a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Выступление из опыта работы на тему: «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством занятий по формированию элементарных экономических представлений» Подготовила: Григорьева Л.М.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2019-12-30 23:57:35

         Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети разные и часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальности. Очевидно, что жедневно ребёнок поневоле встречается в реальной жизни с экономикой и экономическими понятиями, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «цена», «деньги», «номинал», «купюры», «рубли», «монеты», «финансы» и т.д. Дети быстро впитывают атмосферу новой реальности и адаптируются к ней. Поэтому, в изменяющихся условиях современной общественной жизни, непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями,  путешествуя по этому новому, удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней. Ведь  экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом, школой и дальнейшей взрослой жизнью.                   Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на понятном ему языке. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами работы, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного роста и  развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «я», а именно: играм, занятиям, носящим интегрированный характер, позволяющим знакомить детей с основами экономики в тесной связи с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и особенно с занятиями по формированию элементарных математических представлений, так как экономика тесно связана с миром цыфр,  математических действий и терминов. Использование разнообразных форм работы по экономическому развитию дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и сделать процесс познания экономики интересным и доступным.

Основная форма такого обучения экономике – игра. Сделать экономику понятной на занятиях по формированию элементарных математических понятий помогут такие формы работы, как - квесты, игры-путешествия, викторины, КВНы где моделируются реальные жизненные экономические ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции, обмена денег и т.д. На таких занятиях уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения, навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях с разными объектами, что повышает  прочность и осознанность усвоения знаний. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые, необычные и в тоже время содержательные задания: отгадывание математических кроссвордов и ребусов, разыгрывание экономических ситуаций из сказок, которые позволяют по новому взглянуть на известные сюжеты. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе таких занятий, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает способности. Дети решают познавательные, практические, игровые задачи, используя разнообразные способы и средства.

         Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей остановки, среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание дошкольным образовательным учреждением предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения. Благоприятная, развивающая среда стимулирует развитие ребенка, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного созидателя. Под обогащенной развивающей средой понимаются естественная, комфортабельная, уютная, рационально организованная обстановка, насыщенная разнообразными дидактическими игровыми материалами, в том числе и по экономическому развитию. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Документы для скачивания