a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Массаж рук для детей и пальчиковые игры до года

Автор: Самойлова Лариса Аркадьевна Опубликовано: 2019-12-08 14:41:25

Пальчиковые игры для малышей до года — это важная и увлекательная работа по развитию пальчиков и кистей рук, которую заботливые родители начинают с самого рождения.  Такие занятия очень важны, так как:

  • развивают тактильную чувствительность грудничка,
  • полезны для развития речи, активизируют речевой центр в коре головного мозга, у ребенка своевременно появляется речь, отсутствуют проблемы с звукопроизношением,
  • способствуют развитию мелкой моторики,
  • развивают концентрацию движений (малыш не будет расти рассеянным),
  • контакт с родителями способствуют гармоничному развитию и правильному мировосприятию ребенка, малыш с рождения привыкает к спокойному и позитивному общению.
  • Пальчиковые игры для малышей до года начинают с легкого массажа, в сочетании с пальчиковой гимнастикой, смешными потешками  и забавными стишками они помогают развивать и укреплять пальцы рук и кисти детей.

Важно!

Детский массаж рук и пальчиковые игры с ребенком 1-2 месяцев проводятся каждый день по 3 раза в течение 10-20 секунд и состоят из 4-6 движений (так делать массаж рук ребенку необходимо до 5-7 месяцев).

0-2 Месяца

Сжатые кулачки ребенка  надо нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти — от мизинца к запястью. Массаж ладоней и пальцев рук грудничка нужно проводить с использованием всевозможных ворсовых щеток: мягкой щеткой  — по наружной поверхности кулачка от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щеткой  — по подушечкам пальцев.

Расслабляем руки малыша: поглаживаем от кулачка к плечу, трем кулачки друг о друга, как только раскроется кисть и пальчики разойдутся в разные стороны, можно начинать первые пальчиковые игры.

 Игра с большим пальчиком руки 

Игра стимулирует вывод большого пальчика, спрятанного у малыша в кулачке, наружу. Хорошая подвижность пальчика понадобится для умения захватывать предметы и игрушки. Массаж рук новорожденным делаем  аккуратно: погладьте ручки ребенка и пальчики, сжатые в кулачки. Аккуратно возьмите большой пальчик и выведите наверх кулачка, слегка помассируйте его. Покачайте пальчик в разных направлениях, расскажите малышу стишок:

Этот пальчик самый главный.

Он у (имя ребенка) для того,

Если спросят: «Как дела?»

Ты ответишь громко: «Во!»

Похлопаем по маминой ладошке  Положите малыша на спинку на пеленальный стол. Потрите кулачки или ладошки крохи друг  о друга, а потом в ритме потешки похлопывайте его ладошкой о свою руку:

Детка (или имя ребенка) хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так, вот так.

Своих ручек не жалеет.

У малыша раскроются кулачки, он будет разводить пальчики.

Конфеточки

Ой, качи, качи, качи,

В головах-то калачи,

В ручках пряники,

В ножках яблочки,

По бокам конфеточки,

Золотые веточки.

(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)

Малютка

Подбородочек-малютка,

Щечки, щечки,

Носик, губки.

А за губками — язык

С соской он дружить привык.

Глазки, глазки,

Бровки, бровки,

Лобик, лобик-умница —

Мама не налюбуется.

(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д. На последней строчке целуем малыша.)

2-5 Месяцев

С 2 до 5 месяцев проводят следующее упражнение. Расслабленную руку малыша захватывают в средней трети предплечья и нерезко поднимают вверх, немного ее потряхивают и легко опускают на веки или губы ребенка как наиболее чувствительные зоны. Если при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживают около губ, с тем, чтобы ребенок попытался захватить их губами.

После массажа в разжатые кулачки ребенка вкладывают круглые предметы так, чтобы один его палец находился с противоположной стороны от остальных пальцев; ребенку помогают вначале удержать этот предмет, а затем потянуть к себе и покрутить из стороны в сторону.

С трех месяцев надо развивать умение брать игрушку из рук взрослого. Если ребенок не протягивает к погремушке руки, следует погладить его по руке сначала с тыльной стороны, а затем со стороны ладони. Помогите ребенку достать рукой ногу. Для привлечения внимания подвесьте к ноге яркий помпончик или колокольчик. Можно приобрести яркие носочки со зверюшками, они непременно заинтересуют малыша.

 Игра «Ладушки»

Ладушки, ладушки,

(Возьмите раскрытую ладошку ребенка в руку).

Пекла бабка оладушки,

(Начертите пальцем на ладошке ребенка круг)

Маслом поливала,

Деткам раздавала:

Маше — два,

Саше — два,

Ване — два,

Тане — два,

Коле — два.

(поочередно загибайте пальчики, поглаживая от основания к кончикам)

Хороши оладушки у нашей бабушки!

Солнышко:

— Утро красное пришло,

— Солнце ясное взошло.

— Стали лучики светить

— Малых деток веселить.

(Пальчики разгибаются по одному)

— Прилетели тучки

— Спрятались лучики.

(Пальчики прячутся в кулачок)

 

Игра “Указочка”

Ротик мой умеет кушать.

(Укажите пальчиком на ротик малыша).

Нос дышать, а ушки слушать.

(Укажите пальчиком на носик, а затем на ушки малыша).

Могут глазоньки моргать.

(Покажите, как моргать глазками).

Ручки всё хватать, хватать.

(Необходимо сжать и резко разжать пальчики).

 

Игра «Засыпалочка»

На подушку головой.

(Положите головку ребёнка на подушку).

Глажу, глажу лобик свой.

(Возьмите ручку малыша и ею погладьте лобик).

Глазки закрываю.

(Закрывайте глазки ребёнка его ручками).

Быстро засыпаю.

(Положите сложенные ладошки крохе под щечки).

5-6 Месяцев

  • следует побуждать ребенка брать игрушку сверху, сбоку, снизу.
  • Игрушки предлагайте различной формы, с различной поверхностью (губку, скругленные прищепки для белья, колечки, ткани, морковки).
  • Побуждайте ребенка дать вам руку – протяните ему собственную руку, возьмите его за руку, поглаживая, повторяйте: «Дай ручку».

 Сорока

— Сорока-белобока

— Кашку варила,

— Деток кормила.

(указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки)

— Этому дала,

— Этому дала,

— Этому дала,

— Этому дала,

— Этому дала.

(по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы)

или, как вариант:

— Этому не дала:

— Ты воды не носил,

— Дров не рубил,

— Каши не варил —

— Тебе ничего нет!

(при этом большой палец не загибается)

Пальчик-мальчик

— «Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил.

— С этим братцем щи варил.

— С этим братцем песни пел.

— С этим — в дудочку дудел.

(сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца)

Игра «Котёнок»

Я один шёл по дорожке.

(Покажите один пальчик малыша).

Шли со мной мои две ножки.

(Покажите два пальчика).

Вдруг навстречу три мышонка.

(Покажите 3 пальчика).

Ой, мы видели котёнка!

(Возьмите ладошки ребёнка и похлопайте ими легко по щёчкам, затем покачайте головкой).

У него четыре лапки.

(Покажите 4 пальчика малыша).

На лапках — острые царапки.

(Покажите пальчиками острые когти).

Один, два, три, четыре, пять.

(Под счёт показывайте соответствующее количество пальчиков).

Нужно быстро убегать!

(Покажите двумя пальчиками, будто убегаете).

Лягушка (Жаба Квака)

Жаба Квака с солнцем встала,

(разводят ручки в стороны)

Сладко-сладко позевала,

(«зеваем»)

Травку сочную сжевала

(имитируем жевательные движения)

7-8 Месяцев

  • к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности (разминание) от кончиков к основанию. Слегка постукивайте пальчики по подушечкам.
  • показывайте различные действия с игрушками: как толкать мячик, как стучать крышкой о кастрюлю, как вываливать шарики из миски.

Перед началом упражнений разогревайте ладони детей лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Важно!

1) Пальчиковые игры для малышей до года выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

2) При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки, тренируем руки как на сжатие, так и на расслабление.

3) Важен доброжелательный настрой, добивайтесь,  чтобы все упражнения приносили малышу радость, если ребенок чем-то расстроен, не нужно чрезмерно усердствовать,  отвлеките малыша, вы сможете продолжить в следующий раз!

4) Необходимо систематически проводить упражнения, но не более 5 минут, чтобы малыш не заскучал.

5) Все упражнения проводятся последовательно — сначала на правой руке, затем на левой, при успешном проведении  – на обеих руках одновременно;

6) Переход от простого к сложному – постепенно, по нарастающей сложности, не пропуская ни одного упражнения, — это очень важно для поддержания у ребёнка интереса к упражнениям ( и так до 12 месяцев)

 Цветок

Исходное положение. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу.

Солнце поднимается — цветок распускается.

(разводим одновременно пальцы рук в стороны)

Солнышко садится, цветочек спать ложится.

(возвращаемся к исходному положению)

Вышла курочка гулять

Вышла курочка гулять,

(шагают двумя пальцами — указательным и средним — каждой руки по ножкам)

Свежей травки пощипать,

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки)

А за ней ребятки —

Желтые цыплятки

(бегут всеми пальца­ми обеих рук по ножкам)

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко

(«грозят» указательным пальчиком)

Лапками гребите

(гребущие движения пальцами  обеих рук одновременно по ножкам)

Зернышки ищите

(дети «собирают зерна» большими и указательными пальцами)

Съели толстого жука,

(разводят руки в стороны, показывая размер жука)

Дождевого червяка.

(кисти рук вместе, ладошками вниз, волнообразные движения кистями)

Выпили водицы — целое корытце.

(соединяют ладошки вместе – «корытце», делают вид, что пьют)

9-12 Месяцев

С 9 месяцев показываются следующие действия:

  • как покатать машину или мячик;
  • открыть-закрыть коробку, кастрюлю крышкой;
  • покачать, покормить куклу;
  • положить кубик на кубик (снять);
  • выполнить «ладушки», «до свиданья»;
  • поиграть в «Сороку-белобоку»;
  • вынуть-вложить игрушку (в тазик, кастрюлю), нанизывание;
  • можно дать ребёнку рвать на мелкие кусочки газету (любую бумагу) – малыши делают это с удовольствием по несколько минут; можно предложить перебирать крупные деревянные бусы, вкладывать один в один полые кубики разной величины; нанизывать кольца пирамидки — сначала на конус, затем на стержень.

Игрушки берутся разные – большие и маленькие, различные на ощупь, тряпочки (их можно подобрать парами – по цвету, по рисунку, по текстуре), шарики, колечки, кубики.

Важно!

1)К одному году необходимо вовлечь в движение как можно больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными,

2) Очень хорошо тренируют движения  пальчиковые игры для малышей, например «Колечки»: взрослый смыкает, размыкает большой палец малыша с указательным, средним, безымянным и мизинцем по очереди. Сначала на одной руке, затем на другой.

 Пальчики здороваются

Здравствуй, Петенька!     (прикасаются подушечками большой и указательный палец)

Здравствуй, Анечка!          (прикасаются подушечками большой и средний палец)

Здравствуй, Мишенька!      (прикасаются подушечками большой и безымянный палец)

Здравствуй, Танечка!        (прикасаются подушечками большой  палец и мизинец)

Ах, и дружные ребятки,     (показывают ладошку, шевелят пальчиками)

Поиграем вместе в прятки. (сжимают пальчики в кулачок, разжимают (несколько раз)

Свинки

Эта свинка ест сосиски,      (массируют мизинчик палец)

Эта свинка ест ириски,        (массируют безымянный палец)

Эта свинка ест варенье,      (массируют  средний палец)

Этой нравиться печенье.    (массируют  указательный палец)

Эта говорит хрю хрю.        (массируют большой палец)

Я картошечку люблю!       (сгибают  и разгибают большой пальчик)

Хрю-хрю-хрю

Маленькая мышка

Вот маленькая мышка по городу бежит

(пальчики правой руки бегают по ладошке вытянутой левой руки)

Глядит ко всем в окошки и пальчиком грозит

(сложить ручки домиком над головой, затем  погрозить пальчиком)

А кто не лег в кроватку, а кто не хочет спать

(наклон  головы  влево, ладошки под щечкой, наклон головы вправо, ладошки под щечкой)

Такого непослушного я буду щекотать

(шевелить пальчиками обеих рук перед собой)

Ягоды

На-на-на – ягода вкусна.

(соединяем указательный и большой палец в кольцо)

Мне-мне-мне – дайте ягод мне.

(прижимаем пальцы к ладони «в кулак» и выпрямляем их)

Ду-ду-ду – ягоду найду.

(приставляем ладонь к глазам  — «смотрим»)

Ди-ди-ди – подружка, подойти.

(маним к себе)

В целом массаж рук для детей, в сочетании с рекомендованными пальчиковыми играми для малышей до года обязательно даст свой результат, малыш порадует вас своими первыми успехами.

 

Документы для скачивания