a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Игры с Лунтиком» в старшей группе ТНР

Автор: Анисимова Елена Витальевна Опубликовано: 2019-12-16 10:46:51

         Цель: расширять объем словаря существительных, прилагательных, глаголов, антонимов;

Задачи: формировать представления о предмете, активизировать в речи слова с обобщающим значением; развивать понимание родовидовых отношений между словами; развивать мышление, внимание, память, воображение; воспитывать интерес к играм и упражнениям, желание играть в них и развивать свою речь.

         Предварительная работа: использование игр и упражнений на занятиях в повседневной жизни; экскурсии в природу, наблюдения; чтение художественной литературы, использование малых фольклорных жанров.

         Методы и приемы: игры и упражнения, игровой момент.

         Материал: домик, скамейка, картины, картинки, мяч, декорации.

Ход ОД:

1.Организационный этап:

         Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел?

         Дима пел, Илья молчал,

         А Егор ногой качал.

         Галка села на заборе,

         Кот забрался на чердак,

         Вдруг сказала я случайно, просто так!

         Мотивация:

-  А я знаю, чего на свете не бывает! Овощи растут на деревьях. Не бывает! Овощи растут в огороде.

  1. Поисковый этап:

А вы знаете, чего на свете не бывает?

- Ребята, может быть попробуете загадать!

         Игра «Бывает – не бывает».

         Фрукты растут на грядках.

         Перелетные птицы весной улетают на юг.

         Грибы растут на кустарниках.

         Осенью листочки на деревьях зеленеют.

         Одежду носят на ногах.

         Домашние животные живут в лесу.

         3.Практический этап:

Вдруг появляется Лунтик и говорит:

         «Ребята, здравствуйте, я родился на луне, а на земле мало что знаю. Я слышал такие слова: «добрый». А кто бывает добрым?

         Трусливый … Кто?

         Слабый … Кто?

         Сильный … Кто?

         Злой …

         Неуклюжий …

         Проворная …

         Хитрая …

         Полосатый …

         Колючий …

         Проводится игра «Кто?»

         Лунтик видит картины: сад, огород, лес, клумба, фонтан, аптека… и предлагает: «Давайте отправимся в сад». Игра «Назови главное»

Сад: забор, фруктовые деревья, собака, скамейка. Что же главное для сада? (фруктовые деревья)

Огород: чучело, ведро, земля, трава. Что главное для огорода? (земля)

Лес: ягоды, птицы, жук, деревья (деревья)

Клумба: цветы, изгородь, муравьи, камешки (цветы)

Фонтан: вода, рыбки, дети, песок (вода)

Яблоко: мякоть, червяк, семена, лист (мякоть)

Ботинок: шнурок, мех, подошва, молния (подошва)

Аптека: картина, скамейка, цветы, лекарство (лекарство)

Стол: цветы, ваза, ножки, скатерть (ножки)

         - Лунтик устал, давайте отдохнем вместе с ним. Лунтик, а мы умеем делать все наоборот.

Игра «Сделай наоборот».

(Дети стоят парами.)

         Поднять руки – опустить,

         закрыть глаза – открыть,

         вдохнуть – выдохнуть,

         спрятать – найти,

         смять – разгладить,

         бросать – ловить,

         радоваться – огорчаться,

         забирать – давать,

         здороваться – прощаться,

         приседать – вставать.

         - Ребята, Лунтик говорит, что видел у нас вокруг детского сада очень красивые деревья, но не знает, как они называются и как называются их листочки.

         Игра с мячом «Я знаю пять».

(дети называют деревья, затем листочки: березовый, рябиновый…)

         - Ой, смотрите, Лунтик уселся за стол и вас приглашает. Проходите за столы, садитесь. Лунтик хочет послушать, как вы все умеете запоминать.

         Игра «Запомни слова».

         Лето – осень – времена года

         помидор – огурец – овощи

         яблоко – груша – фрукты

         береза – рябина – деревья

         журавль – цапля – перелетные птицы

         опята – маслята – грибы

         боярышник – шиповник – кустарники

         желуди – каштаны – плоды

         лиса – заяц – дикие животные

         корова – лошадь – домашние животные

         петух – курица – домашние птицы

         ворона – синица – зимующие птицы

         чашка – тарелка – посуда

         кресло – диван – мебель

         василек – ромашка – цветы

         кузнечик – бабочка – насекомые

         (Сначала я называю существительные «лето – осень», а дети – «времена года», потом я проверяю, как дети запомнили второе слово: я говорю «лето», дети – «осень»; «помидор», а дети – «огурец» и т.д.)

         - Лунтик тоже хочет с вами поиграть, он увидел картинки и составил по ним предложения:

         Медведь неуклюжий, а белка маленькая.

         Игра «Исправь ошибку».

         - Давайте скажем правильно. Исправим ошибку Лунтика.

         Лиса рыжая, а заяц трусливый. (Белый)

         Синица легкая, а пингвин большой. (Тяжелый)

         Черепаха медлительная, а пантера черная. (Быстрая)

         - Лунтик говорит, что научился теперь составлять предложения, он говорит: «Звонко поет …» и не может придумать, как сказать дальше. Давайте его научим. Лунтик будет начинать предложение, а мы его дополнять.

         Игра «Дополни предложение».

         Звонко поет (голосистый соловей).

         Быстро убегает (трусливый заяц).

         Грациозно скачет (стройная лошадка).

         Крадется (хитрая лиса).

         В корзине спит (пушистый котенок).

         Летят (красивые журавли).

         - Лунтик, а ты можешь составить предложения про осень, а мы дополним? Лунтик говорит, что попробует.

         Осенью на юг перелетные птицы … улетают.

         Листочки кружатся и тихо на землю … (падают).

         Дети в парке осенние листочки … (собирают).

         Осенью часто дождик … (моросит).

         Тучи все небо … (заволокли).

         - Стало грустно, но Лунтик не унывает. Смотрите, кубики принес в коробке. Лунтику нравятся игрушки. А давайте мы для него составим предложение про игрушки.

         Игра «Составь предложение с парой слов».

         Кубики – коробка, мозаика – стол, мальчик – скакалка, кораблик – ручей, елка – игрушки, ветер – шар, конструктор – замок.

  1. Заключительный этап:

- А давайте мы на самом деле построим для Лунтика замок из конструктора! Пусть у нас живет!

         Кто на лавочке сидел,

         Кто на улицу глядел.

         Дима пел, Илья молчал,

         А Егор ногой качал.

         Галка села на заборе,

         Кот забрался на чердак.

         Вдруг сказал нам добрый Лунтик

         Просто так!

         - Ребята, я хочу с вами дружить!

 

Рефлексия:

-Ребята, что вам сегодня было интересно выполнять? Что было сложно?

 

Литература:

  1. Алябьева, Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5 – 8              лет. /Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2007. -112 с.

 

  1. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 128 с.

 

Документы для скачивания

Предыдущие материалы
Следующие материалы