Проект "Загадка, как средство формирования образной речи у старшего дошкольника"
Документы для скачивания
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно - практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Руководитель проекта: Куклина Я.Г.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность темы:
Загадка - один из древнейших жанров устной народной поэзии.
Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.
В настоящее время загадки также широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление творческое воображение).
Последнее время все чаще говорят о приобщении детей к истокам русской культуры, так как долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Не воспитывалось отношение к народному искусству, как к национальному достоянию. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.
Также загадка знакомит ребят с радостью мышления , направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков , развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Загадка – вид устного народного творчества, там же определяется ее сущность: « вопрос или задание, которое требует разгадки».
Выделяют два основных признака загадки с позиции ее педагогического исследования в педагогических мероприятиях с дошкольниками.
Во – первых, главным жанровым признаком загадки является требование отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей, вызывает их интерес, желание.
Во – вторых, основными языковыми особенностями являются яркость образов, их описательность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа. Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».
Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.
Цель: Исследование происхождения загадок и их видов.
Задачи:
- Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.
 - Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р.н.сказок, рассматривание иллюстраций.
 - Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.
 - Создать условия для реализации творческой деятельности дошкольников организовав мастерскую по изготовлению атрибутов для р.н.игр, книжек-малышек на основе собранного материала, поделок из пластилина и бросового материала, рисунков.
 
Содержание проекта:
1.Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с загадкой. История ее происхождения».
- Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами, олицетворение, образные сравнения).
 - Цикл мероприятий по обучению составления загадок.
 
4.Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».
Ресурсное обеспечение проекта:
- Информационный ресурс
 
- интернет ресурс http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/v-gostyah-u-skazki.html.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П.Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 1986.- № 9
- Кадровый ресурс - воспитатели – Галкина Е.О, Щукина Л.Г., дети, родители.
 
Предполагаемые результаты:
- Дети знают историю возникновения загадки.
- Различают виды загадок.
- Проявляют интерес к составлению загадок.
- Каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:
Дети проявляют любознательность, активность, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.
Продукт проектной деятельности:
- Рисунки детей, поделки из пластилина.
- Копилка загадок.
- Копилка р.н. сказок, в которых присутствуют загадки.
- Детские книги загадок.
- Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».
- Мультимедийная презентация.
Направления реализации проекта:
- Совместная деятельность педагогов и детей.
- Взаимодействие педагогов.
- Взаимодействие с родителями.
Системная паутинка проекта
Структура проекта
| 
 Номер цикла. Образовательные области.  | 
 
 Тема цикла.  | 
 
 Содержание цикла.  | 
| 
 1. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное -эстетическое развитие» 
 
  | 
 
 «Знакомство с загадкой. История ее происхождения».  | 
 Рассказ « История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки». Д/и «Загадки и отгадки». Разучивание загадок. Разучивание р.н.игры в загадки «Бабка». Лепка и рисование отгадок к загадкам. Рассматривание книжных иллюстраций. Развлечение «В гости к бабушке- загадушке». Чтение р.н.с. «Мудрые ответы»  | 
| 
 2. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное -эстетическое развитие» 
  | 
 
 
 «Знакомство с образными средствами в загадках».  | 
 НОД «Какие бывают загадки?». Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.». Р/и «Подбери рифму», «Художник слова», «Сундучок», «Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи. Разучивание р.н.игры «Ты веревочка кружись». Разучивание загадок. Лепка и рисование отгадок к загадкам. Чтение р.н.с. «Дочь семилетка». Развлечение «Вечер загадок».  | 
| 
 3. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное -эстетическое развитие» 
  | 
 
 
 
 Обучение составления загадок.  | 
 Беседа «Как придумать загадку». Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание». Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.». Р/и «Подбери рифму», «Тайна». Разучивание русской игры «Города». Рассматривание произведений живописи. Чтение р.н.с. «Кощей Бессмертный». Изготовление книжек-малышек. Развлечение «Что? Где? Когда?».  | 
| 
 
 4. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» 
  | 
 
 Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка». 
  | 
 
 
 Открытое итоговое мероприятие для коллег и родителей.  | 
Этапы реализации проекта
| 
 1.Этап Организационный 
  | 
 Определение цели, задач. Изучение методической литературы. 
  | 
| 
 2.Этап Подготовительный 
  | 
 Составление плана проекта. Сбор материалов (подбор загадок, дидактического и методического оснащения проекта). Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы). Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта. Выбор форм работы с родителями. Выбор основных мероприятий. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. Определение и формулировка ожидаемых результатов. 
  | 
| 
 3.Этап Практический  | 
 Составление консультаций, бесед, рекомендаций. Творческие задания для родителей и детей. Совместные мероприятия с детьми (3 цикла): беседы, наблюдения, занятия с детьми, развлечения, чтение художественной литературы , игровая и художественно-продуктивная деятельность. 
  | 
| 
 4.Этап Заключительный  | 
 Сбор полученного материала по проекту. Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы). Отчет о реализации проекта. Подготовка к представлению продукта проектной деятельности. Открытое итоговое мероприятие для коллег и родителей «Помощница загадка». 
  | 
План работы по реализации проекта
| 
 Тема цикла  | 
 
 Содержание  | 
 
 Задачи  | 
 Взаимодействие с родителями  | 
| 
 1. «Знакомство с загадкой. История ее происхождения».  | 
 Рассказ « История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки». Д/и «Загадки и отгадки». Разучивание загадок. Разучивание р.н.игры в загадки «Бабка». Лепка и рисование отгадок к загадкам. Рассматривание книжных иллюстраций. Развлечение «В гости к бабушке- загадушке». Чтение р.н.с. «Мудрые ответы».  | 
 Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов. Познакомить детей с понятием « загадка». Формировать интерес к народному творчеству (загадкам). 
  | 
 Поиск информации о происхождении загадки. Консультации, беседы.  | 
| 
 2. «Знакомство с образными средствами в загадках».  | 
 НОД «Какие бывают загадки?». Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.». Р/и «Подбери рифму», «Художник слова», «Сундучок», «Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи. Разучивание р.н.игры «Ты веревочка кружись». Разучивание загадок. Лепка и рисование отгадок к загадкам. Чтение р.н.с. «Дочь семилетка». Развлечение «Вечер загадок».  | 
 Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р.н.сказок, рассматривание иллюстраций, произведений живописи. Показать значение и способы построения загадки, познакомить с языком загадки, образными средствами ( рифмой, метафорами, олицетворением) Формировать у детей образное воображение. 
  | 
 Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т.п.) Разучивание с детьми загадок. Подборка детских книг загадок.  | 
| 
 3. Обучение составления загадок.  | 
 Беседа «Как придумать загадку». Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание». Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.». Р/и «Подбери рифму», «Тайна». Разучивание русской игры «Города». Рассматривание произведений живописи. Чтение р.н.с. «Кощей Бессмертный». Изготовление книжек-малышек. Развлечение «Что? Где? Когда?».  | 
 Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи. Развивать умения выделять главные признаки объекта, владеть речью.  | 
 Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т.п.) 
 Разучивание с детьми загадок. 
 Помощь в создании копилки загадок.  | 
| 
 4. Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка». 
  | 
 Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка». 
  | 
 Закрепить полученные знания о возникновении загадки, ее видах.  | 
 Помощь в создании русских народных костюмов для итогового мероприятия.  | 
Результат:
Работая над данным проектом, мы узнали, что существует множество видов загадок и возникли они в древности как язык "тайной" речи. Затем загадки использовались для испытания смекалки молодежи, общения или для интересного времяпрепровождения. Таким образом, мы пришли к выводу, что все загадки сочинял сам народ и передавал их друг другу из уст в уста, из поколения в поколение. В ХХ веке появились загадки, которые сочиняли писатели и поэты специально для детей, так называемые авторские загадки.
Проанализировав работу, можно сделать следующие выводы:
Все дети любят загадки, знают историю возникновения, различают виды , проявляют интерес к составлению загадок, большинство детей любит их загадывать и придумывать, каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.
Проявляют интерес, любознательность, активность.
Родители также были активными участниками проекта. Помогали в поиске информации о происхождении загадки. Выполняли творческие задания с детьми дома по изготовлению, поделок, рисунков, разучиванию с детьми загадок. Участвовали в подборке детских сборников загадок.
Постановка новой задачи: Какие еще бывают виды загадок.