a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Цикл коррекционно-развивающих занятий по снижению уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Сластилова Мария Владимировна Опубликовано: 2019-12-03 13:13:30

 

Одним из источников развития ребенка является окружающая его среда, обеспечивающая разные виды активности дошкольника. Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. И от того, какая среда окружает ребенка до поступления в школу, во многом зависит его интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие.

Именно поэтому особое внимание необходимо уделить организации в групповых центров активности детей, в центре которых находится ребенок с его интересами, активностью, самостоятельным выбором деятельности и проявлением инициативы.

В нашем дошкольном учреждении образовательная среда создается совместно с детьми, продумываются интерьерные решения, центры активности. Каждая группа является отражением интересов и особенностей детей, педагогов и родителей. Количество и содержание центров активности определяется совместно с детьми.

 
 

      

Выбор центра - это обязательная процедура с использованием технологии выбора, которой заканчивается Детский совет.

           

Во время утреннего сбора педагог презентует подготовленный в центрах материал. Выясняет, чем бы хотели заниматься дети, используя вопросы.

-вопросы детям  (-Подумайте и решите, чем бы вы хотели заняться? Какой центр выберете? У кого созрел план? Что ты планируешь делать? Где можно это сделать? Кого бы ты хотел видеть своим партнером?)

Очень важно все планы, проекты опрошенных детей записывать на информационном листе – так называемой «Паутинке». Для удобства планирования, «паутинка» содержит картинки с изображением групповых центров активности.

Заполненная воспитателем  «Паутинка» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят и дети и  родители. Таким естественным и простым образом родители будут включены в образовательную работу группы. У детей появятся новые стимулы, новая информация и ресурсы по теме.

 
 

    

Есть и другие варианты выбора центров активности детьми:

-организация выбора центров активности с использованием игрового персонажа (Например, персонаж принес атрибуты из различных центров активности и раздает их детям – кто что взял – туда и идет)

-«Паровозик» (Дети обходят все центры. Где хотят, там останавливаются). При этом важно обговорить количество пассажиров, которые могут покинуть «вагончики» на каждой остановке. Этот прием позволяет организовать работу детей в малых группах.

-«Чудесный мешочек» (Ребенок достает атрибут из центра, и идет в соответствующий центр)

-Можно заранее под подушечки разложить жетоны разного цвета. В этом случае каждый центр обозначается своим цветом. Дети находят жетоны и расходятся по центрам.

Использование такого рода приемов дает возможность привлечь детей в так называемые «непопулярные» центры активности, или ребенку, выбирающему один и тот же центр, попробовать проявить себя в другой области (Например, ребенок, обычно выбиравший центр конструктивной деятельности, попадает в центр продуктивной деятельности). Иногда такому ребенку трудно начать работу.  В этом случае можно поручить другому, более активному, взять шефство над товарищем, или оказать помощь.

После осуществления выбора центра активности дети отмечают свой выбор на Доске выбора, где ребенок фиксирует (обозначает) свой выбор с помощью условных обозначений или фото.

                               

 После того, как выбор центра сделан, действия спланированы, выбрано место работы и партнеры, воспитанники расходятся по разным центрам активности. Ребенок самостоятельно принимает решение, будет ли он работать один, в сотрудничестве с педагогами или другими детьми.

Задача педагога помочь ребенку спланировать свою деятельность.  Вместе с тем, взрослые за счет дополнений в центрах создают условия для новых знаний, помогают ему быть успешным.

Во время работы детей в центрах активности педагог наблюдает за деятельностью детей, фиксирует свои наблюдения, оказывает необходимую помощь. На основании сделанных наблюдений педагог может планировать оснащение центров. Так, выявив интерес детей к чему-либо, педагог может предложить детям продолжить работу в данном центре на следующий день. Или, наоборот, увидев, что данный вид деятельности детям не интересен, педагог может предложить альтернативу (Например, детей не заинтересовало плоскостное моделирование, педагог может предложить воссоздать данную модель из объемного конструктора). В данном случае перед нами стоит определенная цель – научить детей делать модель чего-либо, а способы моделирования могут быть различными. Необходимо учитывать и то, что способности детей не одинаковы. Для того, чтобы создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка, педагог тщательно продумывает оснащение центров. Так уместно использовать образцы, различные варианты выполнения задания, различный материал.

В процессе работы ребенок может поменять центр активности, или, выполнив все задуманное в одном центре, продолжить работу в другом.

  

Во второй половине дня, после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в центрах активности, проводится итоговый детский совет, куда дети приносят из центров все то, что они успели сделать. На местах остаются только те виды работ, которые «не перенесут» транспортировки – например, конструкции из крупного строительного материала, постройки из песка. Это вовсе не означает, что они останутся без внимания, дети смогут рассмотреть их после детского совета.

Все работы раскладываются в центре ковра или  возле своих мастеров – им нужно будет представить то, что они сделали. На итоговом сборе каждый ребенок может прожить чувство глубокого удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился.

Задачи итогового сбора – организовать процесс рефлексии: продемонстрировать общие итоги работы в центрах активности; обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить будущие планы. И еще одна, скрытая от детей задача – заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят. Результаты работы демонстрируются (по возможности) родителям (в виде выставки работ или фото - выставки).

                   

После демонстрации продуктов деятельности каждый дошкольник заполняет индивидуальные «чек-листы», где сам, или с помощью педагога фиксирует (отмечает) какие центры он сегодня посетил. Это дает возможность показать родителям, как он прожил день в детском саду.

                                         

Работа в центрах активности заменяет традиционные занятия в детском саду (обучение носит индивидуальный характер или проводится малыми группами по 2-3 человека) и осуществляется в соответствии с выбором ребенка. Принятие ребенком решений является основным элементом педагогического личностно-ориентированного процесса. Выбирая себе центр, деятельность, материалы, дети практикуются в принятии решений. Даже самые маленькие дети учатся делать выбор и осознавать последствия своих действий. А мы взрослые можем в этом посодействовать.

 

Документы для скачивания