Проект средняя группа "В гостях у сказки"

Опубликовано: 17:20:18 24-12-2019

Автор: Витюгова Елена Степановна

Данный материал может быть полезен для воспитателей средних групп в работе по нравственному воспитанию. Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями

Содержание

  1. Актуальность…………………………………………………………….…3
  2. Цель проекта……………………………………………………………..…4
  3. Задачи проекта…………………………………………………………...…4
  4. Участники проекта……………………………………………………..…..4
  5. Сроки реализации проекта……………………………………………...…5
  6. Тип проекта……………………………………………………………..…..5
  7. Подготовка проекта……………………………………………..………….5
  8. Мероприятия проекта……………………………………………..……….5
  9. Предполагаемые результаты проекта……………………………………..5
  10. Формы предъявляемых результатов………………………………...……5
  11. Календарный план по реализации проекта…………………………...….6
  12. Литература…………………………………………………………….….12
  13. Приложение 1………………………………………………………….…13
  14. Приложение 2………………………………………………………….…16
  15. Приложение 3……………………………………………………….……20
  16. Приложение 4………………………………………………………..……31

 

 

Актуальность

Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!

А. Лесных

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. 

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а герои - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.

Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость. Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей, не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

  1. Цель проекта:

 Развитие у детей устойчивого интереса к сказкам, как к произведению искусства, влияющего на духовно-нравственное развитие  ребёнка.

  1. Задачи проекта:

Закрепить знания детей о русских народных сказках; учить детей оценивать поступки героев.

  • Расширять словарный запас детей посредством разучивания ролей в сказке, развивать интонационную выразительность речи.
  • Воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам. 
  1. Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги.
  2. Сроки реализации проекта: 3 месяца (январь, февраль, март).
  3. Тип проекта: познавательно – творческий.
  4. Подготовка проекта:
  • Изучение методической литературы с целью использования средств театрализованной деятельности в работе с детьми.
  • Чтение художественной литературы (сказок).
  • Обогащение развивающей среды в группе силами взрослых (различные виды театров).
  1. Мероприятия проекта:
  • Чтение русских народных сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье», «Петушок и бобовое зернышко» и др.
  • Составление сборника «Этюдный тренаж» для детей младшего и среднего возраста.
  • Разучивание пальчиковых игр по мотивам народных и авторских сказок.
  • Проведение игрового занятия «Ловкие пальчики».
  • Проигрывание ситуативных игр с элементами драматизации.
  • Проведение комплексного занятия «Кто-кто в теремочке живет».
  • Занятие-тренинг «Давайте поиграем».
  • Показ кукольных театров детьми друг другу.
  1. Предполагаемые результаты проекта:
  • Консультации для родителей: «Встреча с театром», «Сказки-раскраски, как правильно с ними работать», «Давайте играть с детьми!», «Культура речевого общения», «Чем хороши театрализованные игры», «Покажите мне спектакль».
  • Сборник пальчиковых игр «Сказки на кончиках пальцев».
  • Изготовление членами семей родителей кукольных театров.
  • Показ кукольных театров в группе родителями и детьми.
  1. Формы предъявляемых результатов:
  • Сборник консультаций.
  • Оформление выставки кукольных театров.
  • Сборник «Этюдный тренаж» для детей младшего и среднего возраста.
  • Сборник пальчиковых игр «Сказки на кончиках пальцев».
  • Сборник театрально-игровых занятий.
  • Сборник литературных викторин.
  • Участие в Муниципальном конкурсе «Маленький художник»

 

Календарный план по реализации проекта

Период

Занятия

Свободная деятельность

Игры

Январь

Рассказ-беседа «Что такое сказка» Цель: формирование  понятия о жанре «сказка».

 

Чтение р.н.с. «Лисичка- сестричка и волк»

Цель:  ознакомление детей с русской народной сказкой , помочь оценить поступки героев.

 

 

Рассматривание иллюстраций русских народных сказок.

Цель: обучение внимательно рассматривать рисунки, объяснять их содержание.

 

Рассказывание-обыгрывание сказки «Кот, петух и лиса». Цель: формирование умения запоминать отдельные слова и песенки героев и интонационно выразительно воспроизводить их.

 

Работа с раскрасками по теме.

Цель: обучение правильному подбору цветовых сочетаний.

 

Просмотр м\ф «Зимовье»

Цель: воспитание эмоционального восприятия содержания сказки.

 

Пальчиковая игра «Озорные пальчики»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Д/и «Мои любимые сказки». Цель: развитие памяти, внимания, зрительного восприятия.

 

Д/и «Собери сказку из частей». Цель: развитие памяти, мышления.

 

Пазлы «Курочка ряба».

 

Д/и «Четвертый лишний». Цель: развитие  умения классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать

 

Д/и «Найди пару».

Цель: развитие наблюдательности, внимания, тонкости зрительного восприятия.

 

«Сделай, как в сказке было».

Цель: соотношение по цвету и форме геометрических фигур.

Февраль

Беседа «На кого из сказочных героев я похож».

Цель: воспитание умения отожествлять себя с полюбившимся героем.

 

Занятие «В гостях у сказки»

Цель: развитие эмоционально-нравственных чувств на основе знакомых сказок.

 

Лепка «Миски для трех медведей».

Цель: обучение детей лепить миски для трёх медведей разные по величине.

 

Занятие-тренинг «Давайте поиграем»

Цель: создание эмоционального настроения.

Игры с настольными театрами.

Цель: формирование  у детей интереса к театрализованной деятельности.

 

Чтение «Петушок золотой гребешок».

Цель: закрепление представления детей о русской народной сказке.

 

Просмотр м/ф «Лисичка-сестричка и волк».

Цель: помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

 

Отгадывание загадок  по сказкам.

Цель: развитие умственной активности детей, памяти, сообразительности.

 

Ситуативные игры с элементами драматизации.

Цель: формирование  у детей интереса  к театрализованной деятельности.

 

Пальчиковая игра «Взяли в руки пластилин»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Кубики «Собери и узнай сказку».

Цель: развитие внимания, памяти.

 

Д/и  «Волшебный мешочек».

Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия.

 

Д/и «Из какой сказки»

Цель: закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Март

Литературная викторина «В стране сказок».

Цель: закрепление  знаний детей о русских народных сказках.

 

Чтение р.н.с. «Петушок и бобовое зернышко».

Цель: воспитание чувства доброты и отзывчивости через сказку.

 

Рисование по сказке «Заюшкина избушка».

Цель: формирование творческих  способностей, воображения, творческого мышления.

 

Комплексное занятие «Кто-кто в теремочке живет?»

Цель: Формирование  у детей умения разыгрывать не сложные представления по знакомым литературным произведениям.

Драматизация «Петушок и бобовое зернышко».

Цель: Создание условий для творческого самовыражения.

 

Слушание сказки в аудиозаписи «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: помочь понять содержание сказки.

Рассматривание репродукции картины В.Васнецова «Аленушка».

Цель:  развитие способности определять настроение картины; находить средства выразительности, которые использовал художник.

 

Пальчиковые игры «Сказки на кончиках пальцев»

Цель: развитие внимания, памяти, мышления.

Д/и «Волшебный сундучок».

Цель: развитие внимания, памяти, мышления.

Д/и «Собери целое»

Цель: развитие зрительного восприятия.

 

Д/и «Узнай героя по описанию».

Цель: закрепление знания детей о героях сказок, развитие  речи.

 

Заключение

 

     Умелое использование театральных игр позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас детей, делают речь более грамотной, выразительной. Так же помогают эмоциональному раскрепощению ребенка.  

      Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Участвуя в инсценировке сказки, ребенок непосредственно и естественно вживается в образ. Он реально передает все действия и движения персонажа, как будто это происходит с ним самим. Но как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? А секрет – во взаимодействии с родителями!

     Работа над изготовлением и показом сказки объединяет детей и родителей, зарождает у них чувство партнерства, взаимовыручки, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя.

     Самое главное, показ кукольных самодельных театров это настоящий праздник, как для детей, так и для взрослых, эмоциональный всплеск, восторг от участия в общем деле.

     В совместном творчестве взрослый может обрести новое видение мира, а ребенок – свою личность. Укрепляя личность ребенка, взрослый придает ей устойчивость в будущем взрослом творчестве.

В чем польза кукольного театра для развития ребенка?

  1. В кукольном театре малыш получает возможность высказаться и получить недостающее ему родительское внимание. А мамам и папам мы советуем вдумчиво послушать, о чем говорят куклы в руках малыша.
  2. В кукольном театре можно разыгрывать конфликтные ситуации из жизни ребенка дома, на улице, в детском саду. Обязательно предоставьте малышу возможность побыть разными участниками событий.
  3. Кукольный театр можно использовать в психотерапии детских страхов.
  4. Любые публичные выступления помогут робкому ребенку справиться с застенчивостью.
  5. Постановка любимых сказок, заучивание и пересказ текста – отличная тренировка памяти.
  6. Участие ребенка в домашних спектаклях способствует развитию связной речи.
  7. Домашний кукольный театр – хороший повод для занятий прикладным творчеством.
  8. А главное, домашний театр – увлекательное занятие для всей семьи.

 

Литература

  • Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии [Текст] / Е.А. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 223 с.
  • Артемова, Л.В. Театрализованная игра дошкольников: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  • Борзова, В.А., Борзов, А.А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] /  В.А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский Дом печати, 1994. – 195 с.
  • Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов [Текст] / Н.Ф. Сорокина. – М.: АРКТИ, 2004. – 208 с.
  • Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / Э.Г. Чурилова. – М.: Гуманитарное Издательство Центр ВЛАДОС, 2001. – 367 с.
  • Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников  [Текст] / О.А. Шорохова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 443 с. 

 

Приложение  1

«В гостях у сказки»

 

Цель. Развитие эмоционально-нравственных чувств на основе знакомых сказок.

Задачи. 1. Развивать коммуникативные навыки посредством речевого диалога.

  1. Побуждать к импровизации средствами мимики.
  2. Воспитание нравственных качеств через знакомые сказки.

Оборудование: мостик, игрушка колобок, персонажи сказки «Репка», ободки с ушками мышек. Игрушки: заяц, волк, петух, поросенок, баба Яга, воздушные шары, маркеры

Ход.

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!

Встали дети ровно в круг

Ты – мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть

- В каждой сказке всегда происходит какое-то событие : хорошее и плохое, но всегда кто-то приходит на помощь. Я приглашаю вас в путешествие по сказкам, может кому-нибудь нужна наша помощь.

В сказку мы пойдем по узенькой дорожке, становитесь, друг за другом и говорите со мной волшебные слова:

По узенькой дорожке шагают наши ножки

С кочки на кочку

К волшебному мосточку

Через мостик мы пройдем

В гости в сказку попадем.

 

Продолжение приложения 1

 

Ой, кто это такой круглый, да ладный? Колобок. Он предлагает поиграть с ним. К кому покатится Колобок, тот и продолжит мое предложение.

Словесная игра “Закончи предложение”

– Бабка испекла Колобок, потому что….

– Колобок убежал от деда с бабкой, потому что,…

– Заяц, медведь, волк не съели Колобка потому что,..

– Колобок сел лисе на нос потому что,..

– Беда случилась с Колобком, потому что…

- Можно ли помочь Колобку?

- Как?

- Кто из вас поможет Колобку спастись от лисы и как?

– почему с Колобком случилась беда? Колобок, запомни - нельзя убегать из дома и разговаривать с незнакомыми, а почему, вы знаете? (Это опасно)

Ну вот Колобку мы помогли, можно идти дальше.

Становитесь все за мной, идем дальше.

По узенькой дорожке шагают наши ножки

С кочки на кочку

К волшебному мосточку

Через мостик мы пройдем

В гости в сказку попадем.

– В какую сказку мы попали? А какого героя не хватает? У мышонка было много друзей - мышат. Я предлагаю вам тоже превратиться в мышат. (Одеваю ободки с ушками на детей) посмотрите в зеркало, какая дружная семейка мышат. Сейчас мы с вами поиграем.

Игра “Настроение мышат”

– Я буду читать стихотворение, а вы показывать, что увидели мышки и какие эмоции у них это вызвало.

Утром они проснулись и захотели погулять, открыли окошко, и там увидели, что все тянут репку …(Приглушить свет)

Сначала они удивились. Потом глубоко возмутились. Обиделись, но не на всех. С обидой они отвернулись, Как мышь на крупу, все надулись, И вдруг опечалились все. Поникли печальные плечи, В глазах опечаленный вечер, И слезу вот-вот побегут. Но тут лучик солнца украдкой По щечке скользнул нежно-гладкой, И все засветилось вокруг. От радости все улыбнулись, Как будто от сна все очнулись. Запрыгали и закричали: – Ура! Мы веселыми стали!

(Включается свет).

Окончание приложения 1

 

– Молодцы! Дружные и ловкие мышата.(поставить мышку) А как вы думаете получилось у них вытащить репку? Почему? А если бы дед и мышка вдвоем тянули репку, смогли бы они ее вытянуть?(Потому что все вместе, дружно)

А вы помогаете друг другу? Как?

Нам пора в путь.

По узенькой дорожке,

Шагают наши ножки.

С кочки на кочку,

К волшебному мосточку.

Через мостик мы пройдем

В гости в сказку попадем.

Ребята, что же здесь случилось и в какую сказку мы попали? Мы попали в сказку «Теремок», медведь теремок сломал и все звери разбежались. Как вы думаете, здесь нужна наша помощь? Надо помочь построить новый теремок.

(дети собирают картинку теремка из частей парами)

Молодцы, хорошо справились с заданием, пора идти дальше.

По узенькой дорожке….

Снова в садик попадем.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вспомним, где мы были и кому помогали?

(Шарики на столе)

– Посмотрите, сколько воздушных шариков. У каждого шарика есть глазки и носик, но чего-то не хватает. Чего? Дорисуйте им ротик, если наше путешествие по сказкам вам понравилось, то нарисуйте улыбку, а если не понравилось, то пусть лицо будет грустным.

Почему ты нарисовала улыбку?

А почему тебе было грустно на занятии?

Я смотрю, у вас у многих хорошее настроение. Возьмите эти шарики в группу и поделитесь своим настроением со своими друзьями.

Попрощайтесь с гостями, до свидания!

 

Приложение 2

 

Занятие-тренинг

«Давайте поиграем»

 

     Задачи: 1. Учить детей при помощи вербальных и невербальных средств  передавать образы сказочных героев. 2. Развивать интонационную выразительность речи, воображение, творческое восприятие.

  1. Способствовать созданию эмоционального настроения, развитию умения сопереживать, сочувствовать, радоваться, общаться. 4. Создавать условия для самореализации.

Предварительная работа. Повторение и закрепление содержание сказок «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка». Выполнение этюдов на выражение различных эмоций; словесные игры на развитие воображения (придумай сказку с таким началом: «Жил- был маленький щенок…»).

Материалы и оборудование. Пиктограммы «радость», «печаль», «удивление»; сундучок, настольная ширма, клубок ниток, плоскостные фигурки героев сказки «Волк и семеро козлят», опорные картинки-схемы к сказке «Заюшкина избушка», домик-ширма; на каждого ребенка настольное зеркало, яркие разноцветные платки из легкой ткани.

   Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель просит детей встать в круг, выполнить пальчиковую гимнастику «Будем вместе мы играть!».

   Раз, два, три, четыре, пять,

Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.

   Будем вместе мы играть.

Разгибают пальцы поочередно на обеих руках  

   Будем дружно мы играть.

Сжимают и разжимают кулачки.

   В сказку будем попадать

Поднимают руки вверх.

  1. Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи

Воспитатель предлагает совершить путешествие в сказку. Дети выполняют задания.

  • Задания на развитие интонационной выразительности речи:
  1. Послушать и повторить слова

 

Продолжение приложения 2

- Я шагаю по дорожке (логическое ударение на первом слове).

- Я шагаю по дорожке (логическое ударение на втором слове).

- Я шагаю по дорожке (логическое ударение на третьем слове).

  1. Произнести слова с разной интонацией:

Оторвали мишке лапу (жалобно).

Кошка спит (ровно).

Я люблю свою бабушку (ласково).

   Педагог обязательно поощряет детей.

  • Воспитатель обращает внимание детей на рисунки (пиктограммы) человечков с разным эмоциональным состоянием: грусть, радость, удивление. Предлагает выполнить мимическую гимнастику лица перед зеркалом и расслабиться.
  • Сюрпризный момент – появление сундучка.

   Воспитатель. Дети, смотрите, вот волшебный сундучок. В нем платочки, яркие, красивые, разноцветные. Сейчас каждый из вас возьмет себе платочек и постарается изобразить без слов бабочку, принцессу, бабушку, малыша с больным зубом.

   Дети выполняют задание. В конце упражнения педагог спрашивает, у кого получилось, почему не получилось?

  1. Игровой момент

«Оживает» нитяной клубок, который показывает дорогу в первую сказку, катится по дорожке, за ним идут дети со словами:

      Мы шагаем по дорожке,

      Поднимаем тихо ножки.

      И неслышно так идем,

      В сказку, видно, попадем!

  1. Фрагмент драматизации сказки «Волк и семеро козлят»

Перед детьми плоскостные фигурки героев сказки.

Воспитатель. Ребята, кто это?

Дети. Коза, козлята и волк.

Воспитатель. Как можно назвать их по-другому, как в сказке?

Дети. Коза – желтые глаза.

          Коза – матушка, маменька.

          Козлятки, козлятушки - ребятушки, детки малые.

          Волк-волчище – серый хвостище, волк – зубами щелк.

Воспитатель. Молодцы! А теперь исполните песенку козы так, как ее пела козлятам матушка-коза и как ее пел козлятам волк.

 

Продолжение приложения 2

 

       Сначала вспоминают саму песенку, затем воспитатель поет голосом козы, тоненько, протяжно. Просит исполнить детей. Затем воспитатель поет грубым голосом. Дети стараются проинтонировать соответственно.

       Козлятушки, ребятушки,

       Отопритеся, отворитеся,

       Ваша мать пришла,

       Молочка принесла.

Воспитатель. Ребята, затейливый клубочек снова зовет нас в путь.

       С этой сказкой мы прощаемся

       И в другую собираемся.

       Катись, клубочек, по дорожке!

Дети. Мы шагаем по дорожке,

          Поднимаем тихо ножки.

          И несмело так идем,

          В сказку снова попадем!

  1. Выполнение заданий к сказке «Заюшкина избушка»

Воспитатель предлагает рассмотреть атрибуты к сказке «Заюшкина избушка», вспомнить содержание и героев по опорным картинкам-схемам, с помощью движений изобразить лисичку и зайчика в начале сказки и в конце.

  • Первый вариант

Лиса. Выразительные движения: смело подходит к домику, быстро забегает в него, выглядывает в окошко, весело и хитро поглядывает в стороны. Мимика: хитрое выражение лица.

Зайчик. Выразительные движения: положение – сидя на корточках, ушки – ручки опущены, вздыхает. Мимика: грустное лицо.

  • Второй вариант

Лиса. Выразительные движения: руки широко распростерты, убегает. Мимика: испуг, неожиданность в лице.

Зайчик. Выразительные движения: положение – стоя, одна нога чуть вперед, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика: уверенный взгляд.

  1. Релаксация. Упражнения на ковре

Наши ручки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Окончание приложения 2

 

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело,

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы,

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Нам понятно, что такое

 

Состояние покоя…

Дышать

 

Приложение 3

Сказки на кончиках пальцев

 

Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок

     «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколения в поколение не случайно - в них заложена вековая мудрость  народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать у малыша понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, способствовать формированию навыка захвата предмета (развитию мелкой моторики), что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, мышления ребенка.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках пальцев. М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.

Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать для проведения хороводов после чтения сказок. В таком варианте игры проводятся в кругу,  проговаривание одних строк сопровождается движениями пальцев, других - ходьбой по кругу, взявшись за руки (хороводом). Как правило, движения в хороводе целесообразно сочетать с первым четверостишием, далее, с учетом текста, чередовать ходьбу с движениями пальцев.

Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

    Так как движения в ходе проведения игр могут повторяться, для упрощения объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать названия:

  • Колечки - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.

Кулачки - с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.

 

Продолжение приложения 3

 

  • Лучики - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы.
  • Веер - прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.
  • Замок - соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимая их к тыльной стороне кистей.
  • Гребешок - положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены.
  • Бородка - соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить.
  • Клювики - большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.
  • Коза - соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими.
  • Волны - шевелить прямыми пальцами без напряжения.
  • Маятник - прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок.
  • Кнопочки - кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками).
  • Хлопки - ритмично хлопать в ладоши.
  • Цепочка - соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в

образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки.       

  • Коготки – прямые пальцы разведены, напряжены – ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев.
  • Молоточки -  ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой.
  • Бутон - соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой руки.
  • Здравствуй - ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.

     Кот, Петух и Лиса

Жили Котик с Петушком

У лесной опушки,

Но однажды Лисонька

Подкралась к избушке.

Продолжение приложения 3

 («Колечки»)

Утащила Петушка

За высоки горы,

Утащила Петушка

 В свою лисью нору.

 («Кулачки», «Лучики»)

Смелый Котик в лес пошел

И нору Лисы нашел.

(«Колечки», «Здравствуй»)

Умный Котик спас дружка

Петю-Петю-Петушка.

(«Гребешок»)

Живут Котик с Петушком

У лесной опушки

(«Колечки»)       

И теперь уже Лиса

 Не ходит к их избушке.

(«Маятник»)     

Рукавица

На охоту вышел дед

Зимнею порою

(«Колечки»)       

Рукавицу потерял

Под большой сосною.

(«Лучики»)

Дома стал ее смотреть

(«Колечки») 

Не нашел на месте

(«Веер»)

И отправился искать

 («Колечки»)

В лес с собакой вместе.

(«Кулачки»)

А в лесу в той рукавице

 («Колечки»)

Звери стали дружно жить:

 Мышь с лягушкой и лисицей,

Заяц, волк, кабан, медведь.

Продолжение приложения 3

 («Кнопочки»)

В лес собака прибежала

(«Колечки»)

Всех зверей перепугала,

(«Лучики»)

Рукавицу подняла

(«Колечки»)

Деду в руки отдала.

(«Здравствуй»).

Репка        

В огороде дедка

Репку посадил,

И водой из лейки

Репку ту полил.

(«Колечки»)

Расти, расти, репка,

И сладка, и крепка.

 Расти, расти, репка,

И сладка, и крепка.

 («Хлопки»)

Выросла репка

 Всем на удивленье

(«Колечки»)

Большая-пребольшая,

Всем хватит угощенья.

(«Лучики»)

Выросла репка

И сладка, и крепка.

Выросла репка

И сладка, и крепка.

(«Хлопки»)

Теремок   

В чистом поле теремок

Был ни низок ни высок.

 («Веер»)

Звери разные в нем жили,

Жили дружно, не тужили.

 

Продолжение приложения 3

 («Здравствуй»)

Там и муха, и лягушка,

Зайчик с лисонькой-подружкой,

Еж колючий, серый волк –

В дружбе знали они толк.

(«Колечки»)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый

(«Замок», поворачивать

Его влево - вправо) 

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой.

(«Лучики»)

Звери очень испугались,

 Поскорее разбежались

(«Волны»),

А потом собрались снова,

Чтоб построить терем новый.

(«Здравствуй»)

В нем теперь живут все вместе

И поют такие песни

(«Колечки»)       

- Стоит в поле теремок,

Он ни низок, ни высок...

(«Веер»)

Заюшкина избушка

В лубяной избушке

Жил заяц на опушке!

(«Колечки»)       

А в ледяной избушке –

Лисица на горушке.

(«Лучики»)

Растаяла весною

Избушка на горушке

(«Волны»)

Лисица побежала

К зайцу на опушку.

 

Продолжение приложения 3

 («Колечки)

Выгнала зайчишку

Из лубяной избушки

(«Лучики»)

Да сама жить стала 

В избушке на опушке

(«Кулачки»)

Ни собака, ни медведь

Не смогли помочь.

(«Колечки»)

Петушок отважный

Прогнал лисицу прочь.

(«Гребешок»)     

Так остался петушок

У заюшки в избушке

(«Здравствуй»)

В лубяной избушке 

Избушке на опушке.

 («Колечки»)

Про курочку Рябу

Курочка Ряба

Бабе и деду

Яйцо золотое

Снесла к обеду.

(«Колечки»)

Били яичко

И баба, и дед,

Но не смогли     

Разбить на обед.

(«Молоточки»)

Мышка-норушка

Мимо бежала

(«Волны»)

Яичко смахнула,

Оно и упало.

(«Лучики»)

Плакали горько

 

Продолжение приложения 3

 

Баба и дед

(«Колечки»)

Яйцо ведь разбилось,

Пропал их обед.

(«Лучики»)

С тех пор уже Ряба

Бабе и деду        

(«Колечки»)

Несет лишь простые

Яйца к обеду.

 («Кулачки.)

Зимовье зверей

Звери однажды

Избу срубили

(«Молоточки»)

Печь в ней сложили

И счастливы были.

(«Здравствуй»)

Узнали про это

Голодные волки

(«Колечки»)

Им захотелось

Хозяев всех съесть. 

(«Кулачки»)

Тихонько к зимовью

Они подошли,

Дверь приоткрыли,

И в сени вошли...

(«Колечки»)

Голосом страшным

Заблеял баран

(«Лучики»)

Петух кукарекал

(«Клювики»)

Бык в бок забодал.

(«Коза»)

Кот с печки зафыркал

Продолжение приложения 3

 («Волны»)

Ну а свинья

Хрюкала с визгом:

- Здесь хата моя.

(«Лучики»)

Волки с перепугу

Выскочили прочь,

Остальные следом

Бежали они всю ночь.

(«Волны»)

С тех пор уж к зимовью

Они не ходили

(«Маятник»)

А звери в избушке

Счастливо жили.

(«Здравствуй»).

Дождь прошел

Дождь прошел и солнце светит,

Согревая все кругом,

(«Колечки»)

На полянку вышли звери,

Что сидели под грибом.

(«Лучики»)

Сушат крылья, сушат шерстку,

Сушат перья и носы...

(«Колечки»)

Рады все, что зайчик спасся

От прожорливой лисы.

(«Лучики»)

Солнце светит, солнце греет

(«Веер»)

Гриб стоит, как великан

(«Лучики»)

На поляне веселиться будут звери,

Трам-там-там...

(«Хлопки»)

А зеленые лягушки 

 

Продолжение приложения 3

Квакают громко 

(«Колечки») - Ква-ква-ква

(«Лучики»)        

Верные друзья, подружки

(«Колечки»)       

Выручат в беде всегда!

(«Лучики»)

Птичий двор

Цикл пальчиковых игр, которые позволяют не только закреплять знания детей о домашних птицах, но, кроме того, могут быть использованы в работе по автоматизации и дифференциации звуков.

Петушок

У цыпляток папа - важный петушок

(«Лучики»)

На головке у него

Красный-красный гребешок

(«Гребешок»)

Под головкою бородка,

Он трясет ей очень ловко

(«Бородка», шевелить

согнутыми пальцами).

Хвост красивый и большой,

Перья выгнулись дугой.

 («Колечки»)

- Ку-ка-ре-ку! - он кричит

(«Клювики»),

Просыпаться всем велит.

(«Лучики»).

Курица

Курица по саду ходит,

Целый день цыпляток водит –

(«Колечки»)

Учит зернышки клевать

(«Бутон», стучать соединенными

в «Бутон» пальцами о левую ладонь).

Червячков в земле искать.

(«Бутон», стучать соединенными

в «Бутон» пальцами о правую ладонь.)

Окончание  приложения 3

Гуси

Гусь с гусынею идут,

За собой гусят ведут.

(«Колечки»)

Все гогочут

-        Га-га-га,

Мы ходили на луга

(«Клювики»)

Там щипали все траву,

Потом плавали в пруду.

(«Лучики»)

Утки

Утки крякают:

-        Кря-кря!   

(«Клювики»)

У нас дружная семья.

(«Здравствуй») |

У утяток мама - утка,

Папа - селезень, друзья.

(«Колечки»).

Индюк

Индюк очень важный

(«Замок»),

Трясет бородой.

(«Бородка»)

Ведет индюшаток

С прогулки домой.

(«Колечки»)

А мама-индюшка

Стоит у ворот.

(«Замок»)

Она уж давно

(«Колечки»)

Индюшат своих ждет.

(«Лучики»).

 

Приложение 4

 

Документы для скачивания:

52198_proekt sr. gr V gostyah u skazki.docx
Формат: .docx

Оставить комментарий: