a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Проект "Загадка, как средство формирования образной речи у старшего дошкольника"

Автор: Куклина Яна Геннадьевна Опубликовано: 2019-12-23 09:48:24

Паспорт проекта

 

Тип проекта: информационно - практико-ориентированный.

 

Продолжительность проекта: среднесрочный.

 

Руководитель проекта: Куклина Я.Г.

 

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

 

Актуальность темы:

Загадка - один из древнейших жанров устной народной поэзии.

Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении  для ума» говорил К. Д. Ушинский.

 В настоящее время загадки также широко используются в  общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной   и игровой деятельности  ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле,  способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление творческое воображение).

Последнее время все чаще говорят о приобщении детей к истокам русской культуры, так как долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Не воспитывалось отношение к народному искусству, как к национальному достоянию. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.  

Также загадка знакомит ребят с радостью мышления , направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков , развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой  в развитии  его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой,  связанной с природой  художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Загадка – вид устного народного творчества, там же определяется ее сущность: « вопрос или  задание, которое  требует разгадки».

Выделяют два основных признака  загадки с позиции ее педагогического исследования в педагогических мероприятиях с дошкольниками.

Во – первых, главным жанровым признаком загадки является требование отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей, вызывает их интерес, желание.

Во – вторых, основными языковыми особенностями  являются  яркость образов, их описательность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа.  Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения.  Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».

    Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.

 

Цель: Исследование происхождения загадок и их видов.

Задачи:

  • Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.
  • Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р.н.сказок, рассматривание иллюстраций.
  • Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.
  • Создать условия для реализации творческой деятельности дошкольников организовав мастерскую по изготовлению атрибутов для р.н.игр, книжек-малышек на основе собранного материала, поделок из пластилина и бросового материала, рисунков.

 

Содержание проекта:

1.Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с загадкой. История ее происхождения».

  1. Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами, олицетворение, образные сравнения).
  2. Цикл мероприятий по обучению составления загадок.

4.Итоговая организованная деятельность  «Помощница загадка».

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Информационный ресурс

- интернет ресурс http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/v-gostyah-u-skazki.html.

- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П.Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957.

- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 1986.- № 9

  • Кадровый ресурс -  воспитатели – Галкина Е.О, Щукина Л.Г., дети, родители. 

Предполагаемые результаты:

- Дети знают историю возникновения загадки.

- Различают виды загадок.

- Проявляют интерес к составлению загадок.

- Каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.

 

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:

Дети проявляют любознательность, активность, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.

 

Продукт проектной деятельности:

- Рисунки детей, поделки из пластилина.

- Копилка загадок.

- Копилка р.н. сказок, в которых присутствуют загадки.

- Детские книги загадок.

- Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».

- Мультимедийная презентация.

 

Направления реализации проекта:

- Совместная деятельность педагогов и детей.

- Взаимодействие педагогов.

- Взаимодействие с родителями.

 

Системная паутинка проекта

 

 

 

           
           
 
 

 

Структура проекта

 

Номер цикла.

Образовательные области.

 

          Тема цикла.

 

   Содержание цикла.

1.

 «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,     «Художественное -эстетическое развитие»  

         

 

 

«Знакомство с загадкой. История ее происхождения».

Рассказ « История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки». 

Д/и «Загадки и отгадки».

Разучивание загадок.

Разучивание р.н.игры в загадки «Бабка».

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Рассматривание книжных иллюстраций.

Развлечение «В гости к бабушке- загадушке».

Чтение р.н.с. «Мудрые ответы»

2.

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,     «Художественное -эстетическое развитие»  

 

 

 

«Знакомство с образными средствами в загадках».

НОД «Какие бывают загадки?».

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.».

Р/и «Подбери рифму»,

 «Художник слова», «Сундучок»,

«Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи.

Разучивание р.н.игры «Ты веревочка кружись».

Разучивание загадок.

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Чтение р.н.с. «Дочь семилетка».

Развлечение «Вечер загадок».

3.

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,     «Художественное -эстетическое развитие»  

 

 

 

 

Обучение составления загадок.

Беседа «Как придумать загадку».

Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.».

Р/и «Подбери рифму», «Тайна».

Разучивание русской игры «Города».

Рассматривание произведений живописи.

Чтение р.н.с. «Кощей Бессмертный».

 Изготовление книжек-малышек.

Развлечение «Что? Где? Когда?».

 

4.

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

 

 

Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».

 

 

 

Открытое итоговое мероприятие для коллег и родителей.

 

Этапы реализации проекта

 

 

1.Этап

Организационный

 

Определение цели, задач.

Изучение методической литературы.

 

2.Этап

Подготовительный

 

Составление плана проекта.

Сбор материалов (подбор загадок, дидактического и методического оснащения проекта).

Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы).

Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

Выбор форм работы с родителями.

Выбор основных мероприятий.

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

 

3.Этап

Практический       

Составление консультаций, бесед, рекомендаций.

Творческие задания для родителей и детей.

Совместные мероприятия с детьми (3 цикла):

беседы, наблюдения, занятия с детьми, развлечения, чтение художественной литературы , игровая и художественно-продуктивная деятельность.

 

4.Этап

Заключительный

Сбор полученного материала по проекту.

Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы).

Отчет о реализации проекта.

Подготовка к представлению продукта проектной деятельности.

Открытое итоговое мероприятие для коллег и родителей «Помощница загадка».

 

 

План работы по реализации проекта

 

Тема

цикла

      

 Содержание

 

Задачи

Взаимодействие

с

родителями

1.

«Знакомство с загадкой. История ее происхождения».

Рассказ « История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки». 

Д/и «Загадки и отгадки».

Разучивание загадок.

Разучивание р.н.игры в загадки «Бабка».

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Рассматривание книжных иллюстраций.

Развлечение «В гости к бабушке- загадушке».

Чтение р.н.с. «Мудрые ответы».

Развивать познавательную активность, любознательность через    знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.

Познакомить детей с понятием

« загадка».

Формировать интерес к народному творчеству (загадкам).

 

Поиск информации о происхождении загадки.

Консультации, беседы.

2.

«Знакомство с образными средствами в загадках».

НОД «Какие бывают загадки?».

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.».

Р/и «Подбери рифму»,

 «Художник слова», «Сундучок»,

«Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи.

Разучивание р.н.игры «Ты веревочка кружись».

Разучивание загадок.

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Чтение р.н.с. «Дочь семилетка».

Развлечение «Вечер загадок».

Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р.н.сказок, рассматривание иллюстраций, произведений живописи.

Показать значение и способы построения загадки, познакомить с языком загадки,

образными средствами

( рифмой, метафорами, олицетворением)

Формировать у детей образное воображение.

 

Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т.п.)

Разучивание с детьми загадок.

Подборка детских книг загадок.

3.

Обучение составления загадок.

Беседа «Как придумать загадку».

Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.».

Р/и «Подбери рифму», «Тайна».

Разучивание русской игры «Города».

Рассматривание произведений живописи.

Чтение р.н.с. «Кощей Бессмертный».

 Изготовление книжек-малышек.

Развлечение «Что? Где? Когда?».

Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.

Развивать умения выделять главные признаки объекта, владеть речью.

Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т.п.)

 

Разучивание с детьми загадок.

 

Помощь в создании копилки загадок.

4.

Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».

 

Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».

 

Закрепить полученные знания о возникновении загадки, ее видах.

Помощь в создании русских народных костюмов для итогового мероприятия.

 

 

Результат:

Работая над данным проектом, мы узнали, что существует множество видов загадок и возникли они в древности как язык "тайной" речи. Затем загадки использовались для испытания смекалки молодежи, общения или для интересного времяпрепровождения. Таким образом, мы пришли к выводу, что все загадки сочинял сам народ и передавал их друг другу из уст в уста, из поколения в поколение. В ХХ веке появились загадки, которые сочиняли писатели и поэты специально для детей, так называемые авторские загадки.                       

Проанализировав работу,  можно сделать следующие выводы:

Все дети любят загадки, знают историю возникновения,  различают   виды , проявляют интерес к составлению загадок, большинство детей любит их загадывать и придумывать, каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.

Проявляют  интерес, любознательность, активность.

Родители также были  активными участниками проекта. Помогали в поиске информации о происхождении загадки.  Выполняли творческие задания с детьми дома  по изготовлению, поделок, рисунков, разучиванию с детьми загадок. Участвовали в подборке детских сборников загадок.

 

Постановка новой задачи: Какие еще бывают виды загадок.