a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия "В гостях у кота Матроскина" (подг.гр.)

Автор: Охотникова Анастасия Михайловна Опубликовано: 2019-12-25 13:25:46

Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы.

Образовательная область: Познавательное развитие

Цель:  Закрепление и применение полученных представлений о счете до 10 и умению ориентироваться на листе бумаги; в форме дидактических упражнений.

Тема: «В гостях у кота Матроскина»

Задачи:

  1. Образовательные задачи: Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15. Совершенствовать умение строить сериационный ряд (от меньшего к большему) по весу предметов. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа, посередине. Закреплять умение считать в пределах 10, обозначать десяток цифрой. Формировать умение аргументировать свои высказывания.
  2. Развивающие задачи: Развивать произвольное внимание через умение ориентироваться на листе бумаги.
  3. Воспитывающие задачи: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Методы и приемы: сюрпризный момент, вопросы к детям, практический метод (выполнение практических действий), показ, инструкция для выполнения самостоятельных упражнений, контроль и оценка, упражнения, игровые упражнения, «взвешивание» предмета «на руке».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: полоска бумаги, 15 кругов, фланелеграф, магнитная доска, 10 счетных палочек в пучке, корзина, 10 морковок, 10 свекол, 5 разных по весу баночек, картинки с изображением овощей (свекла, морковь, капуста, картофель, лук), аудиозапись «Паровозик из Ромашково».

Раздаточный материал: счетные палочки (15 шт.), резинки, карточки с цифрами от 0 до 9, листы бумаги, наборы геометрических фигур (красный, желтый и зеленый круги, треугольник, квадрат).

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино».

Ход занятия:

1 часть. Воспитатель: Ребята, сегодня пришло письмо от  кота Матроскина, он просит приехать к нему в Простоквашино и помочь ему в хозяйстве. Поможем Матроскину? (Да) Тогда садимся в наш поезд и поехали. (Дети становятся друг за другом и едут под музыку в поезде) Ну вот мы приехали в Простоквашино, а вот и кот Матроскин. Здравствуй, Матроскин. (Матроскин приглашает детей сесть на стульчики за столы.) Ребята, у кота в холодильнике много баночек молока, но он не знает, как все пересчитать, нужно ему помочь и научить считать. Поможем, Матроскину? (Да)

(Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину сосчитать баночки с молоком») «Но что бы вы считали ловко, Матроскин предлагает игру. Давайте поиграем?» (Да)

Физминутка

Кошка  мышку  цап – поймала! (Одна рука захватывает другую.)

Подержала,  подержала, (Вращает ее.)

Отпустила,  побежала… (Отталкивает,  рука-мышка  отбегает  в  сторону.)

Хвостиком  помахала, (Двигает  мизинцем.)

До  свиданья  нам  сказала. (Прячется  за  спину.)

Шмыг!

2 часть.На фланелеграфе 10 кругов. Воспитатель: «Посмотрите вот  банки с молоком, которые приготовил Матроскин, нужно отсчитать столько же счетных палочек и пересчитать их.» ( Дети откладывают 10 палочек и пересчитывают их). Спрашива 2-3 ребенка: «Сколько палочек ты осчитал?» (Десять палочек.) «А теперь перевяжите палочки резинкой, и у вас получится пучок, из десяти палочек». (Дети перевязывают резинкой 10 палочек.)

Воспитатель: «Сколько пучков у вас получилось?» (Один пучок) « Сколько палочек в пучке?» (Десять палочек) «Один пучок называется десятком. Очень давно его называли дцать. Обозначьте один десяток цифрой и назовите число». (Дети выкладывают цифру 10 на столе.)

Отделяю 10 кругов вертикальной полоской и рядом кладу еще один круг. «Ребята, дальше Матроскин считать не умеет, давайте вместе с ним научимся считать дальше?»

 «Посмотрите, сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? (Дети кладут на пучок еще одну палочку.) Сколько у нас десятков? (Один десяток.) Сколько единиц над десятком?» (Одна единица.)

Называю новое число: «Один-на-дцать». Дети обозначают число с помощью цифр и уточняют, сколько в нем десятков и единиц. Вызванный ребенок выполняет задание на доске.

Выкладываю на фланелеграфе еще один круг. Дети добавляют еще одну палочку и отвечают на вопросы: «Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? (Одну баночку.) Сколько у нас десятков? (Один десяток.) Сколько единиц над десятком? (Две единицы.) Какое число у нас получилось? (Две-на-дцать.) Обозначьте его цифрами». (Дети выкладывают число 12.)

Выкладываю на фланелеграфе еще один круг. Дети добавляют еще одну палочку и отвечают на вопросы: «Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? (Одну баночку.) Сколько у нас десятков? (Один десяток.) Сколько единиц над десятком? (Три единицы.) Какое число у нас получилось? (Три-на-дцать.) Обозначьте его цифрами». (Дети выкладывают число 13.)

Выкладываю на фланелеграфе еще один круг. Дети добавляют еще одну палочку и отвечают на вопросы: «Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? (Одну баночку.) Сколько у нас десятков? (Один десяток.) Сколько единиц над десятком? (Четыре единицы.) Какое число у нас получилось? (Четыр-на-дцать.) Обозначьте его цифрами». (Дети выкладывают число 14.)

Выкладываю на фланелеграфе еще один круг. Дети добавляют еще одну палочку и отвечают на вопросы: «Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? (Одну баночку.) Сколько у нас десятков? (Один десяток.) Сколько единиц над десятком? (Пять единиц.) Какое число у нас получилось? (Пят-на-дцать.) Обозначьте его цифрами». (Дети выкладывают число 15.) «Ну, что ,Матроскин, теперь ты научился считать до 15?» (Да.)

 Физминутка для глаз

Мы играли, мы считали,

Наши глазки так устали.

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

(Игровое упражнение «Матроскин готовит салат».)

«Ребята Матроскин хочет приготовить для вас салат из 5 овощей». Выкладываю на магнитной доске 4 моркови и 1 свеклу и спрашиваю у детей: «Сколько всего овощей взял Матроскин? (5 овощей) Сколько каких овощей он взял? (4 моркови и 1 свеклу) Как вы составили число 5?» (взяли 4 и 1, получилось 5)

Затем выкладываю 10 морковок и 10 свекол и предлагаю детям по-другому составить число 5. Все варианты выкладываю на магнитной доске (4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4).

(Игровое упражнение «Поможем Матроскину записать рецепт салата».)

У детей наборы цифр. Предлагаю записать рецепт салата, используя для обозначения ингредиентов две цифры. Дети записывают рецепт двумя цифрами. Обсуждаем возможные варианты записи рецепта салата.

Физминутка «Кошка» (действия по тексту)

Кошка встала, потянулась,

Лапки вытянула вверх и прогнулась, разогнулась!

Коготками интенсивно шевелит,

Ничего у киски не болит!

Ножки от сидения у норки затекли,

Ты подвигай ими, разомни!

Ножку- влево, ножку- вправо,

А теперь - вперед, назад-

На охоте будешь в форме

И добыче всегда рад!

(Игровое упражнение «Матроскин раскладывает баночки с медом по весу».)

На столе 5 баночек с «медом». Обращаю внимание детей на то, что все они разные по весу, и прошу помочь Матроскину расставить баночки с медом для Дяди Федора, начиная с самой легкой и заканчивая самой тяжелой.

Матроскин показывает самую легкую баночку, обозначенную цифрой 1. Вызванные дети сравнивают ее с остальными, взвешивая на руках, и убеждаются, что она самая легкая. Затем двое детей берут по две баночки и выбирают из них самые легкие. Третий ребенок сравнивает выбранные баночки, определяет самую легкую и ставит рядом с первой. Таким же образом из оставшихся банок дети выбирают самые легкие и расставляют их в ряд. Вместе с Матроскиным дети называют вес каждой баночки: «Легкая, тяжелее, еще тяжелее, еще тяжелее, самая тяжелая».

(Игровое упражнение «Раскладываем продукты в погребе».)

«А теперь Матроскин просит вас помочь разложить продукты в погребе. У вас лежат альбомные листы – это погреб, капуста будет обозначаться зеленым кругом, морковь – треугольником, свекла – красным кругом, лук – желтым кругом, картофель – квадратом.» Матроскин рассказывает, где какие овощи будут лежать в погребе, и располагает их на магнитной доске: «Капуста посередине (дети кладут на листы бумаги зеленые круги), слева от капусты – морковь (дети выкладывают треугольники), справа от капусты – свекла (выкладывают красные круги), над капустой лук (желтые круги), под капустой – картофель (квадраты)».

Затем дети рассказывают, как разложены овощи. Спрашиваю 2-3 детей о том, как они разложили овощи. (Капуста посередине, слева от капусты – морковь, справа от капусты – свекла, над капустой лук, под капустой – картофель.)

3 часть. «Ну, вот ребята, мы помогли Матроскину, а теперь нам пора возвращаться домой. До свидания, Матроскин!» « Ребята, скорее садитесь в поезд и поехали домой в детский сад». Все садятся на поезд (стоя друг за другом) и под музыку отправляются назад в детский сад. «Все мы приехали с вами домой, выходим с поезда».

«Скажите, ребята, куда мы с вами ездили?» (К Матроскину в Простоквашино) «Что мы научились делать вместе с Матроскиным?» (Научились считать до 15, составляли рецепт салата из 5 овощей) «А что еще мы помогли сделать коту?» (определяли баночки по весу, разложили продукты в погребе.) Молодцы вы сегодня хорошо справились, научились считать, составлять число 5 из двух меньших чисел и помогли Матроскину по хозяйству. Следующий раз мы научим считать его дальше.

Оставить комментарий: