a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Методическая разработка занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей подготовительной к школе группы

Автор: Ведьманова Светлана Анатольевна Опубликовано: 2019-12-03 18:54:07

 

     Образовательные задачи:

  • ознакомление со звуками [н], [н’] и буквой н;
  • совершенствование навыков  звукового анализа;
  • профилактика нарушений письменной речи.

Развивающие задачи:

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие зрительного внимания и мышления;
  • развитие мелкой и общей моторики, координации движений;
  • развитие связной речи.

Воспитательные задачи:

  • формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

магнитная доска, раздаточный материал по числу детей (символы гласных, согласных, сигналы, полоски для построения буквы Н), карандаши, ручки, предметные картинки, мяч, аудиозапись песен, карточки  с картинками, перфокарты, предметы.      

  1. Организационный момент

Звучит песенка из мультфильма «три поросенка»:  «..Всем на свете нужен дом…»

- Чья это песенка? (Песенка трех поросят).

- Как их звали? (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф).

Демонстрирую картинки с изображением поросят.                                              

Поросята были розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Имена у них тоже были похожи.

- Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф? Какой первый звук в их именах? (н, нь).

  1. Сообщение темы занятия

Сегодня мы вспомним сказку о Наф - Нафе, Нуф - Нуфе, Ниф - Нифе и будем изучать и сравнивать звуки н, нь.

  1. Характеристика звуков н, нь по артикуляционным и акустическим признакам.

- Ребята, давайте подумаем все вместе, как мы можем охарактеризовать звуки н, нь.

Они согласные, потому что не поются, есть преграда - язык, который стучит за верхние зубки. Они звонкие, потому что работает голос. Звук н - твердый, а звук нь- мягкий. Обозначать мы их будем синим и зеленым кружками со звоночком.

  1. 4. Звуковой анализ слова.

Давайте покажем нашим поросятам, как мы можем составить схему их имен.

(Дети составляют схемы на столе, один ребенок у доски).

- Какими  звуками отличаются их имена? (согласными н, нь, гласными а-у-и)

  1. Произношение звуков н, нь в словах.

- Ребята, поросятам очень страшно, вдруг к ним придет волк. Где им укрыться?

Поможем поросятам построить дом? Из чего же строят дома?

Предлагаю поиграть. Я буду называть, из чего можно построить дом, а тот, кому я брошу мяч, назовет, каким он станет из этого материала:

 

из соломы - соломенный

из камня - каменный

из дерева - деревянный

из кирпича - кирпичный

из стекла - стеклянный

из пластмассы - пластмассовый

из железа - железный

из резины - резиновый

из глины - глиняный

из песка - песочный

 

- Ребята, а как вы думаете, из чего лучше построить крепкий, надежный дом?                                        (Ответы детей).

6.Физкультминутка «Строим дом».

Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Вот какой красивый дом! (Показывают руками)

Жить поросята будут в нем. (Руки вперед, ладонями к верху).

Вот мы и построили новый дом!

  1. Развитие фонематического восприятия.

- Ребята, когда кто-то переезжает в новый дом, это праздник. А вы знаете, как этот праздник называется? (Новоселье).

-  К ним пришли друзья? (Выставляются картинки: слоненок, тигренок, теленок, львенок, жеребенок, верблюжонок).

- Какой одинаковый звуки есть в названиях этих животных? (Звук н).

- А что принято дарить на новоселье? (Подарки).

Слова: карандаши, незабудки, батоны, синица, ноты, бант, линейка, диван.

Гости   приготовили подарки для поросят. Помогите им разобраться, где, чей подарок. Подарки, в названии которых есть твердый звук  н достанутся Наф-Нафу и Нуф-Нуфу, а подарки с мягким звуком нь - Ниф-Нифу.

Логопед произносит слова, дети поднимают сигналы звуков (зеленый и синий).

  1. Самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой.

- Ребята,  мы тоже приготовили подарки для поросят. Только их надо распределить между ними. На карточках картинки с подарками, если в слове вы услышите твердый звук н, обведите её синим карандашом, если мягкий звук нь, то зеленым. Затем надо обозначить место звука н или нь в слове (начало, середина или конец слова, закрасив соответствующий квадратик).

    

Далее самопроверка парами: ребята обменяются друг с другом карточками и находят ошибки, если они допущены.

Подарки, в названии которых,  есть твердый звук н достанутся Наф-Нафу и Нуф-Нуфу, а подарки с мягким звуком нь - Ниф-Нифу.

  1. Звуки н, нь в связной речи. Составление описательного рассказа.

- Ребята, мы с вами выбрали подарки для поросят. Давайте составим описательный рассказ  про каждый подарок, пользуясь пособием «имена признаков».

  1. Знакомство с буквой Н.

Заспорили наши друзья Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф о первой букве их кличек. Наф-Наф и  Нуф-Нуф утверждают, что их клички пишутся с буквы н, а

Ниф-Ниф говорит, что в его кличке первая буква нь. Кто из них прав, ведь первые звуки в их кличках разные - н и нь? И Наф-Наф с Нуф-Нуфом и  Ниф-Ниф правы, так как звуки н, нь обозначаются одной буквой н.

Давайте сделаем им еще один подарок - букву н соберем из полосок (наждачная бумага 10см на1 см) и пальчиком обведем её.

 

Надо букву Н построить,

Палочки побеспокоить.

Поскорей две ровно встали,

Вместе третью приподняли.

  1. Работа с перфокартами.

На карточке нарисованы картинки, под каждой картинкой вырезано окошко. Если в названии картинки есть звук н или нь, то надо написать под картинкой букву н. После этого листок вынимается из перфокарты и буквы надо соединить последовательно сверху вниз и посередине так, чтобы получилась буква н, если вы увидите  букву н, то задание выполнено правильно.

                                                                                                                                      

  1. Итог занятия.

- Ребята, мы сегодня были на новоселье у веселых поросят, помогли им построить надежный дом. Я надеюсь, вы помните, с какими звуками вы сегодня познакомились? А какую букву вы подарили поросятам?

Каждый вспомнит два слова, одно с твердым звуком н, другое с мягким нь.

Молодцы! Я была рада встрече с вами.

Звучит песенка из мультфильма «Три поросенка»:  «..Никакой на свете зверь…»

Документы для скачивания