторон расположены картинки, которые закрыты осенними листочками.)

         а) Логопед:                        теремок

         - Что это? – Лес.

                                                     костер

         - Составьте предложение. (Стоит осенний лес.)

         (Убирается листок.) – Что это? – Теремок.

         - Составьте предложение, используя слово «терем». (Теремом стоит осенний лес.)

         Картинка «костер». (Костром горит осенний лес. Ярким огнем пылает лес.)

         б) - Что это? – Деревья. (Дети составляют предложение: Пожелтели осенние деревья.)

         Картинка «шапки». (Шапками укрылись деревья. Разноцветными шапками нарядились деревья.)

         Картинка «девушки». (Девицами стоят березки и рябины. Хороводом танцуют деревья.)

         в) Картинка «Листья». (Пожелтели на деревьях листья.)

         картинка «мышки» (Мышками шуршат листочки.)

         картинка «монетки» (Монетками рассыпались листочки.)

         картинка «желтый ковер» (желтым ковром укрыли землю листочки.)

         г) картинка «гроздь рябины» (На рябине красные ягоды.)

         картинки «бусы», «шарики», «ожерелье». (Бусами укрылись рябинки. Круглыми шариками повисли ягоды на рябинке.)

         Логопед: - Осень приготовила нам еще игру «Составь красивое выражение».

         - Вот картинки, рассмотрите их. С этими словами нужно составить красивые выражения.

         Яблоки – снегири; змея – дорога в лес; поле – снег; бабочка – лист; глаз – туча; зонт – деревья; звездочки – листья.

         Логопед: - Я картинки убираю, а вы по своим схемам соедините слово с тем словом, с которым можно составить красивое выражение. (Например, дети проводят линию от слова «яблоки» к слову «снегири»).

         Логопед: - Я картинки выставляюна место, а вы проверьте себя. Расскажите, какие у вас получились красивые выражения:

         - Яблоки леса сидели на ветках.

         - Поле снегом забелело.

         - Желтым зонтом накрылись деревья.

         - Змейкой бежала дорога в лес.

         - Звездами горят осенние листья.

         - Бабочкой порхают осенние листья.

         - Слезы дождя капают из туч.

  1. VI. Логопед: - А теперь мы отдохнем и по дорожке все пойдем. Становитесь друг за другом.

         Шли по маленькой дорожке

         Наши маленькие ножки.

         Ручки тоже помогали,

         Все махали и махали.

         Остановка; Сели – встали,

         Снова ноги зашагали.

         Хлынул ливень, грянул гром,

         Мы на цыпочках идем.

         Отряхнули руки – ноги,

         Не устали мы с дороги!

         VII. – Осень разложила карточки. Становитесь рядом и разложите картинки-символы к указанному слову. Что может делать предмет?

         Дождь – барабанить, стучать, идти

         Туча – плывет, хмурится, плачет

         Ветер – выть, гудеть, играть

         Листья – кружатся, танцуют, летят

         Деревья – наряжаются, разговаривают, раздеваются

         Солнце – улыбается, прячется, играет

         - Поменяйтесь местами и проверьте, как выполнил ваш сосед.

         VIII. - Дети, осень нам подарила интересные игры, давайте и мы ей сделаем подарок. Расскажем сказку «О маленькой ягодке». (Дети садятся.) А помогут вам рассказать сказку схемы.

         «Жила-была на свете маленькая ягодка рябины. Она горела ярким огнем. Захотелось ей узнать, где она родилась. Бусинкой покатилась ягодка с горки и попала в осенний лес. Расписным теремом стоял осенний лес. Спросила она у желтого листочка, где ее дом? Лисьим хвостом промелькнул среди травы желтый листочек и показал ягодке ее матушку-рябинку. Прыгнула рябиновая ягодка к своим сестренкам на ветку, и загорелась рябина алыми бусами, колокольчиками зазвенели рябиновые шарики. Все радуются, улыбаются сестренке-ягодке!»

  1. IX. – Осени понравилась сказка и ваши ответы. Она вам дарит вот эти значки. Значок поэта. Молодцы!

         - Давайте скажем Осени «До свидания!», ведь она уходит от нас на целый год.

 

Документы для скачивания