a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Картотека экономических игр

Автор: Мозговая Марина Николаевна Опубликовано: 2019-12-16 20:04:25

Еще совсем недавно слово «экономика» не употреблялось в работе с дошкольниками. Педагогический процесс строился на игре, сказке, и, казалось, они не могут соседствовать с практичным, иногда жестоким словом «экономика». А отсюда была установка: в дошкольном возрасте рано ставить какие бы то ни было экономические задачи.

Это неверный подход. Опыт показывает: многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не развивать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей — небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам. А нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке — веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит — строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Чтобы заинтересовать детей столь серьезной и сложной темой, как экономика, я поставила следующие задачи:

  • Дать понятие, что такое экономика.
  • Раскрыть роль экономики в жизни людей.
  • Показать, что человеку нужны определенные условия и средства существования.
  • Познакомить детей с экономической деятельностью.
  • Сформировать представление об экономических ресурсах и экономическом продукте.
  • Показать личную связь ребенка с экономикой.

Занятия по экономике можно проводить в различных формах. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины. Прежде всего, необходимо создать в группе развивающую предметно-пространственную среду — то пространство, в котором ребенок живет и развивается. На видном месте, расположили карточки с экономическими понятиями, положили экономическую карту, по которой дети любят путешествовать. Здесь же стоят куклы — гном Эконом и царица Экономики. Эти сказочные персонажи помогают детям усвоить новые сложные понятия («потребности», «ресурсы», «товар» и т. д.).

Кроме задач, детям предлагается много интересных и познавательных заданий: ребусы, головоломки, проблемные ситуации, загадки на темы экономики. При изучении новых тем и при закреплении старых мы активно используем элементы теории решения изобретательских задач: дети определяют различные потребности человека, животных, растений, используя морфологические таблицы, фантастические гипотезы, игры «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Верно-неверно».

Особенно любимы детьми «практические занятия». Например, во время экскурсии в магазин дети увидели, что у каждого продавца есть свое рабочее место, инструменты и оборудование. Отметили, как оформлены витрины, рассмотрели ассортимент товаров с ценниками, проследили за процессом купли-продажи, а затем, конечно, с разрешения родителей, сделали свои первые покупки.

Очень интересуют ребят и рекламные игры. Они наперебой рекламируют лучшие товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущества. Даже когда в качестве «объекта» были предлагаются бывшие в употреблении, имеющие не очень привлекательный вид игрушки, дети придумывают рекламу о том, как по-другому можно их использовать в деле.

Путешествие моих воспитанников в сложный мир экономики только начинается. Но уже сейчас, наблюдая за их играми, я могу сказать, что наше «досрочное» знакомство с экономикой не проходит впустую. Дети узнали о новых профессиях, могут рассказать о них; у ребят обогатился словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью. Появились здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязь понятий «труд — деньги»; понимание факта купли-продажи: не все можно купить сразу. Дети учатся честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша, начинают бережнее относиться к игрушкам и учебному материалу.

Предлагаю вашему вниманию

Игру-занятие «В гостях у семьи Экономистов»

Цель. Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией. Воспитать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Материал. Модель «Семейный бюджет» (СБ, карточки с изображениями членов семьи и результатов их труда, деньги.

Содержание

  1. Гном Эконом приглашает детей познакомиться с семьей Экономистов, узнать об их занятиях, особенностях работы. Папа Экономист рассказывает детям, что он трудится в фирме «Строитель» и за свой труд получает зарплату. (На модель круга кладется соответствующая карточка.) Мама Экономистка тоже работает и тоже получает зарплату. (Кладется карточка.)

Зарплата — это деньги, получаемые за работу. Зарплата — это оплата труда за месяц или за неделю, или за день.

Вопросы к детям:

  • Кто получает зарплату? (Папа, мама.)
  • За что они получают зарплату? (За свой труд.)

В семье есть дедушка Экономист и бабушка Экономистка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. (Кладутся соответствующие карточки.) Пенсия — это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводе, фабрике и других предприятиях.

Сестра и брат — Экономята. Сестра учится и за свой труд (учеба — тоже труд) получает стипендию. Стипендия — это тоже деньги. Это плата за учебу. (Кладется карточка.) Брат ходит в детский сад, он не получает никаких Денег. (Кладется пустая карточка.) Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие.

(«Кошелек» постепенно заполняется карточками, и Дети наглядно видят составляющие бюджета семьи Экономистов.)

В процессе обсуждения ребята подходят к понимании того, что бюджет семьи — это заработная плата (основной источник семейного бюджета) плюс пенсия и стипендия Деньги получают за труд. Просто так деньги никому HI дают.

  1. Дети самостоятельно определяют доход семьи Экономистов.

Папа Экономист получил 10 монет, мама — 5, бабушкина и дедушкина пенсии — 3 монеты.

Сколько денег заработали члены семьи?

  1. Предлагается пословица «Каков работник, такова и оплата».

Почему так говорят?

Игра «ХОЧУ И НАДО»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п. ; игровое поле.

Игра «ГДЕ ПРИГОДИТСЯ»

Цель: уточнить использование данного продукта.

Правила: соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся.

Материал: слева на карте изображены растения, справа — готовые блюда.

Слева: яблоко, земляника, огурец, рис, морковь

Справа: гречневая крупа, плов, салат, каша, варенье, повидло, сок.

Игра «КТО ЧТО ПРОИЗВОДИТ»

Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.

Правила: соединить стрелочкой, кто что производит.

Материал: изображения готовой продукции, людей разных профессий; карандаш.

Повар у плиты, Токарь у станка. Садовод в саду, Художник за мольбертом, Портной за швейной машиной.

Игра «КОМУ ЧТО НУЖНО»

Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.

Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека.

Материал: карточки с изображениями людей разных профессий и орудий труда.

Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач.

швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля.

Игра «КУПИ ДРУГУ ПОДАРОК»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

Игра «КОПИЛКА»

Цель: дать понятие о накоплении денежных средств.

Правила: выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки — 5 рублей, для второй — 10.

 

Документы для скачивания