Опубликовано: 10:46:51 16-12-2019
Автор: Анисимова Елена Витальевна
Цель: расширять объем словаря существительных, прилагательных, глаголов, антонимов;
Задачи: формировать представления о предмете, активизировать в речи слова с обобщающим значением; развивать понимание родовидовых отношений между словами; развивать мышление, внимание, память, воображение; воспитывать интерес к играм и упражнениям, желание играть в них и развивать свою речь.
Предварительная работа: использование игр и упражнений на занятиях в повседневной жизни; экскурсии в природу, наблюдения; чтение художественной литературы, использование малых фольклорных жанров.
Методы и приемы: игры и упражнения, игровой момент.
Материал: домик, скамейка, картины, картинки, мяч, декорации.
Ход ОД:
1.Организационный этап:
Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел?
Дима пел, Илья молчал,
А Егор ногой качал.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак,
Вдруг сказала я случайно, просто так!
Мотивация:
- А я знаю, чего на свете не бывает! Овощи растут на деревьях. Не бывает! Овощи растут в огороде.
А вы знаете, чего на свете не бывает?
- Ребята, может быть попробуете загадать!
Игра «Бывает – не бывает».
Фрукты растут на грядках.
Перелетные птицы весной улетают на юг.
Грибы растут на кустарниках.
Осенью листочки на деревьях зеленеют.
Одежду носят на ногах.
Домашние животные живут в лесу.
3.Практический этап:
Вдруг появляется Лунтик и говорит:
«Ребята, здравствуйте, я родился на луне, а на земле мало что знаю. Я слышал такие слова: «добрый». А кто бывает добрым?
Трусливый … Кто?
Слабый … Кто?
Сильный … Кто?
Злой …
Неуклюжий …
Проворная …
Хитрая …
Полосатый …
Колючий …
Проводится игра «Кто?»
Лунтик видит картины: сад, огород, лес, клумба, фонтан, аптека… и предлагает: «Давайте отправимся в сад». Игра «Назови главное»
Сад: забор, фруктовые деревья, собака, скамейка. Что же главное для сада? (фруктовые деревья)
Огород: чучело, ведро, земля, трава. Что главное для огорода? (земля)
Лес: ягоды, птицы, жук, деревья (деревья)
Клумба: цветы, изгородь, муравьи, камешки (цветы)
Фонтан: вода, рыбки, дети, песок (вода)
Яблоко: мякоть, червяк, семена, лист (мякоть)
Ботинок: шнурок, мех, подошва, молния (подошва)
Аптека: картина, скамейка, цветы, лекарство (лекарство)
Стол: цветы, ваза, ножки, скатерть (ножки)
- Лунтик устал, давайте отдохнем вместе с ним. Лунтик, а мы умеем делать все наоборот.
Игра «Сделай наоборот».
(Дети стоят парами.)
Поднять руки – опустить,
закрыть глаза – открыть,
вдохнуть – выдохнуть,
спрятать – найти,
смять – разгладить,
бросать – ловить,
радоваться – огорчаться,
забирать – давать,
здороваться – прощаться,
приседать – вставать.
- Ребята, Лунтик говорит, что видел у нас вокруг детского сада очень красивые деревья, но не знает, как они называются и как называются их листочки.
Игра с мячом «Я знаю пять».
(дети называют деревья, затем листочки: березовый, рябиновый…)
- Ой, смотрите, Лунтик уселся за стол и вас приглашает. Проходите за столы, садитесь. Лунтик хочет послушать, как вы все умеете запоминать.
Игра «Запомни слова».
Лето – осень – времена года
помидор – огурец – овощи
яблоко – груша – фрукты
береза – рябина – деревья
журавль – цапля – перелетные птицы
опята – маслята – грибы
боярышник – шиповник – кустарники
желуди – каштаны – плоды
лиса – заяц – дикие животные
корова – лошадь – домашние животные
петух – курица – домашние птицы
ворона – синица – зимующие птицы
чашка – тарелка – посуда
кресло – диван – мебель
василек – ромашка – цветы
кузнечик – бабочка – насекомые
(Сначала я называю существительные «лето – осень», а дети – «времена года», потом я проверяю, как дети запомнили второе слово: я говорю «лето», дети – «осень»; «помидор», а дети – «огурец» и т.д.)
- Лунтик тоже хочет с вами поиграть, он увидел картинки и составил по ним предложения:
Медведь неуклюжий, а белка маленькая.
Игра «Исправь ошибку».
- Давайте скажем правильно. Исправим ошибку Лунтика.
Лиса рыжая, а заяц трусливый. (Белый)
Синица легкая, а пингвин большой. (Тяжелый)
Черепаха медлительная, а пантера черная. (Быстрая)
- Лунтик говорит, что научился теперь составлять предложения, он говорит: «Звонко поет …» и не может придумать, как сказать дальше. Давайте его научим. Лунтик будет начинать предложение, а мы его дополнять.
Игра «Дополни предложение».
Звонко поет (голосистый соловей).
Быстро убегает (трусливый заяц).
Грациозно скачет (стройная лошадка).
Крадется (хитрая лиса).
В корзине спит (пушистый котенок).
Летят (красивые журавли).
- Лунтик, а ты можешь составить предложения про осень, а мы дополним? Лунтик говорит, что попробует.
Осенью на юг перелетные птицы … улетают.
Листочки кружатся и тихо на землю … (падают).
Дети в парке осенние листочки … (собирают).
Осенью часто дождик … (моросит).
Тучи все небо … (заволокли).
- Стало грустно, но Лунтик не унывает. Смотрите, кубики принес в коробке. Лунтику нравятся игрушки. А давайте мы для него составим предложение про игрушки.
Игра «Составь предложение с парой слов».
Кубики – коробка, мозаика – стол, мальчик – скакалка, кораблик – ручей, елка – игрушки, ветер – шар, конструктор – замок.
- А давайте мы на самом деле построим для Лунтика замок из конструктора! Пусть у нас живет!
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел.
Дима пел, Илья молчал,
А Егор ногой качал.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Вдруг сказал нам добрый Лунтик
Просто так!
- Ребята, я хочу с вами дружить!
Рефлексия:
-Ребята, что вам сегодня было интересно выполнять? Что было сложно?
Литература:
Документы для скачивания:
51944_konspekt NOD.doc Формат: .doc