a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Методическая разработка занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей подготовительной к школе группы

Автор: Ведьманова Светлана Анатольевна Опубликовано: 2019-12-03 17:25:12

Цель:

  1. Закреплять знания о согласных звуках Т-Ть, умение давать характеристику этим звукам, используя символы.
  2. Развивать фонематический слух, различать звуки Т-Ть.
  3. Упражнять в образовании относительных прилагательных.
  4. Закреплять умение составлять анализировать звуковую схему к словам.
  5. Развивать связную речь.
  6. Познакомить с графическим обозначением звуков Т-Ть.
  7. Развивать зрительное внимание и мышление.

Материал:

Демонстрационный материал:

телефон стационарный; картинки Фиксиков; предметные картинки транспорта: трамвай, троллейбус, автобус, такси, метро, самолёт, вертолет, теплоход, катер, мотоцикл, электричка; предметные картинки одежды: платье, ботинки, перчатки, пальто, штаны, костюм, свитер, колготки, куртка; сюжетная картина «На улице».

     Раздаточный материал:

     зеркала; пеналы с символами звуков (цветными фишками); предметные картинки; карточки с изображением самолётов и набором одежды; цветные карандаши синий и зелёный; полоски наждачной бумаги; перфокарты; ручки; раскраски.

     Технические средства:

ноутбук, аудиозапись из мультфильма про Фиксиков, аудиозапись звонка телефона.

 

  1. Организационный момент

Логопед:

- Ребята, сегодня мне хотелось для вас всех устроить сюрприз,

приготовить подарок, только вдруг телефон  мой сломался: замолчал и не хочет звонить.

- Кто бы мне смог очень быстро отремонтировать телефон, чтобы наше занятие не сорвалось?

- Вы, ребята, случайно, не знаете таких чудо - мастеров?

Дети:

- Фиксики могут починить.

Логопед:

- А кто это – фиксики?

Звучит музыка из мультфильма «Фиксики»

Логопед:

- Ах, если бы фиксики оказались здесь! А что, если попробовать вызвать Фиксиков? Помните, у Фиксиков в мультике был секретный знак? Давайте попробуем произнести его все вместе.

Дети произносят:

- «Тыдыщ!». (Раздаётся звонок сотового телефона.)

Логопед:

- Ой, мой телефон заработал.

- Ребята, Фиксики останутся с нами и узнают что-то новое, а мы постараемся их не разочаровать своими знаниями.

  1. Знакомство со звуками Т-Ть.

а) Логопед демонстрирует картинки:

трамвай, троллейбус, автобус, такси, метро, самолёт, вертолет, теплоход, катер, катер - метеор, электропоезд, мотоцикл.

- Ребята, назовите одним словом предметы, изображенные на картинках.

(Дети называют).

- Зачем человеку транспорт?

- В городе много видов транспорта. Его движением руководит диспетчер. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду диспетчером. У меня есть телефон. По телефону я буду принимать заявки на разные виды транспорта и отправлять его по назначению. А вы будете моими помощниками.

Звонок телефона

      б) Логопед:

 - Звонят  Мамус и Папус (картинка на доске). Они на даче и не могут до нас добраться. Просят прислать транспорт. Отгадайте, какой.

          Мимо рощи, мимо яра

          Мчит без дыма,
          Мчит без пара
          Паровоза сестричка
          Кто такая…

Дети:

Электричка

Логопед:

- Какой это вид транспорта?

Дети:

- Железнодорожный.

Логопед:

 Вот колеса электрички застучали: Т-т-т.

           В путь-дорожку нас позвали:Ть-ть-ть.

в) Анализ артикуляции звуков Т- Ть.

Логопед:

- Покажите, наблюдая в зеркале за языком,  как колеса застучали (т-т-т). Губы и зубы разомкнуты. Язык прижат к верхним зубам, образует преграду. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не включается.

- Покажите, как колеса в путь позвали (ть-ть-ть). Кончик языка опущен за нижние зубки и упирается в них, образуя преграду воздушной струе. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не включается.

г) Характеристика звуков Т-Ть.

Логопед:

- Охарактеризуйте звуки Т, Ть.

Дети:

Звук Т- согласный, так как есть преграда- язычок, твёрдый, глухой (рука трогает горло); звук Ть- согласный, мягкий, глухой.

Логопед:

- Обозначать звук Т будем синим кружком с наушниками, а Ть - зеленым с наушниками.

  1. Формирование грамматического строя речи.

Звонок телефона

Логопед:

- Звонят Дим Димыч с собачкой Кусачкой, просят о помощи. Они пошли на рыбалку, но вдруг поднялся шторм и их лодку унесло в открытое море. Какой вид транспорта отправится им на помощь?

          Он на  стрекозу похожий,
          Груз несёт, где бездорожье.
          Вглубь тайги, в края болот...
          Что же это…

Дети:

- Вертолет.

Логопед:

- Какой это вид транспорта? Чем вертолет напоминает стрекозу?

- Чтобы вертолет взлетел, давайте  поиграем  в игру «Что из чего» (закрепить образование прилагательных от существительных). Игра с мячом. 

Логопед бросает мяч, задает вопрос, дети, кидая назад, отвечают на него.

- Колеса из резины какие?

Дети:

 - Резиновые.

Логопед:

- Кабина из железа какая?

Дети:

- Железная.

Логопед:

- Сиденья из дерева какие?

Дети:

- Деревянные.

Логопед:

- Окна из стекла какие?

Дети:

- Стеклянные.

Логопед:

- Руль из пластмассы какой?

Дети:

- Пластмассовый.

Логопед:

- Сиденья из кожи какие?

Дети:

- Кожаные.

Логопед:

- Кузов из металла какой?

Дети: 

- Металлический.

Логопед:

- Чехлы из меха какие?

Дети:

- Меховые.

               Звонок телефона

Логопед:

- Звонят с южного курорта. Там отдыхают подружки  Шпуля и Верта. Неожиданно начался сезон дождей. Они просят прислать теплую одежду и обувь. Одежда и обувь подготовлены. Назовите предметы одежды и обуви (картинки на доске)

Дети:

- Пальто, платье, ботинки, свитер, перчатки, штаны, куртка, костюм, берет.

Логопед:

- Какой транспорт доставит одежду и обувь на Юг?

 Смело в небе проплывает,
      Обгоняя птиц полет. 
      Человек им управляет, 
      Что же это?...

Дети:

- Самолет.

Дети рассматривают картинки с изображением двух самолетов.

Логопед:

- В синий самолет «погрузите» одежду и обувь со звуком Т, а в зеленый - со звуком Ть.

Дети поочерёдно называют картинки, выделяя голосом звуки Т и Ть, и грузят их в самолеты (прикрепляют картинки на доску под изображением самолётов).

Логопед:

- Одежда отправлена. Она согреет девочек- фиксиков.

  1. Физкультминутка

      Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях                                    руками),

          Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и                                                                           вправо),

               На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),

               Да и снова полетели.

  1. Звуковой анализ.

Звонок телефона

Логопед:

    - Я слышу сигнал SOS. Это сигнал о помощи с теплохода. В                                       кругосветное путешествие отправился Дедус. Теплоход  потерпел катастрофу. Где он? Слышится только:

«тихий, тихий…». Составьте схему этого слова.

Дети составляют на столах, один ребёнок на доске.

Логопед:

- Теперь я отчетливо слышу, где находится теплоход. В Тихом океане.

- Просим прислать.. Что прислать?

                На море, в реках и озёрах
                Я плаваю, проворный, скорый.
                Среди военных кораблей
                 Известен лёгкостью своей.

Дети:

- Катер.

Логопед:

- Какой это вид транспорта?

Катер отправляется в Тихий океан спасать пассажиров с тонущего теплохода.

Звонок телефона

Логопед:

- Звонят Симка и Нолик. Они отправляются в школу. Давно стоят на остановке, не могут уехать. Отгадайте, какой вид транспорта они ждут?

Странный дом мчит по дороге – 
     Круглые в резине ноги.
     Пассажирами заполнен
     И бензином бак наполнен…

Дети:

- Автобус.

Логопед:

- Автобус подойдет, как только выполните задание.

Посмотрите на сюжетную картинку и найдите слова со звуками Т и Ть в начале слова, в середине слова и в конце слова.

Дети называют:

- Остановка, автобус, трамвай, театр, такси, мотоцикл, светофор, тротуар.

Логопед:

- Автобус подошел и быстро довез детей до школы.

  1. Развитие связной речи

Проблемная ситуация

Логопед:  

- Фиксикам хотелось бы покататься в транспорте, но они не знают как себя там вести. Поможем им?

- Ты едешь в автобусе. На остановке вошел пожилой человек. Как ты поступишь?

(Дети отвечают).

Логопед:

- Ты едешь в трамвае. Тебе надо передать деньги за билет. Как ты поступишь?

(Дети отвечают).

- Ты едешь в троллейбусе. Скоро остановка, а в салоне много народа. Как ты поступишь?

(Дети отвечают).

  1. Знакомство с буквой Т.

Логопед:

- Давайте вспомним весь транспорт,  про который мы сегодня говорили:

Дети:

 - Электричка, вертолет, самолет, катер, автобус.

    Логопед:

- Какие звуки повторялись во всех словах?

Дети:

- Звуки Т, Ть.

Логопед:

- Они обозначаются одной буквой Т.

- Что вам напоминает буква Т?

Дети:

- Молоток, антенну.

Логопед:

       Молоток стучит: «Тук-тук!

       Букве Т я старый друг».

- Сколько  элементов у буквы Т?

Дети:

- Два.

Логопед:

- Давайте соберем её на столе из полосок бумаги (наждачной) и пальчиком обведем каждый элемент.

Работа с перфокартами.

Логопед:

- На карточке нарисованы картинки, под каждой картинкой вырезано окошко. Если в названии картинки есть звук Т или Ть, то надо написать под картинкой букву Т. После этого листок вынимается из перфокарты и буквы надо соединить по инструкции: слева направо, с середины вниз. Если вы увидели букву Т, то задание выполнено правильно.

  1. Итог занятия.

Логопед:

- Звонков больше нет. Работа диспетчера закончена.

Мне понравилась работа  помощников диспетчера (имена детей)

- Сейчас посмотрим, как вы научились слышать и различать звуки Т и Ть в словах. У детей на столах картинки с изображением видов транспорта. Дети объединяются в три команды.

- Поднимите картинки, в названии которых звук Т и Ть в начале слова, в середине слова и в конце слова.

- Ребята, а в слове транспорт звук Т стоит и в начале слова и в конце слова.

- Ребята, а что из нашего путешествия вам понравилось больше?

Ответы детей.

  Логопед:

     - Ребята, путешествие подошло к концу, мы прощаемся с Фиксиками. Фиксики благодарны вам  за помощь и за  знания о разных видах транспорта. Они для вас оставили небольшие подарки - раскраски со своими приключениями.

 

Список используемой литературы

  1. Коноваленко В.В.., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико - фонематическим недоразвитием. - М.: Издательство «Гном и Д», 2004.
  2. Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм. Движение. - СПб.: Кристалл, 1997.
  3. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: Гном-Пресс, 1999.
  4. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать.- М.: Гном, 2017.
  5. Эльконин Д.Б. Букварь.- М.: Просвещение, 1995

 

Документы для скачивания