a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Про тех, кто живет в лесу» в старшей группе ТНР воспитатель Хозина И.С.

Автор: Анисимова Елена Витальевна Опубликовано: 2019-12-16 10:54:23

         Цель:  расширять объем словаря детей с помощью существительных, обозначающих наименования животных и их детенышей, жилища, продуктов их питания, прилагательных, характеризующих признаки диких животных, притяжательных прилагательных, глаголов, антонимов, слов обобщающего значения, сложных слов, пространственных предлогов.

Задачи: развивать вербальную память, мышление, внимание. закреплять знания детей о диких животных; воспитывать любовь к животным.

         Методы и приемы: игровой, игры и упражнения, загадки.

         Материал: картинки, указка, игрушки, декорации леса.

Ход ОД:

1.Организационный этап:

Звучит мелодия и звуки леса.

Мотивация:

-Ребята, к нам пришел в гости котенок. Он совершенно ничего не знает о тех животных, которые живут в лесу. Котенок только знает о животных, которые живут у хозяина.

2.Поисковый этап:

         Как мы можем помочь котенку?

  • Рассказать о животных леса.
  • Рассмотреть их.
  • Поиграть в игры о животных.

3.Практический этап:

- Ребята, я вас сегодня приглашаю в осенний лес не прогулку. Давайте посмотрим, как обитатели леса – дикие животные приготовились к зиме. Ой, смотрите, кто это прыгает с ветки на ветку? (Ребенок загадывает загадку о белке: Шустрый маленький зверек

           По деревьям прыг да скок.)

«Какая белка?» (подбор максимального количества определений).

«Что белка может делать?» (подбор глаголов – слов-действий).

Где она живет? Чем питается? Кто у нее детеныши? (Так дети встречаются со всеми дикими животными: лисой, волком, зайцем, кабаном, медведем, лосем, ежиком).

- Мы всех животных увидели, давайте расскажем, кто какой. (Дети садятся на пенечки.)

Хитрый кто?                                Трусливый кто?

Проворный кто?                          Неуклюжий кто?

Злой кто?                                      Благородный кто?

(Игра «Кто?»)

- Ребята, смотрите, промелькнула в кустах чья-то морда, хвост и уши. Чья это морда? Чей хвост? Чьи уши? (Игра «Чей? Чья? Чьи?»)

         Вдруг появляется в лесу Старичок-Лесовичок и говорит: «Здравствуйте, ребята. Я видел, как заяц прыгал с ветки на ветку, а белка сидела под кустиком. (Игра «Бывает – не бывает»)

- Ребята, бывает на свете такое? (Не бывает. Белка прыгает с ветки на ветку, а заяц сидел под кустом.)

Лиса спит в берлоге, а медведь хвостом заметает следы в лесу.

Волк спит в гнезде, а ежик вышел злой и голодный на охоту.

Кабан спокойно объедает сухие листочки, а лось ищет желуди под дубом. (Дети исправляют ошибочность суждений Лесовичка.)

- Лесовичок, ребята хорошо знают все о диких животных. Они даже могут составить о них интересные слова и подразнить животных. (Игра «Придумай сложные слова».)

У зайца длинные уши, значит он – длинноухий.

Короткий хвост – короткохвостый.

У лисы длинный хвост – длиннохвостая.

У медведя косые лапы – косолапый.

У белки пушистый хвост – пушистохвостая.

Лесовичок: «Молодцы, ребята! А я тоже могу рассказать про диких животных: Белка шустрая, а медведь большой».

- Ребята, как сказать правильно? Какое слово нужно подобрать к слову «шустрая» с противоположным значением? (неуклюжий) (В игре «Исправь ошибку» дети подбирают антонимы.)

Заяц пушистый, а ежик маленький (колючий);

волк злой, а лось большой (добрый);

лиса хитрая, а волк серый (глупый);

волк хищный, а лось большой (травоядный).

Лесовичок: «Спасибо вам, ребята, научили меня».

Лесовичок предлагает поиграть в игру с мячом «Запомни слова». Он говорит и бросает мяч ребенку

Шустрая – ловкая – белка (говорят дети);

злой – голодный – волк;

косолапый – неуклюжий – медведь;

рыжая – хитрая – лиса;

добрый – благородный – лось;

маленький – колючий – еж;

щетинистый – клыкастый – кабан.

Лесовичок: «А теперь я проверю, как вы запомнили слова-признаки о животных. Я буду называть первое слово, а вы второе.

Шустрая – (дети) ловкая

злой – (дети) голодный и т.д.

Лесовичок: «Молодцы, ребята. Я вот хотел еще рассказать о животных леса и составил предложения, но не могу придумать окончания, помогите мне. (Игра «Дополни предложение»).

Шустрая белка прячется… (в дупле).

Ежик зимой спит … (в гнезде).

Пушистый заяц дрожит… (под кустом).

Рыжая лиса живет… (в норе).

Лось живет… (на поляне).

Злой волк прячется… (в логове).

Кабан ищет пищу… (под дубом).

- Спасибо, ребята! А вы можете с помощью моих слов составить предложение?

Лесовичок предлагает игру «Составь предложение с парой слов»:

Белка – орешки;                   заяц – кора;

волк – пасть;                        ежик – гнездо;

лиса – мышка;                      лось – веточки;

медведь – берлога;              кабан – корни.

(Дети составляют предложения:

Белка запасает на зиму орешки.

У волка хищная пасть.

Хитрая лиса охотится за мышками.

Заяц грызет молодую кору.

Ежик всю зиму спит в гнезде.

Лось питается веточками и травой. И т.д.

4.Заключительный этап:

Лесовичок и котенок говорят: «Молодцы, ребята! Вы много рассказали сегодня о диких животных. И многому научили. Спасибо вам за это. Приходите еще в лес!»

Рефлексия:

         А, что вам ребята, больше всего понравилось на занятии?

Что было сложно?

 

 

Литература:

 

  1. Алябьева, Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Кн. 1. – 2 е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224 с. – (Детский сад с любовью)

 

  1. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 128 с.

Документы для скачивания

Предыдущие материалы
Следующие материалы