a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Доклад на тему: «Формирование экономических представлений и экономического сознания у старших дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающим миром через знакомство с трудом людей различных профессий». Учитель-дефектолог, учитель-логопед Чикризова М.С.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2019-12-09 14:15:30

Экономическое воспитание – это процесс, который направлен на взаимодействие взрослого и ребёнка. Вводя ребёнка в мир экономики, мы помогаем ему раскрыть окружающий мир духовных и материальных ценностей. Ребёнок в нынешней жизни является равноправным членом общества. Он с ранних пор участвует в жизни своих родителей, когда вместе с ними ходит в магазин делать покупки, слышит слова «дёшево», «дорого», «деньги», «цена», «заработать». Главной целью экономики для дошкольников является формирование навыков и умений, ознакомление с современными рыночными отношениями. Давая понятие об экономике в раннем возрасте, мы тем самым помогаем ребёнку лучше адаптироваться в современном обществе, строить свою жизнь более организованно, самостоятельно, творчески. В процессе экономического воспитания у ребёнка развивается мышление, приобретаются определённые экономические навыки, которые пригодятся ему в жизни.

Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая таким образом экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

Семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок-дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме.

Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т.д. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство тому – связь понятий «труд» и «деньги» – обнаруживается уже в четырех-пятилетнем возрасте. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.

Задача педагогов и родителей – помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.

Экономическое воспитание имеет и свою специфику. Оно заключается в том, что важно научить детей понимать и ценить окружающий мир предметов как результат труда, научить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. На доступном уровне дети должны осознавать понятия «труд – товар – деньги». С ранних лет необходимо воспитывать привычку беречь такие богатства, как вода, тепло, электроэнергия.

Труд – основная деятельность человека, источник средств для его существования. Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность – предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, которым следует дорожить.

Результатом труда людей является продукт – полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т.п.) Продукты труда – это мир вещей, который окружает нас. В детском саду дети ежедневно наблюдают разнообразные виды труда, пользуются их результатами. Дети должны подвестись к пониманию того, что материалы, инструменты, продукты труда произведены для людей данной профессии другими. При этом результатом труда пользуется как сам производитель, так и многие потребители.

Продукты труда – это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые.

За свой труд взрослые получают деньги (зарплату). Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям.

Поскольку экономика довольно сложная тема, то особенно важно создать у детей мотивацию к образовательной деятельности, заинтриговать их. Для этой цели традиционно привлекаются сказочные персонажи. На занятие к детям пришла мудрая тетушка Сова, героиня полюбившихся им серий обучающих мультфильмов «Уроки тетушки Совы». Она рассказывает детям, что люди за свою работу получают зарплату. Тетушка Сова приглашает ребят в путешествие, а за выполненные по пути задания награждает ребят монетами.

Процесс экономического воспитания может осуществляться разными средствами: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и др.

Вместе с воспитателями дети совершили экскурсии в магазин, отделение почты, пожарную часть, где познакомились с представителями некоторыми профессиями.

В ходе бесед прививала дошкольникам уважение к людям разным профессий, ценности любого труда. Уже в 5-7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, машинистами, пытаются аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать ребятам о богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для этого необходимо прилежно учиться в школе, техникуме, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.

Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний использовала народные и авторские сказки о труде: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе».

Также хороший материал для занятий – стихотворения: Михалков С. «А что у вас?», Родари Д. «Чем пахнут ремёсла?», Маршак С. «Откуда стол пришёл?», «Как печатали книгу?».

Очень понравилась детям книга «Что делают люди каждый день? Первые знания о профессиях» – путеводитель по миру профессий для детей. Вместе с главными героями Лизой и Димой дети побывали на рабочем месте людей разных профессий, изучили инструменты и технику, которую они используют, узнали много нового и интересного о том, что делают на работе взрослые. Книга помогла детям задуматься над тем, чем они хотят заниматься, когда вырастут, развить кругозор.

Основы экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игре.

В игре у ребёнка раскрываются творческие способности, индивидуальность. В ходе игры он закрепляет знания, которые получил на занятиях, экскурсиях, во время бесед, чтения художественной литературы. В игре ребёнок моделирует жизненные ситуации, через игру происходит знакомство с социальной действительностью. Дети учатся ориентироваться в экономических понятиях, происходит формирование базы социального развития ребёнка, сопричастность его к окружающей действительности. При помощи игры дошкольника легче научить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания ввести в мир вещей, предметов и взаимоотношений.

В занятия стоит активно включать многочисленные пособия на установление последовательности действий для изготовления какого-то продукта («Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и др.). Другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы?», «Четвертый лишний»). В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.

Пазлы «Кому что нужно для работы?» – классическая простая игра-головоломка. Такая игра не только увлекла детей, но и способствовала развитию целого ряда навыков: цветовое восприятие, логическое и пространственное мышление, моторика рук. 

Для уточнения представлений о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место, предложила детям поиграть в игру «Город профессий». Люди и машинки в книге – это магниты. Город живет: бежит, летит, прыгает, идет, печет, танцует, читает. Город – это люди – мамы, папы, мальчики, девочки, бабушки, дедушки. И у каждого есть свое любимое дело – профессия. Так из мамы получается парикмахер. Из папы – строитель. Из девочки – балерина, а из мальчика – спортсмен. Чтобы найти свое дело, надо узнать о каждом.

Круги «Орудия труда – профессия – продукт труда» способствовали расширению представлений о профессиях, инструментах и продуктах труда, развитию речи и мышления. Дети вращением кругов подбирали подходящие по смыслу тройки труда: орудия труда – профессия – продукт труда, составляли предложения со сложившимся рядом. Игра автодидактическая, правильный ответ по цвету сектора поля.

Сделать экономику доступной помогает сюжетно-ролевая игра. Дети с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, – примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы педагог проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.

Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Так дошколь-ники знакомились с профессиями, значимостью различных видов труда для человека. Мы старались донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.

 

Документы для скачивания

Предыдущие материалы
Следующие материалы