a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Справка театрализованная деятельность

Автор: Епифанова Любовь Петровна Опубликовано: 2019-12-11 12:49:00

Цель:

Оценка эффективности работы воспитателей по театрализованной деятельности.

Задачи:

  • изучить условия, созданные педагогами в группе для развития речи детей средствами театрализованной деятельности;
  • определить трудности педагогов в организации работы с детьми по театрализованной деятельности;
  • выявить эффективный опыт работы по данному направлению.

 

Срок проведения: 20.11.2019 – 26.11.2019.

Изучение проведено во всех группах детского сада старшим воспитателем

Мероприятия контроля:

- Методическая работа с коллективом;

- Анализ условий, созданных в группах;

- Анализ календарных планов;

- Оценка профессионального мастерства воспитателя

- Работа с родителями.

 

Результаты и выводы:

На основании приказа заведующего МБДОУ д/с «……»  №___ от _______ и в соответствии с утвержденным годовым планом работы детского сада на 2019–2020 учебный год в период 20.11–26.11.2019 в детском саду во всех группах проводился тематический контроль «Организация театрализованной деятельности в ДОУ». Тематический контроль был проведен в форме посещения и анализа непосредственно-образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения планов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, анкетирования педагогов «Организация театрализованной деятельности в ДОУ», обследования развивающей среды в группах.

 

Для реализации годовой задачи «Активизировать работу по речевому развитию детей средствами театрализованной деятельности» проведены следующие мероприятия, которые носили научно-методический и практический характер:

-Деловая игра «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

-Анкетирование педагогов «Организация театрализованной деятельности в ДОУ»

-Консультации:

«Методы и приемы организации театрализованной деятельности»

«Развитие творческого потенциала дошкольников средствами искусства»

«Развитие творческой активности и игровых умений детей в этюдах, играх-упражнениях»

«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»

-Практикум «Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр»

-Практическая консультация «Театр скороговорок»

-Открытые просмотры «Фестиваль сказок»

 

Анализ условий в группах.

В ходе тематической проверки проведен смотр развивающей предметно-пространственной среды для театрализованной деятельности детей во всех группах ДОУ. Театрализованные игры занимают определенное место в системе работы ДОУ при соблюдении 4 условий:

  1. наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;
  2. наличия разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по художественным произведениям;
  3. овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
  4. серьезного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.

 

В ДОУ созданы необходимые условия для развития речи детей в театрализованной деятельности. В группах организованы уголки театрализованной деятельности согласно возрасту детей, имеются различные виды театров («бибабо», настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе) и различные реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, маски, костюмы, игровой реквизит) в достаточном количестве. Все виды театров и реквизитов для разыгрывания сценок и спектаклей безопасны, эстетичны, аккуратно хранятся в доступном месте. Во всех группах имеется театрализованная зона, в состав которой входит ширма для показа кукольного спектакля, имеются персонажи для демонстрации кукольного спектакля, различные виды театров, элементы костюмов для постановок, маски для драматизации сказок, дидактические игры, атрибуты для игр-драматизаций. Широко представлено наличие в группах библиотек сказок, соответствующих возрасту. Также в помощь педагогам в ДОУ организована костюмерная с наличием всех необходимых костюмов для драматизации детских произведений.

Особенно хочется отметить обновление и насыщенность театральных уголков в группах в связи с работой по данному направлению.

Воспитатели младшей группы (Ф.И.О.) разыгрывают простейшие сюжеты знакомых сказок, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей. Ребята охотно подключаются к драматизации сказок с помощью фланелеграфа, настольного и пальчикового театра, простых в управлении. Педагоги показали не только соответствие театрального уголка всем критериям проверки, но и индивидуальные преимущества: материал хорошо оформлен, систематизирован; введены в работу несколько видов театра: театр «Шагающие пальчики» («Колобок», «Теремок»), театр на фланелеграфе «Репка». Для младшего возраста представлено все необходимое и более: используется настольная ширма для разыгрывания сюжетов потешек, сказок; создана картотека игр по театрализации по мотивам детских стихов («Мыши» С. Маршака, «Бычок», «Матросская шапка» А. Барто; «Курочка-рябушечка»; картотека «Чистоговорки со зрительной опорой»; дидактические игры «Сложи картинку», «Загадки и отгадки»; дополнена подборка красочных иллюстраций к сказкам, потешкам, песенкам; изготовлены маски-ободки для театрализованных и подвижных игр. Все материалы эстетично и оригинально оформлены; сосредоточены в театральном и книжном уголке.

В средней группе (воспитатель Ф.И.О.) дети знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогами стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. В средней группе театрализованная зона включает ширму для показа кукольного спектакля, персонажи для демонстрации кукольного спектакля, различные виды театров (теневой, пальчиковый, плоскостной, настольный, «Би-ба-бо» и др.), костюмы для постановок. В дополнение к имеющимся материалам изготовлены нагрудные знаки-маски для драматизации сказок «Маша и Медведь», «Три медведя», конусный театр «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»; театр теневой, нетрадиционные виды театров (на ложках, на палочках); приобретен театр деревянный «Красная шапочка», картотека мнемотаблиц к скороговоркам.

В старше-подготовительной группе (воспитатели Ф.И.О) имеется необходимое театральное оборудование и атрибуты для игр-драматизаций (маски, костюмы для постановок, предметы для ряженья (юбки, платочки, шляпки). В созданной картотеке широко представлен дидактический материал для театрализованной деятельности: упражнения для дикции, задания для развития речевой интонационной выразительности, игры-превращения, пальчиковый игротренинг, ритмические минутки, игры для развития пластической выразительности; подборка мнемотаблиц для  заучивания скороговорок, чистоговорок. В группе изготовлены и используются: магнитный театр «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Свинопас», пальчиковый театр из фетра «По щучьему веленью», магнитная доска для театрализованных игр; перчаточный театр «Лунтик и его друзья» со сценарием различных обучающих ситуаций.

Нужно отметить, что во всех группах педагоги при активном содействии родителей пополнили театрально-игровую среду, а в старше-подготовительной группе дети сами изготавливали материалы для магнитного театра.

Воспитанники всех возрастных групп с удовольствием играют в театральных уголках.

Вывод: Театральные уголки во всех группах оформлены, соответствуют возрастным нормам, критериям и программным требованиям к содержанию. Большое видовое разнообразие театров. Также видна эстетика предлагаемых воспитанникам пособий, атрибутов, декораций. Виден креативный подход к организации театральной деятельности в целом.

Однако отмечено, что в группах представлены в основном традиционные виды театра (кукольный, пальчиковый, плоскостной, и т.д.) В недостаточной степени представлены в театрализованных уголках нетрадиционные виды театров: театр на дисках, театр на стаканчиках, театр киндер-сюрприза, платочный театр и др. В младшей группе дидактическая игра и чистоговорки (закрытые слоги, «трудные звуки» «р», «ш», «щ») рассчитаны на детей более старшего возраста.

 

Анализ календарных планов работы.

 

Календарное планирование образовательного процесса во всех возрастных группах ведется по утвержденной в ДОУ форме с учетом перспективного тематического (на неделю) планирования с реализацией задач образовательных областей в комплексе ежедневно.

Анализ календарных планов работы показал, что педагоги всех возрастных групп систематически планируют мероприятия по активизации речевого общения дошкольников посредством театральной деятельности, согласно перспективным планам по взаимодействию с детьми. Но упражнения для голоса, загадки-описания, инсценировка, постановки-драматизаци, ситуации-общения, индивидуальная работа, и т.д.  на момент проверки в большинстве групп отсутствует. Не включены данные формы работы ни в индивидуальную работу с детьми, ни в самостоятельную деятельность детей.

Педагоги имеют большое количество разнообразного материала по организации и проведению театрализованной деятельности, методические рекомендации, консультации по её организации, но вместе с тем стоит отметить, что педагогами не достаточно  планируется  данная деятельность,  и применяли они ее только в момент проверки.

В младшей группе используются игровые упражнения на имитацию движения сказочных животных; драматизация потешек и сказок, пальчиковые игры и театр («Колобок», «Теремок»), театрализованные инсценировки по сказкам «Репка», «Волк и козлята», «Рукавичка» и т.д. словесные игры, игры- драматизации, настольный театр и театр на фланелеграфе «Маша и медведь», «Курочка ряба» и др. Педагоги младшей группы подбирают для чтения и рассказывания детям сказки, учитывая возрастные особенности детей, и обязательно проводит беседы по их содержанию.

Воспитатель средней группы. Ф.И.О в календарном планировании отражает еще и этюды на выразительность, игры на развитие пантомимики, языка жестов. А также систематически отражает работу в календарном плане по активизации речевого общения дошкольников, используя разнообразные виды деятельности - это и беседы, подвижные игры, хороводные игры, игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, обыгрывание сказок, различные виды театров.

В старше-подготовительной группе воспитатели планируют работу с детьми согласно перспективному плану взаимодействия с дошкольниками. Педагоги используют различные виды театров: настольный, пальчиковый, магнитный и др. Художественные произведения для инсценировок, театрализации, драматизации подбираются с учетом возрастных особенностей, используются такие виды работы с детьми как беседы «Что мы знаем о театре», «Расскажи о кукольном театре»; игры–этюды «Сделай фигуру», «Сугроб»; организация показа детьми русских народных сказок разными видами театра.

Однако, во всех возрастных группах планирование не соответствует циклограмме. В средней группе не всегда отражается интеграция образовательных областей.

В целях улучшения работы по этому разделу можно наметить следующие рекомендации: работу по развитию речи детей в театрализованной деятельности продолжать планировать и осуществлять систематически. Продолжать пополнять методическую театральную копилку различными видами театров, картотеками, конспектами и т.д.

 

Оценка профессионального мастерства воспитателя

С целью изучения данного вопроса было проведено анкетирование педагогов «Организация театрализованной деятельности в ДОУ», наблюдение за деятельностью педагогов в рамках совместной деятельности педагога с детьми (открытые показы театрализованных постановок с участием детей).

Анализируя результаты анкет, выявлено, что педагоги на достаточно хорошем уровне владеют знаниями о методах, приемах и формах работы по театрализованной деятельности.

В результате проведенных показов заметна эффективность работы педагогов в развитии, творческих способностей детей в театрализованной деятельности. У детей проявляется интерес к литературе, театру. Благодаря проделанной работе видно развитие эмоциональной, выразительной речи детей, способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками. В процессе наблюдения за организацией и проведением воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми было выявлено, что работа по формированию театрально-игровых навыков дошкольников организуется и проводится в тесной связи с речевым развитием детей в процессе непосредственно образовательной деятельности; в ходе режимных моментов; в самостоятельной деятельности детей.

Наблюдение за детьми в процессе организованной и самостоятельной деятельности, изучение их речевых умений во время театрализованной деятельности показало, что дети старшего возраста свободно используют необходимые лексико-грамматические категории при выражении своих мыслей, умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать на них, объяснять). Дети владеют элементарными нормами и правилами родного языка, соблюдают правила речевого этикета. Проведённые наблюдения в старше-подготовительной группе показали, что большинство детей проявляют устойчивый интерес к театральному искусству, творчески применяют в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, проявляют инициативу, согласованность действий с партнёрами. Однако, недостаточно развита звуковая культура речи (у некоторых детей) и невысок уровень связной речи при пересказе сказки или художественного произведения. В целом речевое развитие детей старше-подготовительной группы соответствует достаточному уровню программных требований. Основные направления развития речи младших и средних дошкольников формируются в соответствии с программными задачами и также соответствуют норме.

В рамках празднования Года Театра (2019) и в соответствии с годовым планом работы в ДОУ состоялся «Фестиваль сказок», на котором были представлены театральные постановки во всех возрастных группах. В результате проведенных показов можно отметить эффективность работы педагогов в развитии творческих способностей детей в театрализованной деятельности. У детей проявляется интерес к литературе, театру. Благодаря проделанной работе видно развитие эмоциональности, выразительности речи детей, способности свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.

Наблюдая за поведением детей в открытых просмотрах театрализованных игр хочется отметить, что здесь воспитатели умело руководят игровой деятельностью, становятся «играющими партнёрами».

Воспитатель младшей группы, Ф.И.О., обыгрывала с детьми сказку «Репка», взяв на себя роль рассказчика. Дети охотно вступали с нею в общение как с персонажем сказки. Воспитатели проводят с детьми много разнообразных словесных игр, игр с пальчиками, игр-драматизаций, построенных на диалоге персонажей, что играет немаловажную роль в развитии речи детей. Сказка была тем хороша, что героям не обязательно было говорить, заучивать текст, а только выполнять действия по тексту показывая характер персонажа Трудность в работе по театрализованной деятельности в группах младшего дошкольного возраста состоит в том, что многие дети плохо говорят, застенчивы. Удачным приемом окончания игры, подведения итогов было то, что воспитатель спокойным голосом говорила слова благодарности артистам за хорошо сыгранные роли, за участие, при помощи родителей организованы сладкие подарки.

В средней группе воспитатель Ф.И.О подготовила открытый показ ТД по сказке «Волк и семеро козлят» к Дню матери. Тщательно были спланированы игровые действия, расположение игровых предметов (костюмы, шапочки, ширма-дом, макет леса, игровые атрибуты, музыкальное сопровождение). Ведущая тема мероприятия – воспитание любви к самому близкому человеку – маме, - показана через формирование дружеских взаимоотношений, чувства сопереживания, элементарные общепринятые нормы безопасности и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Дети в игре показали способность ставить себя на место другого в различных ситуациях, проявляли творчество, придумывая варианты поведения героев из знакомых литературных произведений. Театр с участием детей - это детский коллектив, которым руководят взрослые. Чем меньше по возрасту дети, участвующие в нем, тем более ограниченны возможности такого коллектива. Для того чтобы детский театр состоялся, работа над постановкой должна не надоесть детям, должна быть интересной, нескучной, ненасильственной. Следует внимательно продумывать регламентированную и нерегламентированную деятельность детей: использовать специальные занятия по разучиванию ролей, эпизодов; чередовать их со свободной деятельностью детей; дозированно включать в работу репетиционные блоки. При этом продукты детского творчества не обладают подлинно художественной ценностью (т.е. продукт детского творчества имеет не объективную, а субъективную новизну), но имеют большую общественную значимость. Это значит, что процесс подготовки спектакля всегда интересует детей больше, чем сам результат. Стремление показать зрелище родителям во что бы то ни стало требует частых репетиций. Но от детей нельзя требовать настоящих актерских эмоций, а главное состоит в том, что театрализованная игра, прежде всего, должна дать детям радость творчества, то есть удовольствие от самого процесса игры. Таким образом, в постановке детского театра не всегда могут раскрыться детские творческие способности: при неумелом руководстве, детям дают тексты ролей, и дети послушно выучивают их, сопровождая заученными жестами и значит, творчество не развивается. В данном случае мы наблюдали серьезную подготовку педагогов к руководству игровой деятельностью детей: педагоги учили детей творчеству и творили сами.

В старше-подготовительной группе воспитатель Ф.И.О при формулировании замысла игры, постановке игровых целей и задач создавала условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. В музыкальной сказке «Петушок и бобовое зернышко» педагог продолжала учить детей в игре перевоплощаться в сказочных героев; способствовала развитию умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов; развивала артистические способности детей, способность к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации; воспитывает дружеские взаимоотношения, чувства сопереживания. Среди методов и приемов, помогающих детям точно и выразительно передать образ героя важны чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен, использование разных видов театра, пальчиковые игры. В процессе игр, этюдов, упражнений воспитатель заботилась о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигалось при помощи выразительных показов взрослого, когда сказка не разыгрывалась целиком детьми, но некоторые эпизоды обыгрывались в подгруппах, чтобы при необходимости любой мог сыграть за товарища.

Таким образом, мы видим, что все воспитатели ответственно относятся к решению задач речевого развития посредством театрализованной игры. Следует помнить, что театрализованная игра близка по своему воспитательному значению сюжетно-ролевой игре, в которой ребёнок действует свободно, в непринуждённой обстановке.

Необходимо изучить цели, задачи, содержание и основные принципы руководства театрализованными играми детей; планировать их с целью общего, в том числе речевого развития дошкольников.

 

Вопрос взаимодействия с родителями по этой теме освещён достаточно. В родительских уголках есть материал: в старше-подготовительной группе «Театр в жизни ребенка», «Что рассказать детям о театре», памятка для родителей «Мы идем в театр». В средней группе дана практическая консультация «Домашний театр как средство формирования отношений в семье», «Как театрализованная деятельность влияет на развитие ребенка»; в младшей группе предложена информация «Воспитание сказкой», «Значение театра в жизни ребенка» Родители приняли активное участие в приобретении атрибутов для групповых театральных уголков. Интересны и разнообразны поделки из различных материалов, совместное творчество детей и родителей «Театр своими руками», свидетельствовали о заинтересованности родителей данной темой.

Результаты анкетирования родителей: все опрошенные родители ответили, что у детей проявляется творчество в играх, инсценировках, рисовании, пении, лепке. С целью определения отношения родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении было проведено анкетирование родителей. В анкетировании принял участие 41 семья.

Вопросы

да

нет

иное

1. В каких формах у вашего ребёнка проявляется творчество?

97%

40(поет танцует импровизирует

3% - 1

Затрудн ответить

 

2. Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду

82%-34

10%-4

8%-3

иногда

3. Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?

76%-31

24%-10

 

4. Рассказывает ли ваш ребенок о том, как проходит подготовка к мероприятиям в дошкольном образовательном учреждении

73%-30

27%-17

 

5. Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?

31%-13

61%-25

8%-3

редко

6. Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми, как в детском саду?

39%-16

61%-25

 

7. По Вашему мнению, способствует ли театрализация развитию ребёнка

94%-39

3%-1

3%-1

возможно

8. Посещаете ли Вы с ребёнком театр

36%-15

64%-26

 

9. Для чего вы посещаете театр с ребёнком

34%-14

39%-16

27%-11

10. Какой вид театра нравится больше всего вашему ребёнку

39%-16-кукольный,

26%-11

Другие(мюзикл, все, теневой и др)

11. Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в группе (в детском саду)

24%-10-

любую

34%-14

Не знаю

Финансовую

Участие

Создание атрибутов

Полученные результаты говорят о том, что родители воспитанников интересуются театром как видом искусства, как в ДОУ, так и за его пределами. Большинство родителей считают, что театрализованная деятельность в ДОУ не только будит воображение детей, помогает им творить, но и обогащает положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений.

Родители также отмечали, что намного увеличился творческий потенциал детей после участия самих детей в постановке сказок. Пожелания и предложения родителей следующие: приглашать артистов для выступлений перед детьми, привлекать самих детей к участию в сказках.

 

Таким образом, в ходе контроля выявлено:

  1. В планах работ у педагогов в группах прописаны мероприятия по театрализованной деятельности, сформулированы задачи работы по данному направлению.
  2. Педагоги используют различные формы и методы для развития интереса детей к театрализованной деятельности, например:

-сюрпризный момент, элемент новизны игрового материала в рамках театрализованной деятельности (ТД);

-косвенное управление игрой, в которой дети могут проявлять самостоятельность и инициативу;

-участие детей в пополнении предметно-пространственной среды новыми атрибутами для игр.

  1. Педагоги предоставляют инициативу и самостоятельность детям в ТД, в том числе в выборе игры, участников, игрового материала.
  2. Педагоги ведут работу с родителями по ТД, включают данные вопросы стендовые консультации для родителей в приемных.

 

Подводя итог тематической проверки организации театрализованных игр с дошкольниками, следует оценить работу педагогического коллектива детского сада удовлетворительно. В целях улучшения работы по этому направлению воспитателям даны следующие рекомендации:

 

  1. Изучить методические рекомендации по развитию речи детей, их развитию в театрализованной деятельности на основе задач развития игры.

Срок: до 10.12.2019.

  1. Систематизировать работу по ознакомлению детей с театром, видами спектаклей.

Срок: постоянно.

  1. Продолжать пополнять театральную копилку различными видами театра, активно привлекать родителей к данному виду деятельности.

Срок: постоянно.

 

Проверяющий: старший воспитатель ______________________  Л.П. Епифанова

 

Документы для скачивания