Формирование мотивационной готовности детей 6- 7 лет к обучению в школе. Развивающая программа.

Опубликовано: 19:28:56 10-12-2019

Автор: Тричева Марина Викторовна

Игра «Интервью».

Цель: формирование у детей умения ориентироваться в окружающем мире.

Инструкция: «Дети представьте себе, что я журналист, который хочет взять у вас интервью для газеты или журнала. Вы должны внимательно выслушать вопросы, которые я буду задавать, а потом правильно и быстро на них ответить». Каждый из детей отвечает на вопрос, на те вопросы, которые дети не понимают, необходимо объяснить и обговорить коллективно.

Вопросы интервью.

1.Как вас зовут? (каждый из детей отвечает на вопрос)

2.Сколько вам лет?

3.Как зовут ваших родителей?

4.Как называется город (село), в котором вы живете?

5.Как называется улица, на которой вы живете?

6.Какой номер вашей квартиры, дома?

7.Каких животных вы знаете? Какие из них домашние?

8.В какое время года на деревьях появляются листья, и в какое время опадают?

9.Как называется то время дня, когда вы просыпаетесь, когда обедаете, когда готовитесь ко сну?

10.Перечислите предметы одежды, мебели, столовые приборы, которые вы используете? (не менее трех в каждой группе).

Беседа – игра «Я иду в школу».

Цель: активизировать сведенья о школе и школьной жизни.

Инструкция: «Дети давайте разделимся на две команды. Название одной команды будет «Всезнайки» (это такие люди, которые знают все), а другой «Незнайки» (люди, которые ничего не знают). Я буду задавать вопрос, команда «Всезнайки» должна ответить на все вопросы только правильно, а команда «Незнайки» должна шутить и отвечать на все вопросы неправильно. За каждый правильный вопрос всезнайкам ставим «+», а за каждый неправильный ответ незнайкам ставим «+». Каждый ребенок должен попробовать себя в двух ролях.

Вопросы:

1.Необходимо ли ходить в школу?

2.Зачем необходимо ходить в школу?

3.Чем обычно занимаются в школе? (Что вы будите делать в школе?).

4.Что необходимо иметь ученику, чтобы быть готовым к школе?

5.Что такое уроки? Чем на них занимаются ученики?

6.Как необходимо себя вести на уроках в школе?

7.Что такое домашние задание?

8.Зачем необходимо выполнять домашние задания?

9.Чем вы будите заниматься дома, когда придете из школы?

10.Что нового появится в твоей жизни, когда ты пойдешь в школу?

Дать детям возможность понять, для чего они идут в школу, зачем им учиться, что даст им это ученье.

Игра «Я готовлюсь в школу».

Цель: формировать позитивную учебную мотивацию, корректировать негативное отношение к школе.

Инструкция: «Представьте себе, что я с другой планеты, чтобы вместе с вами идти в школу. Ваше задание как можно быстрее подготовить меня к школе. Я буду спрашивать вас о школьной жизни, а вы должны меня учить, отвечая правильно на вопросы.

Вопросы:

1.Чтоб пойти в школу, мне должно исполниться:

* 1-2 года;

*6-7.

2.Чтоб хорошо учится, я должен:

*очень хотеть учиться в школе;

*совсем не хотеть учиться в школе.

3.Для того, чтобы пойти в школу достаточно:

*иметь цветные карандаши, красивый портфель и ручку;

*уметь немного читать, писать, считать.

4.Чтоб быть отличником, необходимо:

*иметь красивые карандаши, тетради, ручку;

*быть старательным учеником (ученицей).

5.Домашние задания необходимо выполнять:

*быстро и как-нибудь;

*не торопясь, хорошо, аккуратно, проверяя ошибки.

6.На перемене необходимо:

*отдыхать;

*отвечать возле доски.

7.Если я получу двойку:

*необходимо плакать, кричать на учителя;

*смеяться и говорить, что мне безразлично;

*попросить пояснить, выучить эту тему, чтоб исправить на лучшую оценку.

8.Когда я буду отвечать возле доски, я должен:

*переживать и бояться;

*не переживать, внимательно послушать вопрос и ответить на него.

9.В школе необходимо учиться:

*потому, что все учатся;

*чтоб быть умным, опытным человеком.

10.Я хочу учиться в школе:

*потому, что в школе красивые парты, цветы;

*потому, что в школе узнают много нового, это поможет стать взрослым самостоятельным человеком.

Проективная развивающая методика «Я рисую школу».

Цель: коррекция страхов у детей перед обучением в школе.

Инструкция: «Сегодня мы с вами будем рисовать разные ситуации, события, которые могут происходить в школе. Пусть каждый из вас возьмет карандаш и нарисует то, что ему нравится или не нравится в школе». После того, как все нарисуют, дети должны поменяться местами и дорисовать что- то на рисунке соседа и т.д. после этого рисунки обсуждаются , объясняются элементы.

Оборудование: большой лист бумаги, цветные карандаши.

Игра «Складываем фигурки».

Цель: развивать зрительную память.

Инструкция: для этой игры необходимо иметь 30 – 40 палочек. Ведущий говорит: «Я покажу вам фигуру, сложенную из палочек». Через 1 – 2 секунды фигурки накрывают листом бумаги. За этот короткий промежуток вы должны сложить такую же самую фигурку. Если палочка пропущена или неправильно положена. Это считается ошибкой. Начинаем!»

Первая фигура- «домик», вторая – «звездочка», «снежинка» и «елочка».

Игра «Первоклассник».

Цель: закрепить знания детей о том, что необходимо для обучения в школе, воспитывать аккуратность, желание учиться, приучают к порядку.

Инструкция: на столе ведущего лежит портфель и несколько разных предметов: ручка, пенал, тетради, книги, ложка, тарелка, ножницы, щетка. После напоминания о том, что ребенок скоро пойдет в школу и будет самостоятельно складывать свои вещи предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее и аккуратней собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закрывает портфель. Считать до 5.

Игра «Черное – белое не бери, да нет не говори».

Цель: воспитывать сосредоточенность и обогащать словарный запас.

Инструкция: играть можно в большой группе. Ведущий начинает вести с партнером беседу, так, чтобы ребенок называл запрещенные слова: черный, белый, да, нет, тот кто не правильно ответит, выбивает из игры на некоторое время. Отвечать необходимо быстро, все дети внимательно следят за выполнением правил. Беседа имеет приблизительно такой характер:

- Ходил ли ты когда-нибудь в зоопарк?

- Один раз.

- Видел ли ты там медведя?

-Видел.

-Он был белый или бурый?

- Полярный.

Игра «Нарисуй парусник».

Цель: развивать произвольность.

Инструкция: ребенку предлагают как можно точнее скопировать парусник, отдельные детали, которого сложены с элементов прописных букв и цифр. Взрослый говорит: «Перед тобой лежит лист бумаги. На этом листе нарисуй, пожалуйста, такой же самый рисунок, который ты видишь перед собой. Не торопись попытайся быть внимательным, чтоб рисунок был такой же, как и на образце. Если ты, что-то не так нарисуешь ластиком не вытирай, а нарисуй сверху или рядом правильно». При сравнении следует обратить внимание на:

- соотношение размеров деталей;

-присутствие всех элементов;

-правильность выполнения ( не перепутал ли ребенок верх и низ рисунка).

-количество деталей и способ выполнения (считает ли ребенок клетки или рисует «на глаз»).

Упражнение «Простые обобщения».

Цель: развивать интеллект ребенка.

Инструкция: «Я буду называть слова, а вы должны одним словом назвать их – т.е. обобщить».

Например:

Яблоки, груши, сливы - … (фрукты).

Капуста, картошка, морковь - … (овощи).

Куклы, мячи, машинки - … (игрушки).

Мама, папа, сестра, брат - … (родственники).

Стол, кресло, диван - …(мебель).

Платье, куртка, штаны - … (одежда).

Береза, тополь, дуб - … (деревья).

Василий, Николай, Андрей - … (муж. имена).

Тоня, Светлана, Наталья - … (жен. имена).

Игра «Волшебный квадрат».

Цель: развивать воображение, произвольность.

Инструкция: каждому ребенку дается шаблон квадрата, который он обводит на листе бумаги. Потом предлагается дорисовать фигуру так, чтоб вышли различные предметы, лучше, если они будут связанны со школой.

Упражнения на умения ребенка регулировать и контролировать свои эмоции и поведение.

Цель: саморегулирование и снятие психоэмоционального напряжения детей.

Инструкция: объяснить ребенку, что такое эмоции к чему они могут привести, если не уметь их контролировать. Ребенку говорят:

1).Если ты ощущаешь, что начал волноваться и тебе хочется кого- то ударить, существует очень простой способ доведения себе своей силы: обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди. Это поза сдержанного человека, т.е. человек берет себя в руки.

2).Попробуй сильно, сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулаки, и стисни зубы. Ты мощное дерево, у тебя сильные корни, и не какой ветер тебя не сломает. Это поза уверенного в себе человека.

3).Если вы устанете в школе на уроке, то на перемене необходимо вставать, развести широко ноги, согнуть их не много в коленях, согнуть тело и медленно отпустить руки, выпрямить пальцы, наклонить голову к груди, не много открыть рот. Легонько покачаться то в одну, то в другую сторону, вперед, назад. Потом резко встряхнуть головой, руками, ногами, телом. Ты вытрусил всю свою усталость , но еще не много осталось, попробуй еще.

4).Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, но необходимо еще поработать , необходимо скинуть гору сплечь. Необходимо встать, широко развести ноги, поднять плечи вверх, отвести назад и резко отпустить. Сделайте это упражнение 5 – 6 раз. И усталость уйдет.   

Оставить комментарий: