Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании ребёнка

Опубликовано: 14:30:00 11-12-2019

Автор: Тричева Марина Викторовна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Тричева М.В.

Феномен человека. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: межвузовский сборник статей. Выпуск 4. – Подольск: Ваш Домъ, 2016. – 258 с.

Забота о своевременном и полноценном психическом развитии детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Является важнейшей профессиональной задачей педагогов. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение педагогической культуры родителей, т.е. формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Какпоказывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Основным фактором, который влияет на формирование личности ребенка, является атмосфера в семье. Родительская любовь обеспечивает ребенку эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору. Одновременно на дошкольника осуществляет педагогическое влияние и коллектив дошкольного учреждения, которое он посещает. Именно поэтому так остро стоит вопрос о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи ребенка.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи дошкольника рассматривают, как общение взрослых, обмен мнениями, обсуждение проблемных вопросов в развитии и воспитании ребенка. Основа взаимодействия – это партнерское отношение педагогических работников и родителей друг к другу, которое учитывает индивидуальные возможности и способности каждого из них. Партнерство предусматривает не только согласование действий, а и взаимопонимание взаимоуважение, взаимодоверие.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложиться на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только его питанием, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. По этой причине педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями.

Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь понять его индивидуальные особенности, развить способности, сформировать ценностные жизненные ориентиры, предотвратить негативные поступки, поведение. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. В тоже время семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. К типичным ошибкам можно отнести отсутствие единства требований к детям, когда один взрослый хочет от ребенка одно, другие – другое. Некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Воспитателю необходимо терпение в постоянном поиске решения этой проблемы.

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно – образовательных воздействий взрослых на ребенка. Трудно переоценить в создании такой согласованности  роль семьи, ведь семья, как первый институт социализации, имеет решающие влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственного положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

На протяжении многих лет сотрудничество коллектива дошкольного учреждения с семьями дошкольника осуществлялись, ориентируясь на такие задачи образовательного процесса: донести знания, сформировать представление, переубедить, проконтролировать, исправить, перевоспитать и др. Т.е., педагогам удобнее использовать формы  просветительской работы с родителями без учета обратной связи. Однако отсутствие реакции не дает возможности педагогам эффективно взаимодействовать ссемья дошкольников.

Основными задачами эффективного взаимодействия педагогов и родителей выступают: установление партнерский отношений с семьей каждого ребенка; объединение усилий всех взрослых      для развития и воспитания детей; создание атмосферы взаимопонимания, эмоциональной поддержки; активизация и обогащение психолого - педагогический знаний и умений родителей; поддержание уверенности у родителей в их педагогических возможностях. Во время взаимодействия педагогов и родителей необходимо использовать новые подходы, например, переход от сотрудничества как обмена информации и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностного диалогического общения педагогов и родителей. Ключевым понятием в этом процессе является диалог, который предусматривает равноправие в общении, взаимообогащение опыта. Важной составляющей диалогового общения является конгруэнтность – способность партнеров по общению

выражать свои чувства.

Эффективное взаимодействие педагогов с родителями предусматривает построение диалога на таких принципах, как позитивное безусловное принятия другого человека; доброжелательное отношение всех работников детского сада к родителям; индивидуальный подход; сотрудничество, а не наставничество; конфиденциальность; вариативность, динамичность.

Традиционные и современные формы взаимодействия детского сада с семьей – это способы организации совместной деятельности общения. Основная цель всех видов и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в единую команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их.

Без участия родителей процесс воспитания ребенка в дошкольном учреждении невозможен, он будет неполноценным.

Работа дошкольных учреждений с семьей не ограничивается педагогическим просвещением родителей в узком смысле этого слова. Она оказывается мощным источником обогащения опыта межличностных отношений людей, их эмоциональной жизни и может существенно влиять на характер ценностей человека, делая для него значимым и радостным постижение мира ребенка и его воспитание. Вместе с тем она требует повседневного вдохновенного труда, искусства самовыражения и самовоспитания.

Хороший педагог невозможен без таланта. Мастерство в воспитании чужих и своих детей приходит с терпением и настойчивостью в постижении его законов. Воспитателю нужно развивать в себе профессионально значимые человеческие качества, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к нему как личности. Родителям следует заботиться о собственном росте для успешного исполнения родительских обязанностей. О взаимном стимулировании работы над собой, раскрытии своих способностей и творческих сил.

Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребенка.

 

Список литературы:
1.Ваутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада/Под.ред. Л.И.Каплан.- М.: Просвещение, -80с.
2.Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско – родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт.-сост. Кочетова Н.А., Желтикова И.А.. Тверетина М.А. – Волгоград:Учитель,2014.-218с.
3.Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада/ Л.В. Загик, Т.А. Куликова. Т.А. Макарова и др.; Под.ред. Н.Ф.Виноградовой.- М.: Просвещение, 1989.- 192с.
4.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.

5.Котырло В.К., Ладывир С.А.. Детский сад и семья. – К.:Рад. Школа,1984.-119с. 5.Родительские собрания: Подготовительная группа/ Авт.-сост. Чиркова С.В.-

М.:ВАКО, 2008.-336с.

6.Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателей детского сада. – М.: Дрофа, 2008. – 176с.

 

Оставить комментарий: