a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Консультация для родителей «Характеристика координационных способностей дошкольников, возрастные особенности их формирования»

Автор: Ушакова Наталья Михайловна Опубликовано: 2019-12-20 00:14:03

 

Координационные способности — это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

В. И. Лях (1979–2015)

Задачи:

- активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;

- совершенствовать умения четко и кратко излагать мысли;

-стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы;

- формировать умения давать большое количество идей в рамках заданной темы;

- совершенствовать работу в детском саду по организации обучения воспитанников ДОУ.

Цели:

- организация мыслительной коллективной деятельности по поиску нетрадиционных путей решенияпроблемы

-стимулировать группу к быстрому регенерированною большого числа идей на заданную тему

Ход

Педагогам предоставляется раздаточный материал, в котором они в ходе мозгового штурма фиксируют наиболее значимую информацию.

 

Как известно, дошкольный возраст является благоприятным для развития широкого круга координационных способностей, поэтому целенаправленное развитие координационных способностей должно начинаться именно в этом возрасте. Только в этом случае можно обеспечить необходимую общую физическую подготовленность ребенка.

      Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение. Итак, что же такое координационные способности? Этим понятием ученые стали широко пользоваться в последние 40 лет до конкретизации представлений так называемого двигательного качества ловкости. В учебниках, учебных пособиях, монографиях и статьях до настоящего времени можно прочесть, что ловкость составляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладеть новым двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность

быстро и координировано перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки. Последнюю иногда рассматривают как способность к «моторной адаптации», проявляющейся в относительно стандартных и вариативных (вероятностных) и неожиданных, быстро изменяющихся ситуациях

Итак, координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Теоретические и экспериментальные исследования (В. И. Лях, 1979–2015) позволяют выделить следующие видыКС:«специальные», «специфические», «общие».

Специальные координационные способности:

– во всевозможных циклических упражнениях (ходьба, бег, ползание, лазанье, перелезание, плавание, локомоции (перемещения) на приспособлениях – коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных действиях (прыжки);

– в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);

– в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указывания, прикосновения, укола, обвода контура и т. п.);

– в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей);

– в баллистических (метательных) двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);

– в метательных движениях на меткость (метание или броски различных предметов в цель, теннис, городки, жонглирование);

– в движениях прицеливания;

– в подражательных и копирующих движениях;

– в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование, восточные единоборства);

– в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой и др.).

Наряду со специальными КС следует различать еще так называемые специфические. К наиболее важным из них относят:

- способность к ориентированию в пространстве, равновесие, ритм, возможности индивида точно определять и своевременно изменять положение своего тела; способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия;

 - способности к воспроизведению, дифференцированию, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений;

- способности к реагированию, быстроте перестроения двигательной деятельности;

- способность к согласованию движений, произвольное мышечное напряжение и статокинетическую устойчивость сохранение устойчивости позы (равновесия) в тех либо иных статических положениях тела.

Результат развития специальных и специфических КС, своего рода их обобщение, составляет понятие «общие КС». О том, что такое понятие имеет место, свидетельствуют результаты научных исследований и практические наблюдения. Есть дети, которые имеют одинаково высокие, или наоборот, одинаково низкие показатели координации, проявляемой в различных двигательных действиях. Итак, под общими КС мы понимаем потенциальные и реализованные возможности ребёнка, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Вдошкольном возрасте наиболее высокий темп развития координации движений. Этому способствует высокая пластичность центральной нервной системы и интенсивное развитие двигательного анализатора, которые выражаются в совершенствовании пространственно-временных характеристик движений. Так, дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки, формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий - низкая. В возрасте 6-7 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

По мнению В.К. Бальсевичаосновные закономерностями возрастного развития двигательных координаций являются:        

-неравномерный колебательный характер развития способности к управлению двигательными действиями в разные возрастные периоды;

-наличие благоприятных и неблагоприятных периодов онтогенеза для развития координационных способностей человека;

-гетерохронность ускорений и замедлений в индивидуальном развитии двигательных координаций различного типа;

-проявление полового диморфизма в ритмах и абсолютных результатах развития двигательных координаций в онтогенезе человека.

В. И. Лях отмечает, что в разные возрастные периоды естественное, обусловленное созреванием организма развитие координационных способностей протекает неравномерно. Наиболее интенсивно показатели координационных способностей нарастают с 7 лет. Поэтому в рамках этих возрастных периодов существуют весьма благоприятные социальные, психически-интеллектуальные, анатомо-физиологические и моторные предпосылки для быстрого развития и совершенствования координационных способностей.

Возраст с 4,5 до 6 лет является наиболее интенсивной фазой (временным отрезком) развития способностей к реакции, пространственной ориентации, равновесия и улучшения чувства ритма.

Способности к кинестетическому дифференцированию и «ручной ловкости» интенсивно улучшаются лишь с 5,5–6 лет.

Наиболее характерные данные о половых различиях в развитии разных КС приведены в исследовании Н. В. Панфиловой (1992). Уже с 4 лет выявлено достоверное преимущество мальчиков в метании мяча на дальность правой и левой рукой, показаниях дифференцирования пространственных параметров и мышечных усилий, точности реакции на движущийся объект. Девочки имели более высокие результаты в заданиях на равновесие, и ловле падающей палки левой рукой. В тестах, характеризующих развитие моторики рук, различий между мальчиками и девочками не обнаружено.
В 5 лет более высокие показатели мальчики демонстрировали при оценке пространственных и динамических параметров движений; в контрольных упражнениях, требующих одновременного проявления координационных и кондиционных способностей (разновидность бега, метание мяча на дальность из положения сидя ноги врозь), а также в экстраполировании начала двигательного действия. Девочки 5 лет опережали сверстников в заданиях, где требовались мелкие и точные движения рук, по частоте произвольных и непроизвольных мышечных сокращений, времени удержания статического и динамического равновесия, способности ориентирования в пространстве.

Результаты мальчиков 6 лет превосходили результаты сверстниц в метании мяча правой рукой на дальность и точность, скорости реакции и относительному показателю КС в циклических локомоциях. В свою очередь, девочки 6 лет имели более высокие достижения, чем сверстники, в точности оценки пространственных и динамических параметров движений, частоте произвольных и непроизвольных мышечных сокращений левой рукой, ориентировании в пространстве, статическом равновесии и дальности прыжка.

В возрасте 5 лет средние данные статического равновесия были выше у девочек. В возрасте 6 и 7 лет мальчики опережали девочек в показателях дифференцирования силовых напряжений, а в сохранении равновесия перевес был уже на стороне девочек.

Половые различия объясняются не только особенностями полового развития, но и разным уровнем двигательной активности, предпочитаемыми видами движений, различным характером подвижных игр, неодинаковыми среди мальчиков и девочек.

Таким образом, дошкольный возраст с 3 до 6 лет характеризуется не только как период естественного бурного роста всех координационных способностей, но и как возрастной отрезок времени, во время которого эти способности можно успешно и эффективно тренировать, улучшать, совершенствовать.

Список литературы:

  1. Бернштейн Н.А. О построении движений // Биомеханика и физиология движений /Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.
  2. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
  3. Дети и здоровье. - (Материалы научно-практическойконференциипо проблемам физического воспитания) Омск, ОГИФК, 1993г.
  4. Жигалин, Г. С. Возрастные особенности координации движений верхних конечностей у детей : автореф. дис. . канд. мед. наук / Г. С. Жигалин. М., 1968. - 16 с.
  5. Иваницкий А. В., Матов В. В., Иванова О. А., Шарабарова И. Н. Ритмическая гимнастика на ТВ. - М.: Советский спорт, 1989г.
  6. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер. - Утреняя гимнастика под музыку. - М.: Просвещение, 1977г.
  7. Кряж В. Н., Ветошкина Э. В., Боровская Н. А. Гимнастика. Ритм. Пластика. - Мн.: Полымя, 1987г.
  8. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1981г.
  9. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1978г.
  10. Физическая подготовленность дошкольников. Сборник научных трудов. М.: - 1988г.

 

 

Раздаточный материал

Что такое координация?

Координация — это процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.

Как переводится с латинского coordinatio

термин «координация»?

Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение.

Что такоекоординационные способности?

Координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

Виды координационных способностей?

Это: «специальные», «специфические», «общие».

 

В каких упражнениях, движениях, действиях используютсяспециальные координационные способности?

Специальные координационные способности:

– во всевозможных циклических упражнениях (ходьба, бег, ползание, лазанье, перелезание, плавание, локомоции (перемещения) на приспособлениях – коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных действиях (прыжки);

– в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);

– в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указывания, прикосновения, укола, обвода контура и т. п.);

– в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей);

– в баллистических (метательных) двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);

– в метательных движениях на меткость (метание или броски различных предметов в цель, теннис, городки, жонглирование);

– в движениях прицеливания;

– в подражательных и копирующих движениях;

– в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование, восточные единоборства);

– в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой и др.).

В каких упражнениях, движениях, действиях используются специфические  координационные способности?

Специфические координационные способности:

- способность к ориентированию в пространстве, равновесие, ритм, возможности индивида точно определять и своевременно изменять положение своего тела; способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия;

 - способности к воспроизведению, дифференцированию, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений;

- способности к реагированию, быстроте перестроения двигательной деятельности;

- способность к согласованию движений, произвольное мышечное напряжение и статокинетическую устойчивость сохранение устойчивости позы (равновесия) в тех либо иных статических положениях тела.

Что мы понимаем под  общимикоординационными способностями?

Под общими координационными способностями,  мы понимаем потенциальные и реализованные возможности ребёнка, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Что является основными закономерностями возрастного развития двигательных координаций?

Основные закономерностями возрастного развития двигательных координаций являются:        

- неравномерный колебательный характер развития способности к управлению двигательными действиями в разные возрастные периоды;

- наличие благоприятных и неблагоприятных периодов онтогенеза для развития координационных способностей человека;

- гетерохронность ускорений и замедлений в индивидуальном развитии двигательных координаций различного типа;

- проявление полового диморфизма в ритмах и абсолютных результатах развития двигательных координаций в онтогенезе человека.

 

С какого возрастаидёт интенсивное развитие (нарастание) координационных способностей?

Наиболее интенсивно показатели координационных способностей нарастают с 7 лет.

В каком возрасте наступает наиболее интенсивная фаза развития координационных способностей?

Возраст с 4,5 до 6 лет является наиболее интенсивной фазой (временным отрезком) развития способностей к реакции, пространственной ориентации, равновесия и улучшения чувства ритма.

 

В каком возрасте наступает способность к кинестетическому дифференцированию и «ручной ловкости»?

Способности к кинестетическому дифференцированию и «ручной ловкости» интенсивно улучшаются лишь с 5,5–6 лет.

 

 

Чем различаются координационные способности по половым признакам?

Половые различия объясняются не только особенностями полового развития, но и разным уровнем двигательной активности, предпочитаемыми видами движений, различным характером подвижных игр, неодинаковыми среди мальчиков и девочек.

 

 

Документы для скачивания

Предыдущие материалы
Следующие материалы