Проблемы социализации дошкольников с ЗПР в условиях инклюзии

Опубликовано: 14:38:54 11-12-2019

Автор: Тричева Марина Викторовна

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Тричева М.В.

«Психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся с ЗПР и умственной отсталостью», Окружная науч.-практическая конф. (2017; Москва). Окружная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся с ЗПР и умственной отсталостью», 19 мая 2017 г. – Москва, 2017. – 252 с.

 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) реализация образовательной программы дошкольного образования должна осуществляться в формах, соответствующих дошкольному возрасту. Прежде всего, это игра, познавательная и исследовательская деятельность, а также творческая активность. Учитывая требования ФГОС ДО, на сегодняшний день перед педагогами-практиками стоят задачи организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, направленной на развитие у них любознательности, познавательной мотивации, познавательных интересов и действий, воображения, исследовательской активности.

Актуальность исследования коррекционно-педагогической работы по формированию социальных отношений детей 5-6 лет с задержкой психического развития (далее – ЗПР) определяется все возрастающим числом детей с ограниченными возможностями здоровья, большей частью из которых являются именно дошкольники с ЗПР.

По данным директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Е.А. Сильяновав 2014-2015 учебном году в Российской Федерации в образовательных организациях обучалось более 479 тысяч детей с ОВЗ, из них:

- в 1 660 специальных (коррекционных) образовательных организациях–около 210 тыс. детей,

- в коррекционных классах при общеобразовательных организациях–почти 110 тыс. детей,

- в общеобразовательных классах – 159 125 детей.

Если сравнить вышеприведенные сведения о системе специального (коррекционного) образования с более ранними данными, то можно увидеть сокращение образовательных организаций для детей с ОВЗ.

Так, в 2010-2011 учебном году в Российской Федерации функционировало 1795 специальных (коррекционных) школ (школ-интернатов), в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных организаций обучалось 119767 детей с нарушениями физического и умственного развития, а также задержкой психического развития. Причем, почти 87 тысяч обучающихся имели статус обучающихся с ЗПР (в 2014 г. только 72 тыс.).[1].

По более ранним данным Министерства образования РФ к 2000 году число дошкольников с ЗПР составляло 25% от детской популяции.[4] Дети характеризуются незрелостью как отдельных психических, психофизиологических и психомоторных реакций, так и психики в целом.

Снижение числа коррекционных учреждений можно объяснить введением системы инклюзивного образования. Часть детей с ЗПР к семи годам достигает близкого к норме уровня психического развития. Главенствующую роль в данной ситуации играет раннее выявление и ранняя комплексная помощь (в период дошкольного детства), создание новых подходов и технологий воспитания, коррекции и процесса обучения. Вследствие этого часть детей с ЗПР, наиболее близких по своему развитию к нормативному, перераспределяется из специальных коррекционных ДОУ в общеобразовательные ДОУ.[2]

Полноценное развитие любого ребенка является одной из важнейших задач современного общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы всех участников образовательного процесса.

Дети, имеющие отклонения в интеллектуальной, физической, психической сферах, рассматриваются как объект особой общественной заботы и помощи, а отношение к таким детям становится критерием оценки уровня цивилизованности этого общества.

Одним из первых идею максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей обосновал в своих трудах Л.С. Выготский. Ученый утверждал, что задачами воспитания ребенка с нарушениями развития является осуществление компенсации недостатков путем активизации деятельности сохранных анализаторов и его интеграция в жизнь. Причем компенсацию Л.С. Выготский понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что в коррекционно-воспитательном процессе приходится иметь дело не столько с факторами первичного дефекта, сколько с их вторичными наслоениями.[3]

Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать, что многие из таких детей стихийно или целенаправленно включены в дошкольные группы общеразвивающей направленности. При этом дети испытывают существенные трудности в освоении образовательной программы, не осваивают правила поведения, не готовы к целенаправленной деятельности, поэтому попадают в категорию неуспешных, что приводит к дисгармонии в межличностных отношениях и в итоге – к дисгармонии в развитии личности.

Обобщение многочисленных исследований особенностей детей с ЗПР показывает, что серьезным препятствием к их успешному обучению являются инертность мышления, несформированность познавательной мотивации и преобладание игровых побуждений, неумение действовать по инструкции, осуществлять планирование и самоконтроль, незрелость и низкая произвольность эмоций, недостаточность общего кругозора, неумение сосредоточенно слушать и интерпретировать услышанное. В целом нарушение мотивации является следствием нарушения межличностных отношений и эмоциональных реакций.

Социальные отношения представляют собой целостную систему сознательных и избирательных связей личности со средой и являются неким результатом взаимодействия человека с окружающим миром. Недостаточное развитие того или иного компонента данной системы нарушает целостное развитие, а, следовательно, и социализацию ребенка с ЗПР, что грозит усугублению отклонений и торможению способов ценностного вхождения и адаптации ребенка к социуму.

Одним из актуальных направлений специальной психологии и коррекционной педагогики является изучение инновационных форм создания условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии ребенка. К числу первоочередных задач относится формирование системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии.

Своеобразие протекания процесса развития отрицательно сказывается на формировании социальных отношений ребенка с ЗПР, в том числе и на характере межличностных отношений.

Главной проблемой ребенка с ЗПР заключается в нарушении связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям. Отклонения в развитии приводят к «выпадению» из социального пространства, нарушают связи с социумом, культурой как источником развития.

Коррекционно-педагогическая работа при поддержке детей с ЗПР – это непрерывный организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи .

Процесс социализации ребенка с ЗПР будет эффективен при интеграции детей в обществе, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы. Безусловно, весомая роль в этом принадлежит семье, как первичной микрогруппе в процессе воспитания и развития ребенка.

Основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни детей с ЗПР в обществе, коммуникативной и социальной компетентности.

Коррекционно-педагогическая работа должна реализовываться как технология перевода ситуации развития в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. И поэтому важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка, так как эти критерии по своей природе обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве дошкольного образовательного учреждения и родителей.

 Список использованных источников

  1. Белявский, Б.В. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития Российской Федерации: риски и перспектива [Электронный ресурс] / Б.В. Белявский. Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/08/Belyavskiy.pdf.
  2. Борисова, И. В. Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения / И.В. Борисова // Молодой ученый. – 2015. –№21. – С. 769-772.
  3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
  4. Деревянкина, Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. / Н.А. Деревянкина. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. – 77 с.
  5. Дмитриева, Е.Е. Особенности социализации детей с задержкой психического развития на этапах раннего онтогенеза / Е.Е. Дмитриева // Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / под ред. проф. У.В. Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007. – С. 60–79.
  6. Кисова, В.В. Сотрудничество как психолого-педагогическое условие социализации дошкольников с задержкой психического развития / В.В. Кисова, А.В. Семенов // Фундаментальные исследования. – 2014. – №12-4. – С.882-886.
  7. Лебединская, К.С. Психология детей с задержкой психического развития / К.С. Лебединская.– СПб.: Речь, 2004. – 168 с.

 

Оставить комментарий: