a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Самообразование – одно из средств профессионального становления педагога. Тема: «Обучение детей шахматам»

Автор: Зайцева Ольга Александровна Опубликовано: 2019-12-04 12:57:14

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту.

Слайд 2

Что такое самообразование? Это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствование и приобретение новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований.

Почему я выбрала эту тему?

Популяризация шахматной игры в образовательных учреждениях сегодня

очень актуальна. Развитие шахматного образования отражается в нормативных

документах Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.  В 2016 году утверждена «Дорожная карта по развитию шахматного образования в образовательных организациях округа». В 2017 году утверждена «Концепция развития шахматного образования Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с учетом создания непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно ориентированных разноуровневых программ обучения, расширению вариативности форм и технологий по предмету «Шахматы»

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью формирования и развития у ребенка с раннего возраста таких важных качеств, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость. Сегодня ценится способность анализировать ситуацию, выдвигать гипотезу, предлагать варианты решения и претворять их в жизнь. Шахматы в данном случае являются почти идеальной моделью.

Слайд 3

Цель:

Изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой

современной научной и педагогической литературы по вопросу

обучения дошкольников игре в шахматы,

курсов повышения квалификации, самообразования;

  • Оформить центр игры в шахматы;
  • Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс,

работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями;

  • Разработать систему работы с педагогами.
  • Создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника. Слайд 4

 

Приступая к работе по данной теме, я прослушала вебинары по темам: «Обучение шахматам начинающих: основные понятия и правила»; «Игровой метод обучения дошкольников шахматам».

Слайд 5

Прошла курсы повышения квалификации «Теория, методика и практика обучения дошкольников основам шахматной игры»

Изучила литературу:

Слайд 6

материалы научно – практической конференции «ШАХМАТЫ КАК ИНОВАЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЮГРЫ» (сборник, изд. 2017г.); учебник для детей 5-7 лет «Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске» / Владимир Григорьевич Гришин; «Малыши играют в шахматы»/ Владимир Григорьевич Гришин; «Шахматный учебник для детей» / Наталья Михайловна Петрушина; «Шахматные правила» / Анатолий Мацукевич.

Слайд 7

Слайд 8

«Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей» /Всеволод Викторович Костров; «Шахматы для самых маленьких» Игорь Георгиевич Сухин; «Шахматы полный курс для детей. Тренажер по правилам игры и развитию логического мышления».

На основе учебника «Шахматы полный курс для детей. Тренажер по правилам игры и развитию логического мышления» Игоря Георгиевича Сухина мною разработана программа «Шахматы для малышей».

 

Слайд 9

Программа рассчитана на два года обучения (2018-2019,2019-2020), определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста по предмету «Шахматы».

Максимальная учебная нагрузка составляет 72 часа, в том числе:

  • в первом году обучения 36 часов,
  • во втором году обучения 36 часов,

с проведением одного занятия в неделю по 25 – 30 минут во второй половине дня. Программа учитывает возрастные и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 10

В группе создан шахматный центр «Шахматенок». Центр предназначен для организации дополнительной образовательной деятельности кружка «Шахматы для малышей» с целью создания оптимально насыщенной, целостной, многофункциональной развивающей предметно-пространственной среды и обеспечения реализации Программы кружка, в совместной деятельности обучающихся и взрослого, а также самостоятельной деятельности каждого ребенка.

Для шахматного центра мной изготовлены:

  • дидактическая игра «Угадай, чьи следы»;
  • карточки с шахматными задачами;
  • дидактическая игра «Узнай по силуэту»;
  • тренировочные диаграммы.
  • сделана подборка обучающие видео уроков по теме «Шахматы»

 

Оборудование, приобретенное образовательным учреждением:

  • демонстрационная магнитная доска с комплектами шахматных фигур;
  • настольные шахматы разных видов;
  • гигантские шахматы;
  • шахматные часы;

 

  • электронная игра - тренажер «Шахматы» (образовательная, обучающая платформа «Алма»

 

Составила картотеку дидактических игр(на основе учебника «Шахматы полный курс для детей. Тренажер по правилам игры и развитию логического мышления» Игоря Георгиевича Сухина)

Слайд 11

 

 Слайд 12

 

«Шахматный теремок».

 

Воспитатель устанавливает домик - «теремок». 

Следуя сюжету сказки, в «шахматный теремок» по очереди поселятся шесть разных белых или черных фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» поднять.

Слайд 13

 

   «Шахматная репка».

 

Игра проводится аналогично «Шахматному колобку». Дети инсценируют сказку репка, используя шахматные фигуры. Около «репки», воспитанники по росту выстраивают белые или чёрные фигуры, поясняя:

 

дед-это король, бабка-ферзь, внучка-слон, Жучка-конь, кошка-ладья, мышка-пешка.

 

Слайд 14

 

   

«Волшебный мешочек».

 

Воспитатель прячет в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и предлагает ребенку на ощупь определить, какая фигура спряталась, и поздороваться с ней, назвав ее по имени.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18 

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

 

Работа с детьми

Осваивают дети шахматную грамоту через игру. Упражнения и игры на шахматной доске настолько привлекают воспитанников, что вызывают настоящий всплеск творчества: дети сами начинают придумывать, различны игры.

Слайд 22

Знакомлю детей с латинскими буквами, их написанием и названием. Для этого у каждого ребенка есть своя тетрадь, куда записываются элементы шахматной грамоты.

Ходы шахматных фигур великолепно развивают ориентировку детей на плоскости, дети узнают различные направления движения, учатся мысленно передвигать фигуры и предвидеть результат.

Работа с родителями

Слайд 23

Работая по данному направлению тесное сотрудничаю с родителями воспитанников.

На первом родительском собрании выяснилось, что не все родители умеют играть в шахматы. Совместно приняли решение завести папки, в которые вкладываю уроки по изучению шахмат.

Для поддержания у детей устойчивого интереса к игре в шахматы, родителям была рекомендована организация домашнего шахматного уголка.

По мере необходимости провожу устные и письменные консультации.

Слайд 24

Совместно с родителями организовали выставки рисунков «Шахматные фигуры»

Слайд 25

Слайд 27

Слайд 28

Приглашаем родителей в группу для проведения мастер – классов по шахматной игре

В апреле планируем провести фотовыставку «Юные шахматисты».

           В мае соревнование «Папа, мама, я – шахматная семья».

 

Работа с педагогами

Слайд 29

 

  1. выставка литературы по шахматному направлению.
  2. диссеминация своего опыта работы на педагогических часах, на интернет ресурсах;
  3. консультации.

 

Оценка индивидуального развития дошкольников

 

Слайд 30

 

Для оценки индивидуального развития дошкольников проводится педагогическая диагностика. Которая разработана мной на основе учебника И.Г. Сухина «Шахматы полный курс для детей. Тренажер по правилам игры и развитию логического мышления». Педагогическую диагностику предполагается проводить 3 раза в год (сентябрь, январь, май), по 4 направлениям (темам):

  • шахматная доска;
  • шахматные фигуры;
  • шахматная игра;
  • шахматные задачи.

Диагностическое обследование проводится в форме дидактических игр

упражнений, что соответствует ведущей деятельности детей в дошкольном возрасте.

Слайд 32

Подводя итог работы по обучению детей шахматной игре за первое полугодие 2018 – 2019 учебного года уровень развития детей по теме «шахматная доска», увеличился с 30% до 70%; уровень развития детей по теме «шахматная фигуры», увеличился с 30% до 100%;уровень развития детей по теме «шахматная игра», увеличился с 30% до 80%; уровень развития детей по теме «шахматные задачи», увеличился с 0% до 50%. Дети стали играть в шахматные партии. Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности   чаще стали проводить   время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат.

Слайд 32

Мои воспитанники являются активными участниками Всероссийских дистанционных олимпиадах и викторин по шахматам, где занимают призовые места.

В дальнейшем планирую продолжить работу по данному направлению.

В 2019 – 2020 учебном году планирую аттестоваться на высшую квалификационную категорию по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документы для скачивания