a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Коммуникативные игры

Автор: Паровицына Валентина Михайловна Опубликовано: 2019-12-24 09:00:40

Документы для скачивания

Игры, направленные на формирование коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста.

Игра: «Подарок на всех»

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников.

Необходимое оборудование: заранее подготовленный Цветик – Семицветик из цветной бумаги.

Описание игры: детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

Примечание: в конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Комментарий: эта игра помогает развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

 

Игра: «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников. 

Описание игры: дети садятся парами напротив друг друга на расстояние вытянутой руки, закрывают глаза.

Воспитатель даёт задания:

- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь лучше узнать своего соседа, опустите руки;

- снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Комментарий: эта игра помогает детям научиться выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

 

Игра: «Закорючка»

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников. 

Необходимое оборудование: фломастер, чистые листы бумаги.

Описание игры: воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

Комментарий: эта игра помогает детям научиться уважению в общении и научиться учитывать интересы других детей.

 

Игра: «Лебедь, рак и щука»

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников. 

Описание игры: дети, располагаясь спиной к спине, соединившись руками в локтевых суставах, должны достать соперника по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону. Воспитатель смотрит, чтобы дети не нанесли себе травмы.

Комментарий: эта игра помогает развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений.

 

Игра: «Нос к носу»

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников. 

Описание игры: дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Комментарий: эта игра помогает развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений.

 

Игры, направленные на коррекцию агрессивности дошкольников.

Игра: «Недружеский шарж»
Цель: коррекция агрессивности дошкольников.

Необходимое оборудование: образец карикатуры, чистый лист бумаги и цветные карандаши.

Описание игры: увести ребенка в другое место, чтобы он не видел того, кто его так разозлил. Теперь предложите ему нарисовать карикатуру на этого человека. Лучше всего для начала показать образец, какой может быть карикатура, чем она отличается от обычного портрета. Когда ребенок поймет, что не нужно стараться изобразить оригинал в точности, а, напротив, можно исказить яркие черты или просто нарисовать человека таким, каким видит в данный момент, дайте ему бумагу и карандаши. Когда рисунок будет закончен, предложите ребенку подписать его так, как ему хочется. Затем спросите его о том, как он себя сейчас чувствует и что ему хочется сделать с этим "недружеским шаржем" (пусть ребенок совершит это в действительности).

Комментарий: этот игровой прием поможет ребенку более достойно выйти из ситуации, когда он сильно рассержен и "выливает" свои чувства на того, кто его обидел, крича, обзываясь, толкаясь и т. п.

 

Игра: «Мешочек Криков»

Цель: коррекция агрессивности дошкольников.

Необходимое оборудование: мешочек (желательно с вязочками) или баночка с крышкой.

Описание игры: если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

Комментарий: эта игра поможет ребёнку справиться со своими отрицательными чувствами, а воспитателю, когда ребёнок успокоится, узнать что стало причиной злости ребёнка. И потом проанализировать данную ситуацию или обговорить с детьми.

 

Игра: «Листок гнева»

Цель: коррекция агрессивности дошкольников.

Необходимое оборудование: чистый лист бумаги, цветные карандаши.

Описание игры: Когда ребёнок разозлен, предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге. Когда ребёнок закончит рисунок предложите ему разные способы выражения своих негативных эмоций: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки "гневного листа" и выбросив их в мусорное ведро.

Комментарий: эта игра помогает детям справляться со своими негативными эмоциями.

Игра: «Подушка для пинаний»

Цель: коррекция агрессивности дошкольников.

Необходимое оборудование: подушка тёмного цвета (надувной резиновый молоток, боксерская груша).

Описание игры: когда ребёнок почувствует себя сильно рассерженным, предложите ему «подушку для пинаний». Пусть он её пинает, бросает и колотит, пока выпускает пар.

Комментарий: этот игровой способ помогает детям справиться с гневом. Особенно необходим тем детям, которые, разозлясь, склонны реагировать прежде всего физически.

Игра: «гнев на сцене»

Цель: коррекция агрессивности дошкольников.

Необходимое оборудование: лист бумаги и цветные карандаши.

Описание игры: когда ребенок злится (или только что испытытал злость), предложите ему представить, как выглядел бы его гнев на сцене театра. В образе кого выступал бы актер, играющий гнев, - монстра, человека, животного, а может быть, бесформенного пятна? Какого цвета был бы его костюм? Каким он был бы на ощупь - горячим или холодным, шершавым или гладким? Чем бы он пах? Каким голосом говорил бы? Какими интонациями? Как бы он двигался по сцене? При желании ребенок может нарисовать образ своего гнева, а еще лучше, войти в роль этого актера и изобразить гнев "от первого лица", выразительно двигаясь за него и произнося реплики, которые ему хочется в данный момент произнести, и с такой громкостью и интонациями, как считает нужным. Спросите ребенка, с чего начиналось бы выступление гнева? Как развивалось бы? Чем оно должно закончиться? Пусть он покажет вам весь спектакль.

Комментарий:  данный игровой приём помогает ребенку выплеснуть свой гнев.

Игры, направленные на коррекцию обидчивости дошкольников.

Игра: «Обзывалки»

Цель: коррекция обидчивости дошкольников.

Необходимое оборудование: мяч.

Описание игры: дети садятся в круг и начинают передавая мяч по кругу называть друг друга разными необидными словами (нужно заранее обговорить условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, (имя), морковка!». В окончательном круге нужно сказать что – нибудь приятное, например: « А ты, (имя), солнышко!».

Комментарий: эта игра помогает снять вербальную агрессию.

 

Игра «Тух - тиби - дух»

Цель: коррекция обидчивости дошкольников.

Описание игры: воспитатель озвучивает правила игры: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное слово заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по – настоящему, необходимо сделать следующее: сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито - пресердито произнесите волшебное слово: «Тух - тиби -дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время то времени останавливайтесь перед кем – либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

Комментарий: эта игра помогает детям снять негативное настроение, а педагогу увидеть с кем дети чаще общаются и хотят общаться.

 

Игра: «Жужа»

Цель: коррекция обидчивости дошкольников.

Необходимое оборудование: стул, полотенце.

Описание игры: один из детей «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех. Тот кого догоняет ребёнок становится «Жужей». Воспитатель должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

Комментарий: данная игра помогает научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дает им возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

 

Игра: «Камушек в ботинке»

Цель: коррекция обидчивости дошкольников.

Описание игры: игра проходит в два этапа:

1 этап (Подготовительный): дети садятся в круг. Педагог спрашивает «Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?», дети отвечают на вопрос. «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?».

2 этап: педагог говорит: «Когда мы сердимся, чем–то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Давайте договоримся: если кто-то из нас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.

Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки из кубиков». Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».

Комментарий: эта игра помогает детям учиться выражать словами, свое состояние, и сообщать о нем окружающим, а педагогу выяснить, что беспокоит детей.

 

Игра: « Летний дождь»

Цель: коррекция обидчивости дошкольников.

Описание игры: воспитатель говорит: «Представь, что ты стоишь на опушке леса. Перед тобой раскрывается великолепный вид на летний лес, залитые солнцем луга.

Воздух раскален от солнца. Нет ни малейшего ветерка. Душно. Все замерло в ожидании дождя. Ты чувствуешь как подул слабый ветерок. Вот он становится все сильнее и сильнее. Солнце закрыла череда грозовых туч.

Почувствуй порывы пронизывающего ветра. Ощути, как ветер уносит все ненужное: беспокойство, разочарование, тревогу. Сроднись с ветром. Почувствуй его силу и энергию. Теперь это твоя сила и энергия.

Вот хлынул теплый летний ливень. Его прозрачные струи омывают тебя, принося с собой чистоту и ясность, наполняя тебя новой жизнью, новыми идеями.

Ты видишь как дождь стихает. Небо очищается. Ты видишь, как вновь светит солнце, и чувствуешь себя обновленным, бодрым и уверенным.

Комментарий: данный игровой способ помогает снять эмоциональное напряжение ребёнка.

 

 

Игры, направленные на коррекцию застенчивости.

 

Игра: «Воздушный шарик»

Цель: коррекция застенчивости.

Описание игры: дети стоят или сидят в кругу. Воспитатель дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Комментарий: данный игровой прием помогает снять напряжение и помогает воспитателю создать добрую и безопасную ситуацию.

 

Игра: «Поварята»

Цель: коррекция застенчивости.

Описание игры: все дети встают в круг - это "кастрюля" или "миска". Затем договариваются, что будем "готовить" - суп, компот, салат и т.д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь ещё. Воспитатель выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий берёт его за руку и т.д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового "блюда". Воспитатель может выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить и т.д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Комментарий:  эта игра помогает «трудным» дошкольникам получить признание со стороны сверстников, научиться ориентироваться на их чувства и пере­живания, добиться совместных результатов в деятельности.

 

Игра: «Какой я есть, каким я хотел быть»

Цель: коррекция застенчивости.

Необходимое оборудование: Чистые листы бумаги, цветные карандаши.

Описание игры: ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас. На втором, – каким он хотел бы быть.

Комментарий: данное упражнение поможет воспитателю увидеть в чем понижена самооценка ребёнка. В дальнейшем воспитатель будет знать над чем нужно поработать с этим ребёнком.

 

 

Игра: «Дракон кусает свой хвост»

Цель: коррекция застенчивости.

Описание игры: звучит весёлая музыка. Дети встают в цепочку и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок — "голова дракона", последний — "хвост дракона". "Голова дракона" "пытается поймать "хвост", а тот уворачивается от нее.

Комментарий: эта игра помогает детям снять напряжение, а воспитателю сплотить коллектив, создать атмосферу понимания и всех детей включить в работу.

 

Игра: «Различная походка»

Цель: коррекция застенчивости.

Описание игры: воспитатель предлагает стеснительному мальчику или девочке походить как:

- малыш, который недавно встал на ножки и  делает  свои первые шаги,
- старик,
- пьяный,
- лев,
- горилла,
- артист на сцене.
(Разумеется, вариантов может быть намного больше).

Комментарий: данный игровой прием помогает ребенку раскрепоститься.

 

Игры, направленные на коррекцию демонстративного поведения.

 

Игра: «Светофор»

Цель: коррекция демонстративного поведения.

Необходимое оборудование: картонные кружки красного, желтого и зелёного цветов.

Описание игры: в руках у воспитателя светофор – картонные кружки красного, желтого и зелёного цветов. Воспитатель  напоминает детям о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить её только в установленных местах, где надпись «переход», сначала оглядывается налево, потом направо, чтобы убедится что нет близко машин, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Воспитатель  читает стихи С, Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором.

 

Если свет зажёгся красный,

Значит, двигаться …(опасно).

Свет зелёный говорит:

«Проходите, путь…(открыт)».

Жёлтый свет – предупрежденье

Жди сигнала для …(движенья).

 

Затем воспитатель объясняет правила игры: когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги), когда жёлтый – хлопают в ладоши, а когда красный – стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад.

Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

Комментарий: эта игра способствует закреплению знаний о правилах дорожного движения, также учит детей планировать свои действия и позволяет воспитателю заполнить пробелы в знаниях детей о ПДД.

 

Игра: «Собери кораблик»

Цель: коррекция демонстративного поведения.

Необходимое оборудование: вырезанный из цветной бумаги кораблик,  наборы «деталей» кораблика.

Описание игры: дети играют парами (в паре с конфликтным ребёнком желателен уравновешенный или застенчивый сверстник).  Воспитатель предлагает образец: вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждый ребёнок должен составить такой же из выданного ему набора фрагментов – «деталей» кораблика. Набор составлен так, что, только обменявшись с партнёром недостающими деталями, каждый участник игры может точно воспроизвести кораблик.

Комментарий: во время этой игры ребенок овладевает навыками взаимодействия со сверстниками, учится учитывать пожелания партнера и высказывать своё мнение.

 

Игра: «Слушай сигнал»

Цель: коррекция демонстративного поведения.

Описание игры: дети стоят в колонне по одному. По команде воспитателя начинают ходить по кругу. воспитатель внезапно даёт условный сигнал (хлопок, свисток). Если он  хлопнет в ладоши или свистнет один раз, играющие должны остановиться, если два раза – продолжают идти, три раза – бегут. Допустивший ошибку, становится в колонну последним. Побеждают игроки, не допустившие ошибки.

Комментарий: эта игра способствует становлению целеустремлённости детей, развитию внимательности, учит детей самоконтролю.

 

Игра: «Скульптор»

Цель: коррекция демонстративного поведения.

Описание игры: ребёнок изображает скульптора, остальные дети – глину. Скульптор задумывает вылепить из глины злого волка. Он ведёт одного ребёнка на середину зала и показывает ему, как он должен встать, какое надо сделать лицо, чтобы походить на злого волка. Ребёнок-глина застывает в заданной позе. Скульптор выводит второго ребёнка на середину зала и показывает каждому из них позу и мимику: заяц  удит рыбу и не замечает, что за его спиной стоит волк и вот-вот на него набросится. Скульптор обходит вокруг скульптурной группы, поправляет её, если считает это необходимым, отходит в сторону, любуется своей работой. Скульптор устал, он ложится отдохнуть рядом со своей работой. Пока он спит, скульптурная группа оживает. Волк пытается поймать зайца. Они бегают вокруг спящего скульптора, но, как только скульптор начинает шевелиться и просыпаться, волк и заяц занимают свои места и застывают в прежних позах. Для этой игры можно группу разбить на небольшие подгруппы. Дать задание каждой подгруппе. Например, 1) волк и заяц; 2) Леопольд и мыши; 3) львёнок и черепаха «Я на солнышке лежу»; 4) Карабас Барабас, Буратино, Мальвина, Артемон; 5) кот  Базилио и  лиса Алиса.

Комментарий: данная игра позволяет детям осознавать и оценивать себя, своё поведение посредством нахождения у себя похожих черт с одним из образов.

 

Обыгрывание каких –либо стихотворений

Например:

Погода была ужасная, принцесса была – прекрасная!

Днём во втором часу, заблудилась принцесса в лесу.

Смотрит полянка – ужасная, а там пещера – прекрасная

А в ней злой людоед: « Заходи,– говорит,– на обед.

Аппетит,– говорит,– ужасный!». Но увидел, какая прекрасная!!!

Людоеду сразу стало худо: « Уходи, –  говорит, – отсюда.

Аппетит у меня ужасный. Слишком вид у тебя прекрасный.»

И пошла потихоньку принцесса, прямо к замку вышла из леса.

А может, всё было наоборот?

Погода была прекрасная, принцесса была – ужасная!

Днём во втором часу заблудилась принцесса в лесу.

Смотрит полянка – прекрасная, а там пещера – ужасная

А в ней злой людоед: « Заходи, – говорит, – на обед.

Аппетит, – говорит, – прекрасный!». Но увидел, какая ужасная!!!

Людоеду сразу стало худо: «Уходи, – говорит, – отсюда.

Аппетит  у меня прекрасный. Слишком вид у тебя ужасный

И пошла потихоньку принцесса, прямо к замку вышла из леса.

Комментарий: эта игра позволяет ребенку осознавать и оценивать себя, свое поведение посредством нахождения у самого себя похожих черт с одним из образов.

 

Оставить комментарий: