Психологическое здоровье педагога, как залог эффективности учебно-воспитательного процесса

Опубликовано: 14:33:20 11-12-2019

Автор: Тричева Марина Викторовна

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА, КАК ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Тричева М.В.

Феномен человека. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: межвузовский сборник статей. Выпуск 4. – Подольск: Ваш Домъ, 2016. – 258 с.

Известно, что профессия педагога является одной из наиболее энергетически истощаемых. Для того, чтобы эффективно выполнять свои функции, педагогу необходимо огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические силы. Не случайно такой широкой стала профессиональная деформация педагогов, которая предопределенна высокими требованиями к их деятельности и в первую очередь, к личностным качествам. Поэтому таким специалистам очень важно своевременно волноваться о здоровье.

Безусловно, результаты деятельности педагога сегодня – это общество завтра. Сложно представить другую деятельность, которая была бы настолько же разнообразной и одновременно требовательной к качеству и возможности специалиста.

Профессия педагога ставит довольно высокие требования к здоровью специалиста, особенно психологического. Педагогическая деятельность предусматривает значительное нервное напряжение и одновременно требует от педагога терпения, сообразительности, быстроты реакции, эмоциональной уравновешенности, умением владеть своими эмоциями и др. Традиционно спутниками педагогической деятельности является раздражительность чрезмерная тревожность, чувство неуверенности, чувство вины за что-то невыполненное, все это сказывается на психологическом и психическом здоровье специалиста.

Дошкольное образование ориентируется на личностную модель взаимодействия с детьми, которая имеет два аспекта. С одной стороны является потребностью в системе общения в современных условиях с сегодняшним поколением дошкольников и их семьями. С другой стороны личностная модель взаимодействия – жесткие требования нормативных и методических документов. Однако отсутствие объективных условий для реализации этой модели (реальная наполняемость групп; высокая текучесть кадров; большое количество вакансий педагогических и вспомогательных должностей и др.) порождает межличностные и внутри личностные конфликты, появление различного рода педагогических стереотипов.

Такая ситуация профессиональной деятельности педагогов детских садов значительно обостряет проблему профессиональной деформации. Профессиональная деформация является отображением личностных противоречий педагога между необходимостью мобилизации внутренних энергоресурсов и их наличием. Это приводит стойкие негативные состояния, которые проявляются в перенапряжении и переутомлении, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Смотря на это, организация работы с сохранением психического здоровья педагогов, является одним из наиболее актуальных заданий для психолога. Ведь личность каждого педагога и ее проявление в общении имеют значительное, а иногда и определяющее влияние на становление детей. Естественно, эта проблема не решается однозначно, она имеет множество аспектов. Однако в силах психолога помочь педагогам снять эмоциональное напряжение, проанализировать свое поведение в общении и взаимодействии с детьми, коллегами, собственной семьей с наименьшими потерями для самооценки и самоуважения.

Поэтому эмоциональное выгорание, является одной из серьезных проблем современного образования.

В этой связи представляется совершенно обоснованным и, более того, необходимым, углубленное изучение роли социально-психологических факторов формирования синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических специальностей, в частности, у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена:

  • во-первых, объективными потребностями развития системы образования в современном обществе, одним из ключевых, по сути дела, базовых звеньев которого является дошкольное образование;
  • во-вторых, научной и практической значимостью в данном контексте всего спектра социально-психологических, психолого-акмеологических и организационно-управленческих факторов, связанных с проблемой профессионального выгорания педагогических кадров;
  • в-третьих, недостаточной изученностью данной проблематики применительно именно к педагогам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания».

Понятие «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Профессиональное выгорание – это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и приводит к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в следствии внутреннего накопления негативных эмоций без ответной «разрядки» или «избавления» от них. По сути, эмоциональное выгорание это стресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.

Объединив многочисленные значения понятий, выделили его отдельные симптомы: эмоциональный и физический упадок сил, деперсонализация, снижение рабочей продуктивности.

Со временем был расширен перечень симптомов «эмоционального выгорания»:

  • усталость, истощение;
  • психосоматические недомогания;
  • нарушение сна;
  • негативное отношение к людям;
  • негативное отношение к своей работе;
  • злоупотребление табаком, алкоголем, наркотиками;
  • переедание или отсутствие аппетита;
  • негативная Я- концепция;
  • агрессивные чувства( раздражительность, взволнованность, гнев);
  • плохое настроение  и    связанные  с  этим  эмоции:  цинизм,  пессимизм,      чувство безнадежности, апатия, депрессия;
  • переживание чувства вины.

Профессия педагога – одна из тех, где синдром профессионального выгорания очень распространенный. Поэтому очень важно своевременно выявить свое негативное настроение, которое может привести к стрессу.

Исследования помогли выявить факторы специфичные именно для педагогов – дошкольников. К первому блоку отнесли факторы социально – экономического и социально – психологического характера (страх потерять работу, низкий уровень заработной платы, низкий статус работы воспитателей ДОУ в стране, состояние здоровья своего и членов семьи). Ко второму – все явления рабочей среды образовательного учреждения, которые в определенных обстоятельствах могут привести к синдрому эмоционального выгорания (частого общения с родителями воспитанников). К третьему блоку – стрессогенные факторы, связанные с местом работы педагога (высокая ответственность за жизнь детей).

Негативно отражаются на воспитателях и неопределенность и повседневная рутина, которая неминуемо снижает эффективность профессиональной деятельности, ухудшает психологическое самочувствие и отношение педагога с другими участниками образовательного процесса; психологическое и физическое напряжение связанное с особенностями режима работы.

Профилактика и преодоление синдрома эмоционального выгорания. В первую очередь благоприятный социально – психологический климат; повышение уровня коммуникативно- языковых навыков и психологической культуры воспитателя; оптимизация его профессионального творчества.

Ситуация стресса негативно влияет на жизнь человека. Особое внимание следует уделить на такие негативные последствия, как снижение стрессостойкости и частые заболевания. Нарушение механизмов личностной саморегуляции, деформация внутреннего мира личности педагога. Чаще всего это становится причинами разнообразных соматических и психосоматических заболеваний.

Итак, мы обсудили причины, которые лежат в основе эмоционального выгорания.

Перейдем к рассмотрению стратегий помощи.

Первым этапом, на наш взгляд, должно стать информирование педагогов о том, что такая проблема существует и вызвана она объективными причинами – работой в сфере

«человек–человек».

Второй этап стоит посвятить осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, то есть страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха. Однако этому должна предшествовать подготовка, мотивирующая их к этому. В качестве подготовки стоит провести беседу о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики.

Третий этап необходимо посвятить накоплению ресурсов для изменения. Он должен быть долговременным и возможен только в том случае, если администрация учебного учреждения осознает его необходимость, предоставит для него условия и сама будет в этом участвовать.

Далее. Здесь должна проводиться большая работа по сплочению коллектива, причем желательно, чтобы это позволяло педагогам выйти из привычной роли: например, участие в спортивном празднике, совместная поездка в дом отдыха, в театр.

Очень сплачивает совместное пение.

И только когда в коллективе установится атмосфера безопасности, психологам можно опять включаться и предлагать педагогам участие в тренингах, основное содержание которых должны составлять упражнения на «поглаживание» и актуализацию естественного внутреннего ребенка. Понятно, что такая работа должна проводиться очень осторожно, поскольку предстоит встретиться с сопротивлением некоторых участников. Но нужно дать им право на это сопротивление, уделить еще большее внимание и показать принятие, тогда уже можно ожидать хороших результатов.

Мы полагаем, что психологическая поддержка педагогов в ситуации профессионального выгорания должна стать приоритетной линией в работе психолога. Ее можно рассматривать в качестве фундамента, над которым потом могут вырастать другие компоненты работы, к примеру помощь в организации личностно-ориентированного обучения, психологическое просвещение и др. Без такого фундамента все остальные воздействия психологов, на наш взгляд, окажутся практически бесполезными, а в некоторых ситуациях могут вызвать агрессию со стороны педагогов.

К сожалению, в жизни мы не всегда имеем возможность делать только, то что нам нравится, что нам приносит радость. А работа без радости ускоряет выгорание в много раз. Если пользоваться установкой «Не можешь делать то, что любишь – научись любить то, что делаешь», то никакое профессиональное выгорание вам не угрожает.

 

Список литературы:
  • Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
  • Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.

– М.: Наука, 1996. – 154 с.

  1. Водопьянова Н.Е. Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.

– СПб.: Питер, 2005. – 212с.

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер,
  2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер,2009.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с. 7.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
  4. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М.,
  5. Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 146с.
  6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Метод и тесты. -Учебное пособие. 1998                                                        г.
  7. Слободчиков В.И. и др. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс,                                    
  8. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368с

Оставить комментарий: