a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развивающая предметно - пространственная среда

Автор: Паровицына Валентина Михайловна Опубликовано: 2019-12-24 10:00:15

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического направления развития воспитанников детский сад « Дюймовочка » с. С убботино АНАЛИЗ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТН О- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Воспитатель 1 квалификационной категории группа «Звездочки» Паровицына Валентина Михайловна c. Субботино 2018 год Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды. Развивающая предметно- пространственная среда группы «Звездочки» обеспечивает реализацию образовательного потенциала воспитанников в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая среда построена на следующих принципах: насыщенность; трансформируемость; полифункциональность; вариативность; доступность; безопасность. Предметно пространственная среда группы работает на развитие самостоятельности воспитанников, служит удовлетворению потребностей и их интересов. Меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами( в том числе с песком и водой) ; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для удобства и рациональности использования группового помещения используется зонирование его пространства( перегородки, специальные ячейки) . Каждая зона хорошо просматривается из разных уголков группы с целью обеспечения безопасности детей. Положительный эффект зонирования пространства заключается в возможности ребенка сосредоточиться на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия. Зонирование пространства Основное предназначение Оснащение Физического развития Н аправлено на: - развитие физических качеств детей – ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств- развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях- формирование интереса к здоровому образу жизни Центр физического развития содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное, изготовленное руками педагогов и родителей. Нетрадиционное оборудование для проведения закаливающих мероприятий- «Дорожки здоровья», массажные коврики. Для проведения подвижных игр, состязаний: мячи, гимнастические палки, обручи, мешочки с песком и мячи для метания, кольца, воротики, кегли, веревки, скакалки, атрибуты. Сюжетных игр Направлен на: - стимулирование коммуникативно- речевой, познавательной, эстетической деятельности детей- развитие представлений о поступках людей- обеспечение активизации всего чувственного аппарата для познания окружающего мира и успешной социализации в нем через игровые виды деятельности Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их под свои творческие замыслы. Игровая мебель используется многофункционально. Игровой материал расположен в коробках с условными обозначениями. Например – «Уголок ряженья»- юбки, косынки, кепки, жилетки. Атрибуты к играм для девочек- «Дочки- матери»- куклы, кроватки, коляски, одежда для кукол, кухонный уголок с посудой, для мальчиков – «Мы шоферы» рули, шапочки, машины Х удожественного творчества П ознавательного развития Направлен на: - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей к самовыражению- развитие творческих способностей- развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цветовосприятия и цветоразличения, творческих способностей С тенд для демонстрации детских рисунков и поделок, карандаши, кисти, альбомы, фломастеры, шариковые ручки, гуашь, акварель, банки- н епроливайки, картон( белый, цветной) , бумага различной плотности, которая подбирается в зависимости от задач обучения, пластилин, доски, стеки, ножницы, клей ПВА, клей- карандаш, клеенки. Направлен на: - формирование у детей познавательного интереса- обогащения их опыта по направлениям: развитие познавательно- исследовательской деятельности, развитие речи, обучение грамоте, развития умения обобщать, классифицировать, пользоваться алгоритмом, обогащение словаря, развитие умения ориентироваться в пространстве и времени. Демонстрационный материал по текущим темам, развивающие и дидактические игры, логические игры, игры на развитие мелкой моторики рук, пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, настольно- печатные игры, пальчиковые игры, картотека дыхательных упражнений, игры на звукоподражание, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, сюжетные картинки, наборы парных картинок на соотнесение, различные виды мозаик, пазлы С троительных игр Развитие пространственных представлений, мелкой моторики, творческого воображения, конструктивных способностей. Крупный и средний строительные конструкт оры; конструкторы типа « Лего ». Нетрадиционный материал- картонные коробки разных размеров, оклеенные самоклеющейся бумагой, деревянные чурочки и контейнеры разных размеров с крышками. Н ебольшие иг рушки для обыгрывания построек- ф игурки людей и животных. И грушечн ый транспорт средний и крупный- грузовые, легковые машины, пожарная машина, машина «скорой помощи», паро воз и вагончики, лодка, самолет. С содержанием строительного центра можно перемещаться в любое мест о группы и организовывать деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Опытно- экспериментальной деятельности Направлен на: - развитие познавательно исследовательской деятельности детей- обогащению представлений об окружающем мире, что обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Представлен многообразием коллекций- грунт, камни, ракушки, минералы, семена, крупы. В нем находятся материалы для осуществления опытной деятельности: микроскоп, лупы, воронки, гири, различные емкости для воды и сыпучих веществ, мерная посуда, весы, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы, природный материал, фартуки, нарукавники. Имеется картотека проведени я экспериментов. Для познавательного развития подобраны специальные алгоритмы проведения опытов. Информационно- коммуникативных технологий Проводится в первую половину дня в процессе образовательной деятельности во время занятий. Дети получаю т какую- то ин формацию и выраба тывают о пределенный навык работы с ней, получая конечный продукт( за одно занятие, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы) . Проводится специализирован ная подготовка — социально- ориентированная мотивация действий ребенка. Размещены – телевизор, DVD- плеер, ноутбук, магнитофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками, детские развивающие компьютеры, оборудование для показа диафильмов. Ноутбук используется для воспроизведения видео, и презентаций на телевизор, а так же как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми. Мультимедийные презентации, клипы, видеофильмы дают возможность педагогу выстроить объяснение с исполь зованием видеофрагментов. Музыкальной и театрализованной деятельности Направлен на: - сплочение группы, объединение детей интересной идеей- р азвитие слухового восприятия и внимания- ф ормирование исполнит ельских навыков, навыков слушания- р азвитие творчества детей на основе литературных произведений Здесь размещаются магнитофон, ширма, различные виды театров- пальчиковый, кукольный, настольный театр, театр кружек, магнитный театр, разнообразные фланелеграфы, маски, детские музыкальные инструменты, соответствующая литература, фотоальбом с фотографиями театрализованных представлений, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Дети- большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Книжкин дом Направлен на: - приобщение к чтению познавательной и художественной литературы- развитие связной речи детей- формирование навыка слушания и умения обращаться с книгой. - расширение представлений об окружающем Стеллаж для книг, стол и два стульчика. Н аборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному и речевому развитию, иллюстрации к сказкам; книжки по программе, любимые книжк и детей, книжки- малышки и самоделки, энциклопедии, книжки- игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад». Периодически оформляются тематические выставки книг. Б езопасности Направлен на: - ознакомление детей с правилами и нормами безопасного поведения и формированию ценностей здорового образа жизни. Он отражает безопасность дома, на улице и пожарную безопасность. Оснащен атрибутами к сюжетно- ролевым играм, дидактическими и настольными играми для закрепления правил дорожного движения, пожарной безопасности, безопасного поведения на улице, игрушками, плакатами, карточками. Хорошим дидактическим пособием служит макет с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором строительного материала и дорожных знаков. В соответствии с темой, одни материалы выставляются на передний план, а другие уходят на задний, другие на время убираются Природный- Расширять и уточнять представления детей о б окружающей природе- к онкр етизировать представления об условиях жизни комнатных растений и способами их вегетативного размножения- р асширять и сист ематизировать знания о животных, птицах, млекопитающих, земноводных и пресмыкающ ихся, о насекомых. - р азвивать интерес к родному краю и в оспитывать уважение к труду сельских жителей. Содержит различные виды комнатных растени й, на которых отмечаем видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизаторы, лейки. В холодное время года размещается комнатный мини- огород. Д идактические игры экологической направленности, сери и картин «Времена года». Гербарии позволяют получить представления о многообразии мира природы родного края. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Альбомы о временах года с картинками, фотографиями, детскими рисунками и рассказами. Патриотизма Знакомятся с достопримечательностями села, края, столицы, страны. Узнают о флаге и гербе, истории страны. Содер жание материалов обновляется в зависимости от календарных и изучаемых на данный момент тем, к которым у детей сохраняется интерес. Уголок патриотического воспитания частично изолирован, располагается подальше от игровых зон. Пособия и оборудования соответствуют возрасту и программе. Здесь содержатся: государственная символика, портрет президента, карта страны, глобус, куклы в национальных костюмах, сюжетные картинки, художественные произведения, иллюстрации, репродукции картин, альбомы с изображениями памятников, достопримечательностей села, края и страны. Информация о народных государственных праздниках. Релаксации( уголок отдыха и уединения) Представление ребенку возможности уединиться, отдохнуть, побыть в одиночестве для исключения перенапряжения. Сняти е эмоционального напряжения Домик- палатка, диванчик, пуфики, мягкие игрушки, книжки Карта анализа ППРС в группе детского сада( воспитатель Паровицына Валентина Михайловна) Оценочная шкала: п олнос тью соответствует – 2 балла, ч астично соответствует – 1 балл, не соответствует – 0 баллов № Показатель Балл 1 Пространство игровой комнаты разделено на отдельные субпространства, структурированные в определенном порядке, разграниченные мебелью и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов 2 2 Обстановка отражает происходящие в группе события: оригинальная расцветка, вывески и картины на стенах, фотографии взрослых и детей, детские проекты, работы 2 3 Наличие субпространств представляет собой многообразие различных развивающих сре дств в п омещении группы 2 4 Интерьер группы содержит легко трансформируемые элементы, что предоставляет каждому ребенку возможность самостоятельного выбора, где, чем и как ему заниматься 2 5 Воспитатель не руководи т деятельностью детей, направляя их в ту или иную часть комнаты, а организует окружающ ую воспитанников среду( наполняе т Центры необходимыми учебными матери алами и оборудованием, предлагае т детям различные сюжеты и формы деятельности в кажд ом из Центров) , то есть формируе т определенное поле выбора, в котором каждый ребенок принимает самостоятельное решение, исходя из индивидуальных интересов и потребностей 2 6 Планировка и оборудование группы часто меняются с учетом индивидуальных интересов и уровня развития каждого ребенка 2 7 Все имеющиеся в группе материалы находятся в поле зрения детей. Любой ребенок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать 2 8 Дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудования: убирать на место и береж но к ним относиться. Воспитатель помогае т детям овладеть рациональными способами хранения игрушек и материалов( например, четко обозначить место хранения материалов, пособий, оборудования соответствующими табличками, надписями, картинками, логически группировать их) 2 9 Дети принимают активное участие в оборудовании, планировке и оформлении группы, так как являются наравне со взрослыми равноценными участниками их совместной жи зни в детском саду. Воспитатель учитывает изменяющиеся интересы детей, появляющиеся у них конструктивные идеи и предложения, для того, чтобы соответствующим образом изменить материалы и оборудование, в некоторых случаях – планировку помещения 2 10 В группе преобладают предметы, сделанные руками детей или изготовленные ими совместно со взрослыми. Каждый ребенок может найти в группе свой «личный» уголок( то есть свое любимое место) и оформить его по собственному усмотрению. Все это создает атмосферу уюта и подлинной «детской» ок ружающей обстановки. Воспитатель располагает работы детей на уровне их глаз в групповой комнате, раздевалке, в удобном для просмотра месте 2 11 Воспитатель поддерживае т игры, экспериментирование и «исследования» с использованием многоцелевых материалов, предусматривающих возможность творческих решений 2 12 Воспитатель предоставляе т учебные материалы, мотивирующие детей на самостоятельный поиск информации( например, в словарях, энциклопедиях и т. д. ) 2 13 Среда достаточно гибкая и управляемая как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого 2 Итог/ средний балл 2 Вывод. Развивающая предметно- пространственная среда в средней группе «Звездочки » отвечает потребностям всех участников организации образовательного процесса. Обеспечивает возможность общения, совместной деятельности детей и взрослых, а так же в свободной деятельности детей. Среда открыта, изменяема, доступна, насыщена и безопасна. Оборудование и материалы меняются в соответствии с тематикой, праздниками и постоянно обновляются. Старший воспитатель_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Немцева Л. А.

Оставить комментарий: