Конспект комплексного занятия "Зима. Зимний лес"

Опубликовано: 05:37:36 11-12-2019

Автор: Жигарева Лида Степановна

Комплексное занятие

«Зима. Зимний лес»

 (рисование отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой, губкой)

для старшего дошкольного возраста

 

Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования, сформировать у детей обобщённое представление о зиме как времени года.

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, продуктивная.

Задачи:

  1. Обучающая:

-Учить прижимать капустный лист к тонированной (голубой) бумаге и наносить оттиск на бумагу;

-Познакомить с приемом - отпечаток (оттиск) капустным листом, рисование ватной палочкой, губкой.

-Учить находить слова для описания красоты природы, время действия.

  1.     Развивающая:

-Развивать творческую индивидуальность, память.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.

  1.     Воспитательная:  

-Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

 -Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Оборудование: мольберт, султанчики, иллюстрации с изображением зимы, ноутбук, гуашь белого и синего цвета; листы тонированной бумаги голубого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, губка, капустные листы, снежный ком с сюрпризом внутри, мячик-снежок.

Обогащение и активизация словаря:

Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей;

Картинная галерея

Ход занятия:

Воспитатель встречает детей, знакомится с ними.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

А хотите  совершить путешествие в царство зимней природы?

 Но для начала, нужно встать в круг.

Крепче за руки возьмёмся ,

И друг другу улыбнёмся ,

Повернёмся , шире круг,

Я твой друг и ты мой друг.

 Воспитатель: Ребята, я хочу начать наше с вами путешествие со стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Воспитатель:  Скажите,  какое время года описано в стихотворении? (Зима).

Да, я бы хотела, чтобы мы сегодня поговорили об этом замечательном времени года.

Воспитатель показывает картинки на зимнюю тематику.

Воспитатель: У каждого времени года есть свои 3 месяца.  А вы знаете зимние месяца? Назовите  их, пожалуйста.

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, дни стоят хмурыми и  бессолнечными.

А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы,  и именно в это время выпадает больше всего снега.

А в  какие игры зимой больше всего любят играть дети?

Игра: « Снежок»

Я предлагаю вам сыграть в снежки, я буду кидать вам снежный ком,(мячик), а вы должны дать характеристику зимы одним словом. Например: «Какая зима? – снежная, холодная…» и кинуть снежный ком обратно.

Скажите, пожалуйста, какая же у нас зима?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

Воспитатель: Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме. Поэты – в словах (стихи, рассказы), композиторы – в звуках (музыка), художники – в красках (картинах).

Воспитатель: Композиторы в своих произведениях передают характер,  настроение зимы в музыке. Я предлагаю станцевать вам импровизированный танец  под музыку Свиридова «Метель. Вальс» и создать образы, где мальчики будут зимние деревья, а девочки снег.

(Детям раздают султанчики и мишура, дети исполняют импровизированный танец  под музыку Г. Свиридова «Метель. Вальс». По окончании музыки дети садятся на стульчики и убирают атрибуты).

Воспитатель: Молодцы ребята вы замечательно танцуете.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, а вы знаете, что такое картинная галерея?

Кто-нибудь из вас там был? А хотите побывать?

Приглашаю вас в картинную галерею имени Ивана  Шишкина, великого русского художника.

Воспитатель вместе с детьми проходят в импровизированную картинную галерею.

Воспитатель: Давайте полюбуемся картинами. Какое время года изображено на картинах?

Из чего нам понятно, что изображена зима?

Что изобразил художник?
Какого цвета краски использовал художник?
Кстати, ребята, 25 января у Ивана Ивановича Шишкина день рождения. Давайте сами попробуем нарисовать картины на зимнюю тему и подарим их галерее.

Воспитатель: Для это предлагаю вам пройти в изостудию.

(Дети проходят за столы)

Посмотрите, что необычного лежит у вас на столах? (капустный лист и ватные палочки, губка)

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с необычной техникой рисования. Техника рисования, с которой я вас сегодня познакомлю, называется отпечаток (оттиск) капустным листом, рисование ватной палочкой, губкой. Посмотрите, как выполняется работа по этой технике.

Сначала нужно выбрать более рельефную, выпуклую сторону капустного листа.        С помощью кисти наносим белую краску на капустный лист.

Отпечатываем. Дерево почти готово! Потом прорисуем ствол и веточки чуть по- ярче и выразительнее. Можно взять несколько холодных оттенков, мы решили взять синий и тоже нанести его на капустный лист, получается очень интересно.

В конце можно нарисовать запорошенную снегом землю-сугробы(губкой)

И используя ватную палочку, рисуем снежок. Сначала окунаем ватную палочку в воду, затем в краску. Рисуем снежинки.

Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика

Закрутились, завертелись белые снежинки.

(фонарики)

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки.

(руки вверх-вниз, шевеля пальцами)

Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду.

(руки вниз)

Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду.

(пальцы в щепотку, разжать)

Воспитатель: Ребята, с чего мы начнём? (закрепляется последовательность  выполнения работы)

Молодцы! Давайте начнем работать!

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям свободу в творчестве, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия воспитатель предлагает поместить работы ребят в картинную галерею. Дети устанавливают свои «картины» и выбирают понравившуюся. Воспитатель хвалит каждого, отмечая его успехи.

Воспитатель: Все потрудились на славу! Вы настоящие художники!

Давайте поместим ваши картины в галерею и сфотографируемся на память!

Воспитатель: Я хочу, чтобы частичка нашего занятия осталась в вашем сердце, и чтобы вот этот необычный волшебный, снежный комочек вас порадовал. (дети самостоятельно разбивают снежный ком и достают конфеты)

Ну, а мне пора в свой детский сад, до свидания ребята!

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: