Программа занятий для родителей, направленная на развитие и закрепление у незрячих детей навыков ориентирования и мобильности "Вместе смотрим шире"
Оглавление:
- Пояснительная записка - 2
- Цель программы - 3
- Задачи программы - 3
- Ожидаемые результаты реализации программы - 4
- Сведения о практической реализации программы в образовательной организации - 5
- Тематический план занятий клуба - 7
- Учебная программа - 10
- Приложение 1 - 21
- Приложение 2 - 26
- Список источников - 30
Пояснительная записка
Если вы хотите вырастить хороших детей,
тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.
Эстер Селсдон
Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постигает сам.
Л.С. Выготский
Вся работа по обучению и воспитанию незрячих детей в школе имеет смысл в том случае, если ребёнок освоит главное умение - умение быть мобильным и ориентироваться в пространстве.
Это умение является залогом преодоления изолированности в обществе, необходимым условием реализации возможностей человека, его успешной социальной адаптации и социализации.
Любой ребёнок рождается с поисково - ориентировочным рефлексом, превратится ли он в поисково - ориентировочную деятельность у незрячего ребёнка, зависит от условий, в которых он будет развиваться. Коррекция и компенсация недостатков в развитии пространственной ориентировки у таких детей не происходит спонтанно, а требует целенаправленной работы.
С момента рождения такого ребенка в семье появляются проблемы, связанные с его социальной интеграцией (Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, Р. Фридман и др). Самостоятельно родителям сложно найти верные способы рационального развития и воспитания незрячего ребёнка, обучения его навыкам самообслуживания и гигиены, ориентирования и мобильности. Часто все свои усилия они сводят к поиску решения проблем зрения медицинскими способами, абсолютно не веря в коррекцию и компенсацию зрительного дефекта способами педагогическими. Зачастую, даже приведя незрячего ребёнка в первый класс, родители не видят перспектив его развития. Беседы педагогов с такими родителями часто не имеют положительных результатов.
Семье, где воспитывается такой ребенок, требуется помощь специалистов.
Очевидно, что деятельность школы, где обучаются и воспитываются дети с нарушениями зрения, предполагает ее направленность и на воспитание и обучение родителей. Безусловно соглашаясь с современными тифлопедагогами, исходя из собственного опыта преподавания незрячим ученикам коррекционного предмета «Ориентировка в пространстве» могу утверждать, что эффективность овладения учеником навыками ориентирования и мобильности повышается в разы, если семья прислушивается к рекомендациям тифлопедагога. Ребёнок намного быстрее и успешнее овладевает предметом, если педагог и родители действуют как единомышленники, а знания и умения, полученные ребёнком на занятиях, естественным образом закрепляются в повседневной жизни в кругу семьи.
Назрела объективная необходимость систематизировать и объединить многочисленные индивидуальные консультации, практикумы, собеседования и советы для родителей в единую программу обучения родителей, воспитывающих незрячих детей и детей с остаточным зрением.
Цель программы: Обучение родителей дефектологической грамотности, способам и приёмам рационального развития и воспитания ребёнка со зрительной патологией для оказания ими грамотной помощи ребёнку в освоении окружающего мира, закреплении социально значимых навыков, навыков ориентирования и мобильности, как следствие – наиболее успешной социализации ребёнка.
Задачи программы:
- наладить систематическую грамотную деятельность родителей по разностороннему развитию ребёнка с учётом его зрительного дефекта и зрительной депривации;
- помочь родителям понять и увидеть в комплексе, как они, сотрудничая с тифлопедагогом, сами могут выстроить работу с ребёнком по конкретным направлениям:
- развивать у него все сохранные анализаторы, в том числе остаточное зрение;
- формировать пространственные представления;
- отрабатывать навыки использования «белой» трости;
- развивать коммуникативные способности ребёнка;
- осуществлять эмоциональную поддержку родителей, снижать у них чувство безысходности и тревоги за будущее ребёнка;
- укреплять веру родителей в силы, возможности и способности своих детей;
- создавать общий положительный настрой и работать на ещё большее сплочение школьного сообщества (педагогов, родителей, детей);
- предоставить возможность ребёнку повысить свою самооценку, демонстрируя родителям то, чему он уже научился.
- повысить эффективность освоения учениками коррекционного предмета «Ориентировка в пространстве».
Ожидаемые результаты реализации программы:
- повышение эффективности освоения учениками коррекционного предмета «Ориентировка в пространстве»;
- снижение у родителей чувства безысходности и тревоги за будущее ребёнка;
- гармонизация детско – родительских отношений;
- общий положительный настрой и сплочение школьного сообщества (педагогов, родителей, детей);
- успешная социализация и интеграция незрячего ребёнка и ребёнка с остаточным зрением в общество.
Опираясь на опыт работы, могу утверждать, что зачастую после подобных занятий родители дают больший простор для самостоятельности своим детям. Это не маловажно ещё и потому, что именно с родителями ребёнок чаще бывает в незнакомых ему ранее местах (помещениях, на улицах города, в парках и на природе). Именно с родителями есть возможность осваивать открытое пространство возле места проживания (детские площадки, маршруты от дома до магазина, поликлиники и т.п.). Обогащение ребёнка опытом ориентирования в незнакомых пространствах даёт ему возможность достичь больших успехов в овладении ориентированием и мобильностью в целом, увереннее чувствовать себя среди незнакомых людей, легче социализироваться в обществе.
Тифлопедагог + тифломама + тифлопапа + тифлобабушки и тифлодедушки = максимально самостоятельный ребёнок!
Сведения о практической реализации программы в образовательной организации:
Программа реализуется в форме обучающего клуба «Вместе смотрим шире». Ведь клуб – это место обмена опытом - не только педагог может научить родителей многому, но и родители делятся своим опыт воспитания незрячего ребёнка. Их рассказы об успешном опыте отработки конкретных умений и навыков у ребёнка действуют на молодых родителей, зачастую сильнее, чем доводы педагога.
16 октября 2018 года клуб начал свою работу. Занятия с родителями проходят 2 раза в месяц – (октябрь – март),10 очных занятий по 2 академических часа каждое.
Занятия проводятся в помещениях школы – интерната - актовый зал, кабинет тифлопедагога, кабинет ЛФК. При прохождении тем: «Восприятие окружающего мира при помощи сохранных анализаторов и остаточного зрения», «Правила сопровождения», «Белая трость – постоянный спутник и помощник» занятия частично проходят в коридорах, на лестничных пролётах, на пришкольной территории.
На занятиях теоретическая часть обязательно подкрепляется разнообразной практической деятельностью. Это помогает родителям глубже вникнуть в проблему слепоты и слабовидения, пропустить её через себя, поверить в потенциальные возможности незрячих людей и понять, что специальная коррекционная подготовка детей, как в школе, так и в домашних условиях, объективно необходима для их индивидуально максимально – возможной самостоятельной жизни.
Тематический план занятий клуба
Этап обучения |
Тема занятия |
Некоторые рекомендуемые формы и методы проведения занятия |
Педагоги, вовлеченные в реализацию занятий |
Кол-во часов |
I. «Поверь в меня, признай меня таким, каков я есть». |
1. Особенности зрительного восприятия при серьёзных патологиях зрения. |
Лекторий, ролевая познавательная игра, тренинг, дискуссия. |
Тифлопедагог, офтальмолог. |
2 |
2. Посмотри – каков мой мир. (Восприятие окружающего мира при помощи сохранных анализаторов и остаточного зрения). |
Тренинг, инструктаж, диспут. |
Тифлопедагог. |
2 |
|
3. Психологические особенности незрячих и слабовидящих детей. Литература в помощь родителям. |
Лекторий, ролевая игра, метод создания воспитывающих ситуаций, работа с книгой, «круглый стол» дебаты. |
Тифлопедагог, психолог, библиотекарь. |
2 |
|
II. «Общаемся с удовольствием» |
4. Особенности взаимно комфортного общения с незрячими и слабовидящими людьми. |
Ролевая познавательная игра, проблемно-поисковый метод. |
Тифлопедагог, психолог. |
2 |
5. Пять способов мобильности незрячих и слабовидящих. Правила сопровождения. |
Семинар-практикум, проблемно-поисковые методы, упражнения. |
Тифлопедагог. |
2 |
|
6. Речь и коммуникативные навыки как основные средства компенсации зрительного дефекта. |
Обучающий практикум, ролевая познавательная игра.
|
Тифлопедагог, психолог. |
2
|
|
III. «Мы можем это сделать вместе, ты можешь это сделать сам!» |
7. Развитие сохранных анализаторов. Специфика обучения незрячих детей. |
Семинар-практикум, инструктаж, упражнения, методы самоконтроля и взаимоконтроля.
|
Тифлопедагог. |
2 |
8. Развитие пространственных представлений. Формирование образа окружающего пространства. |
Обучающий практикум, упражнения, реклама. |
Тифлопедагог. |
2 |
|
9. Белая трость – постоянный спутник и помощник. |
Мастер – класс, упражнения. |
Тифлопедагог. |
2 |
|
10. Развитие вестибулярного аппарата. |
Тренинг, упражнения. «Круглый стол». |
Тифлопедагог, учитель ЛФК. |
2 |
|
Всего: |
20 |
Параллельно с реализацией программы и на протяжении всего времени обучения ребёнка в школе, так же предполагается индивидуальное консультирование родителей по проблемам семьи и ребёнка, знакомство родителей с результатами диагностик их детей, рекомендации по результатам диагностик.
С первого занятия родители совместно с детьми начинают вести «Дневник самостоятельности». Приложение 1
Учебная программа
Занятие № 1
Особенности зрительного восприятия
при серьёзных патологиях зрения.
Содержание занятия |
Выводы, примечания |
|
теория |
практика |
|
Презентация «Особенности зрительного восприятия при серьёзных патологиях зрения». Коллективное решение вопроса, что эффективнее для полноценного развития и становления незрячего ребёнка: инклюзивное обучение или обучение в специализированной школе. |
Коллективная и индивидуальная работа родителей в очках, имитирующих различные патологии зрения (тотальная слепота, свето-ощущение, множественные скотомы, сужение поля зрения до трубчатого, «сужение поля зрения до «подглядки» сверху, сбоку, общее снижение остроты зрения). Выполнение в очках различных заданий, направленных на восприятие пространства, предметов, плоскопечатного текста, передвижение в пространстве, и т.п. |
- Особенности восприятия при патологиях зрения влияют на внешний вид, скорость, точность, координацию движения, восприятие мира в целом. - При взаимодействии с незрячим и слабовидящим ребёнком необходимо быть терпеливыми, для выполнения любого дела давать ему столько времени, сколько ему необходимо. - Перенагрузка остаточного зрения ведёт к его ухудшению, даже остаточное зрение имеет большое значение при ориентировании и его необходимо беречь. - Обучение письму и чтению по системе Брайля, это объективная необходимость для детей с серьезными патологиями зрения. - «Белая» трость необходима для самостоятельного, безопасного, уверенного, эффективного передвижения не только тотально слепым людям, но и людям с остаточным зрением. - Полноценная жизнь в условиях отсутствия зрения возможна, но эта не простая задача, и то, насколько успешно ее решит незрячий ребенок, во многом зависит от слаженной работы родителей и педагогов. - Коррекционные занятия необходимы для полноценного развития ребёнка с серьёзной патологией зрения. |
Занятие № 2
Посмотри – каков мой мир.
(Восприятие окружающего мира
при помощи сохранных анализаторов и остаточного зрения).
Содержание занятия |
Выводы, примечания |
|
теория |
практика |
|
Роль активного использования незрячим и слабовидящим ребёнком всех сохранных анализаторов в воссоздании целостной картины мира и отдельных его объектов. Необходимость развития сохранных анализаторов, в том числе остаточного зрения. Компенсаторные механизмы, способствующие осуществлению различных видов деятельности у незрячих и слабовидящих людей. Семь параметров, характеризующих предмет: размер, форма, температура, фактура, упругость, вес, цвет. (Только цвет не можем определить без опоры на зрение). Порядок и планомерность знакомства с новым предметом или объектом. |
- Упражнения, направленные на развитие обоняния, вкусовых ощущений, осязания, развития чувства преграды. - Упражнения, направленные на сохранение и укрепление остаточного зрения. - Упражнения, направленные на комплексное обследование предметов и объектов. - Упражнения, направленные на развитие слуха, локализацию звуков в пространстве и отслеживание их перемещения (работа на улицах, прилегающих к школе). |
- Любая деятельность детей с нарушениями зрения основывается на взаимодействии сохранных анализаторов и включении компенсаторных механизмов. - Для успешного развития ребёнка необходимо развивать все сохранные анализаторы, в том числе остаточное зрение. - Всё, что ребёнок обследовал руками, он видел и знает. - При целенаправленной грамотной деятельности реально сформировать у незрячего ребёнка адекватную картину мира. - Тяжелые нарушения или несформированность пространственных представлений делают невозможным самостоятельное ориентирование и передвижение в пространстве незрячего человека. – Необходимо научиться организовывать целенаправленную практическую деятельность незрячего ребёнка, не применяя визуальной демонстрации, научиться грамотно инструктировать незрячего. - Необходимо постоянно помогать ребёнку осваивать новые умения, в том числе в процессе самообслуживания, активно использовать приёмы показа, доступные для восприятия незрячим и слабовидящим детям (доступный словесный инструктаж, приём «рука в руке» и пр.). |
Занятие № 3
Психологические особенности незрячих и слабовидящих детей. Литература в помощь родителям.
Содержание занятия |
Выводы, примечания |
|
теория |
практика |
|
Индивидуально – типологические особенности незрячих. Влияние слепоты на психическое развитие личности. Факторы и причины, влияющие на становление различных свойств личности ребёнка с ОВЗ (медицинские, педагогические, социальные, социально – бытовые, психофизиологические, психологические). Формирование у ребёнка адекватной самооценки. Основные направления и способы позитивного сотрудничества и общения с детьми с ОВЗ. Пути гармонизации отношений между детьми и родителями. Обзор литературы для родителей. |
- Прохождение тестов (анонимное) на самопознание себя - как родителя. - Обсуждение плюсов и минусов стилей воспитания. - Диспут.
- Чаепитие за «круглым столом». Обмен опытом воспитания детей со зрительной депривацией.
|
- Необходимо верить в своего ребёнка, систематически готовить его к максимально самостоятельной жизни, учить преодолевать трудности так, чтобы они не превратились в драму, заслоняющую саму жизнь. - Необходимо поддерживать позитивный настрой в семье. |
Занятие № 4
Особенности взаимно комфортного общения с незрячими и слабовидящими людьми.
Содержание занятия |
Выводы, примечания |
|
теория |
практика |
|
Понятие этики. Правила общения с незрячими людьми. |
Проигрывание конкретных ситуаций общения, в ходе которых родители рассматривают привычные житейские случаи, выявляют причины, требующие соблюдения особых правил при общении с незрячими и слабовидящими людьми, на основе этого сами формулируют основные правила общения с незрячими и слабовидящими. Намечают пути привития детям с ОВЗ навыков этичного и взаимно комфортного взаимодействия с окружающими. |
- Использование в повседневной жизни общих норм и правил общения с незрячими и слабовидящими людьми делает общение взаимно комфортным, помогает избегать неловких моментов и недоразумений. - Гиперопека и ложная деликатность по отношению к детям с ОВЗ вредна и недопустима. - Необходимо развивать у ребёнка коммуникативные навыки, расширять круг его общения, развивать в ребёнке умение быть ведущим в разговоре со «зрячими» людьми, ранее не имеющими опыта общения с незрячими людьми и людьми с остаточным зрением. |
Занятие № 5
Пять способов мобильности незрячих и слабовидящих. Правила сопровождения.
Содержание занятия |
Выводы, примечания |
|
теория |
практика |
|
Пять способов мобильности незрячих и слабовидящих. Правила и способы сопровождения незрячих людей в помещении, на улицах города, при передвижении на транспорте. Главные принципы сопровождения незрячих и слабовидящих.
|
Коллективная работа по поиску и отработке основных приёмов сопровождения незрячих и слабовидящих людей в помещении, на улицах города, при передвижении на транспорте. |
- Применять сопровождение незрячих детей нужно исключительно в случаях объективной необходимости. - Необходимо приучать ребёнка к активному взаимодействию с сопровождающим. - Грамотное сопровождение незрячих людей должно быть безопасным, эффективным, взаимокомфортным и эстетичным. |
Занятие № 6
Речь и коммуникативные навыки
как основные средства компенсации зрительного дефекта.
Содержание занятия |
Выводы, примечания |
|
теория |
практика |
|
Понятие о коммуникативных навыках в целом. Актуальность и особенности формирования коммуникативных навыков у незрячих и слабовидящих детей. Психологическая подготовка к общению с незнакомыми людьми в процессе самостоятельного ориентирования в пространстве. Последовательность и методика отработки с ребёнком конкретных диалогов при ориентировании в незнакомых помещениях, на улицах города (вопросно – ответная форма + мимика, пантомимика). |
Коллективная работа и работа в парах. Составление и отработка конкретных диалогов при ориентировании на улицах города (вопросно – ответная форма + мимика, пантомимика). |
- Необходимо научить ребёнка грамотно общаться с продавцом, кассиром, работником почты, библиотеки. - Необходимо научить ребёнка делать покупки, при необходимости обращаться за помощью к незнакомому человеку, принимать предложенную помощь от окружающих людей. |
Занятие № 7
Специфика обучения незрячих детей.
Содержание занятия |
Выводы, примечания |
|
теория |
практика |
|
Специфика обучения незрячих детей. Тифлоприборы, специальная наглядность и книги для незрячих людей и людей с остаточным зрением. Шрифт системы Луи Брайля. Правила чтения и письма по системе Брайля, рассматривания картинок для незрячих. Шрифт системы Гебальда. |
Практическая работа с тифлоприборами. Написание в тетради своего имени и фамилии выпуклым шрифтом системы Брайль. Самопроверка и взаимопроверка с опорой на таблицу букв. Письмо по системе Гебальда. |
- Родитель должен уметь всё, что умеет ребёнок. |
Занятие № 8
Развитие пространственных представлений. Формирование образа окружающего пространства.
Содержание занятия |
Выводы, примечания |
|
теория |
практика |
|
Условия мобильности незрячего человека на улицах города. Пути формирования у незрячего ребёнка целостных, достоверных и чётких представлений об окружающем пространстве: о пространстве и объектах улицы. Макеты зданий и территорий. Магнитный конструктор «Ориентир». Перенос сформированных топографических представлений на план. Перенос имеющихся навыков ориентировки в незнакомое пространство. |
Работа с макетами школьного здания и микрорайона школы. Индивидуальная работа и работа подгруппами - составление схем школьных помещений, схем изученного пространства и маршрутов после их обследования и на основе получения словесной информации Использование в практической работе плоскопечатных схем территорий (карт), прилегающих к дому каждого ребёнка. |
- Грамотное сочетание непосредственного обследования самих помещений и улиц города с последовательным использованием разнообразной наглядности поможет сформировать у ребёнка целостные, достоверные и чёткие представления об окружающем пространстве, тем самым снимет страх открытого пространства, поможет планомерно подготовить ребёнка к самостоятельному ориентированию на улицах города. |
Занятие № 9
Белая трость – постоянный спутник и помощник.
Содержание занятия |
Выводы, примечания |
|
теория |
практика |
|
«Белая» трость объективно необходима, незаменима для самостоятельного передвижения незрячих и слабовидящих людей. Функции трости. Правила подбора трости. Основные приёмы работы тростью. Технические средства реабилитации – помощники незрячего и слабовидящего человека при самостоятельном передвижении с «белой» тростью. |
Индивидуальный подбор трости. Отработка основных приёмов работы тростью. Ориентирование с тростью на пришкольном участке. |
- Без «белой» трости самостоятельное передвижение незрячих людей и людей с остаточным зрением невозможно. - Необходимо брать «белую» трость при каждом выходе из дома с максимально раннего возраста ребёнка. |
Занятие № 10
Развитие вестибулярного аппарата.
Результат можно отследить по динамике развития у ребёнка вестибулярного аппарата. Приложение 3. Диагностические материалы. №3. Диагностическая карта по проверке вестибулярного аппарата.
Содержание занятия |
Выводы, примечания |
|
теория |
практика |
|
Вестибулярный аппарат. Объективная необходимость высокоразвитого вестибулярного аппарата для незрячих людей и людей с остаточным зрением.
|
Упражнения по развитию вестибулярного аппарата. Прямолинейное движение и повороты без опоры на зрение. Упражнения на мышечное расслабление. Чаепитие за «круглым столом». Подведение итогов занятий по программе «Вместе смотрим шире». Планирование дальнейшего сотрудничества между родителями и тифло педагогом для успешного и гармоничного развития наших детей. |
- Необходимо упражнения по развитию вестибулярного аппарата сделать естественной составляющей режима дня семьи, вводить элементы таких упражнений в игровую и досуговую деятельность ребёнка.
- Так же, как родители интересуются отметками своих детей по основным предметам, они могут и должны интересоваться успехами своего ребёнка в овладении коррекционными предметами, знакомиться с результатами диагностик ребёнка, на основе их планировать деятельность по коррекции «слабых мест» в развитии ребёнка, в том числе развитии вестибулярного аппарата. |
Образовательные результаты программы возможно оценить и отследить по результатам диагностических материалов детей. Приложение 2
Приложение 1
Дневник самостоятельности.
«Дневник самостоятельности» помогает родителям систематизировать совместные занятия с ребёнком по отработке разнообразных навыков, в том числе навыков самообслуживания, навыков по изучению и закреплению маршрутов и т.п. Педагог оговаривает с родителем и ребёнком то, что они каждый раз будут заносить в дневник данные об отработке разнообразных новых умений и навыков, о своих «путешествиях», когда ребёнок с тростью впервые изучает, либо закрепляет, или просто проходил уже знакомый маршрут, а так – же посещает любые общественные места.
Индивидуально можно оговаривать минимальное количество записей в неделю, при этом учитывая общую учебную нагрузку ребёнка, его состояние здоровья и другие факторы. Педагогу необходимо один раз в неделю проверять и анализировать содержание дневника, поощрять за проделанную работу ребёнка и родителей.
Роль дневника выполняет тетрадь для письма по системе Брайля. Обложка подписана как плоскопечатным шрифтом, так и шрифтом по системе Брайля. На внутренней части обложки вклеена инструкция для родителя, набранная плоскопечатным шрифтом, на первой странице такая – же инструкция написана шрифтом Брайля для ученика.
Каждый педагог может подойти к созданию «дневника самостоятельности» творчески, может создать форму дневника в коллективной творческой работе с родителями. Я предлагаю опробовать такой вариант:
Раздел дневника «Я сам!»:
Таблица с примерами заполнения:
Действие |
Начали учиться |
Выполняет с минимальной помощью взрослого |
Справляется самостоятельно |
Делает это самостоятельно в системе |
Чистит зубы |
Примерно в 2013 году |
|
|
С 2015 года |
Снимает наволочку с подушки |
10.10.2018 |
24.10.2018 |
11.11.2018 |
25.11.2018 |
|
|
|
|
|
Совместно с родителями можно заранее частично заполнить первый столбик таблицы, дополняя его позднее по необходимости.
Отработанный навык, указанный в последней строке, рекомендуется выписывать на отдельный листок, находящийся на обозрении всех домочадцев и гостей дома, и никто не имеет права выполнять за ребёнка то, что он умеет и делает сам в системе! В этом случае ребёнок будет расти самостоятельным и уверенным в своих силах. Он – полноценный член семьи, имеющий свои обязанности по дому.
Раздел дневника «Путешествия»:
Инструкция:
В дневнике родитель, а как только научится писать – сам ученик указывает:
- Число.
- А). Маршрут, пройденный самостоятельно с тростью
(например: «Школа – Дом», «Дом – Магазин № 43»).
Б). Любое общественное место, которое посетил (почта, магазин, аптека, банк, поликлиника, вокзал и т.п.).
- При желании можете описать свои впечатления от маршрута, либо от посещения, указать трудности, с которыми встретились, новый приобретённый опыт и т.п.
Родитель подтверждает запись ребёнка своей росписью, при необходимости комментариями (трудности на маршруте, возникшие вопросы и т.п.).
Приложение 2
Диагностические материалы.
1. Диагностическая программа для оценки уровня ориентировки в пространстве В.З. Денискиной (зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», кандидата педагогических наук).
Ф.И. ученика _____________________________ Программа обучения___
Год обучения, класс Первый уровень месяц |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Знает приёмы владения тростью |
|
|
|
|
|
|
Пользуется приёмами владения тростью |
|
|
|
|
|
|
Знает приёмы обследования предметов и помещений |
|
|
|
|
|
|
Владеет приёмами защиты тела при передвижении |
|
|
|
|
|
|
Владеет приёмами защиты тела при поиске упавшего предмета |
|
|
|
|
|
|
Выделяет основные элементы улицы |
|
|
|
|
|
|
Владеет правилами поведения в городе |
|
|
|
|
|
|
Владеет правилами поведения в общественных местах |
|
|
|
|
|
|
Выделяет основную и второстепенную улицы |
|
|
|
|
|
|
Владеет навыками нахождения подъездных дорог |
|
|
|
|
|
|
Самостоятельно ориентируется на парте |
|
|
|
|
|
|
Самостоятельно ориентируется в помещениях школы - интерната |
|
|
|
|
|
|
Самостоятельно ориентируется на территории, прилегающей к школе |
|
|
|
|
|
|
Умеет ходить по нескольким маршрутам в пределах микрорайона школы |
|
|
|
|
|
|
Овладение первым уровнем:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Год обучения, класс Второй уровень месяц |
ооооооооо |
оооооооооо |
||||
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельно ориентируется в открытом пространстве |
|
|
|
|
|
|
Самостоятельно ориентируется на маршрутах повседневной необходимости |
|
|
|
|
|
|
Находит на маршруте наиболее удобные и доступные ориентиры |
|
|
|
|
|
|
Ориентируется по типу «карта – путь» |
|
|
|
|
|
|
Ориентируется в незнакомых помещениях |
|
|
|
|
|
|
Умеет эффективно привлекать помощь случайных прохожих |
|
|
|
|
|
|
Владеет приёмами обследования улиц, дворов, домов, незнакомого пространства разной конфигурации |
|
|
|
|
|
|
Умеет сохранять пространственный образ |
|
|
|
|
|
|
Умеет выстраивать незнакомые пространственные структуры (маршруты, взаимосвязь улиц, площадей) |
|
|
|
|
|
|
Умеет пользоваться сохранными анализаторами в комплексе |
|
|
|
|
|
|
Умеет описывать словами особенности изученных маршрутов, опираясь при этом на имеющиеся осязательные, обонятельные, слуховые, зрительные (по возможности) и другие представления |
|
|
|
|
|
|
Овладение вторым уровнем:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Год обучения, класс Третий уровень месяц |
оооооооооо |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Свободная ориентация на любом маршруте самостоятельно или с минимальной помощью |
|
|
|
|
|
|
Свободная ориентация на транспорте самостоятельно или с минимальной помощью |
|
|
|
|
|
|
Свободная ориентация в естественной среде самостоятельно или с минимальной помощью |
|
|
|
|
|
|
Умение свободно передвигаться со случайным сопровождающим |
|
|
|
|
|
|
Умение совершать поездки в незнакомые места города |
|
|
|
|
|
|
Умение совершать поездки в незнакомые города |
|
|
|
|
|
|
Умение ориентироваться в различной обстановке |
|
|
|
|
|
|
Самостоятельно обследовать и изучать пешеходные и комбинированные маршруты различной сложности |
|
|
|
|
|
|
Уметь запоминать маршруты, опираясь при этом на осязательное, обонятельное, слуховое, зрительное (по возможности) восприятие и логическое мышление |
|
|
|
|
|
|
Свободно пользоваться топографическими представлениями типа «карта – путь» и «карта – обозрение» |
|
|
|
|
|
|
Уметь адекватно использовать жесты во время общения с людьми при передвижении по маршруту |
|
|
|
|
|
|
Овладение третьим уровнем:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пяти - бальная система отметок.
Уровни: Низкий – 1 – 2,5; Ниже среднего – 2,6 – 2,9; Средний – 3 – 3,5; Выше среднего – 3,6 – 4,4; Высокий – 4,5 – 5.
- Методика исследования ориентировки в пространстве при ходьбе.
Данная тестовая методика составлена на основе исследований и разработок тифлопедагов В.А. Кручинина (Горьковский педагогический институт им. М. Горького) и Л.А. Семёнова (Свердловская тифлотехническая лаборатория). Методика даёт возможность оценивать способности незрячих по успешности выполнения специальных ориентировочно – двигательных заданий, моделирующих отдельные компоненты ориентировки, изучить уровень развития пространственной ориентировки при ходьбе у детей с глубоким нарушением зрения. Методика состоит из пространственно – ориентировочных тестов – заданий.
С их помощью можно получить характеристики важных компонентов ориентировки в пространстве, таких, как:
- прямохождение;
- воспроизведение заданного расстояния и направления;
- чувство расстояния;
- вестибулярную функцию;
- проприорецепцию с включением памяти.
Задание № 1. Ходьба по прямому маршруту
Оценивается ходьба по прямому маршруту на расстояние до 30 метров (ориентирование на основе вестибулярной функции и на основе проприорецепции с включением памяти). Контрольным является отрезок 10 или 15 метров.
С 5 попыток самостоятельно пройти 15 м. по прямой. После каждого прохождения при помощи экспериментатора ребёнок возвращается на исходную позицию. О степени отклонения от прямой при очередной попытке ему не сообщается. Отклонения от прямой в каждой попытке фиксируются, замеряются с точностью до одного сантиметра, подсчитывается средняя ошибка всех попыток.
|
№ попытки |
средняя ошибка |
уровень развития ориентировочного навыка, примечания |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
отклонение влево (см) |
|
|
|
|
|
|
|
отклонение вправо (см) |
|
|
|
|
|
|
Критерием оценки служит величина отклонения в конце маршрута, которая фиксируется в прямоугольной системе координат: отклонения от маршрута по направлению (влево, вправо) согласно оси абцисс, по дальности – согласно оси ординат.
Оценка результатов развития ориентировочного навыка прямохождения и оценки фиксированного расстояния:
Высокий уровень: остановка в поле внутри прямоугольника (x- 0 - 31 см.; у – 0 - 62 см.);
Средний уровень: остановка в поле (x- 32 - 101 см.; у –63 - 166 см.);
Ниже среднего: остановка в поле (x- 102 - 136 см.; у – 167 – 218 см.);
Низкий уровень: остановка в поле (x- 137 - 171 см.; у – 219 – 270 см.).
Анализ результатов Заданий № 2 (Ходьба по маршруту с поворотом) и № 3 (Движение по замкнутому маршруту) так – же поможет педагогу составить представление об уровне развития у ребёнка навыков прямолинейного передвижения и выполнения им чётких поворотов в пространстве.
Диагностическая карта.
Исследование ориентировки в пространстве при ходьбе.
Учени__ ____________________ класса ______ « » 201_ г.
Задание № 1. Ходьба по прямому маршруту
С 5 попыток самостоятельно пройти 15 м. по прямой. После каждого прохождения при помощи экспериментатора ребёнок возвращается на исходную позицию. О степени отклонения от прямой при очередной попытке ему не сообщается. Отклонения от прямой в каждой попытке фиксируются, замеряются с точностью до одного сантиметра, подсчитывается средняя ошибка всех попыток.
|
№ попытки |
средняя ошибка |
уровень развития ориентировочного навыка, примечания |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
отклонение влево (см)
|
|
|
|
|
|
|
___________уровень навыка прямохождения. ___________уровень навыка оценки фиксированного расстояния. Средняя длина шага – __см. ________шагов в 10 м. Постановка стоп ________ Рекомендации: _________ |
отклонение вправо (см) |
|
|
|
|
|
|
Критерием оценки служит величина отклонения в конце маршрута 10 м., которая фиксируется в прямоугольной системе координат: отклонения от маршрута по направлению (влево, вправо) согласно оси абцисс «Х», по дальности – согласно оси ординат «У».
Развитие ориентировочного навыка прямохождения оцениваем по оси абцисс «Х»: |
|||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Уровень ниже среднего |
Низкий уровень |
остановка в поле Х - 0 - 31 см. |
остановка в поле Х - 32 - 101 см. |
остановка в поле Х - 102 - 136 см. |
остановка в поле Х - 137 - 171 см. |
Развитие ориентировочного навыка оценки фиксированного расстояния оцениваем по оси ординат «У»: |
|||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Уровень ниже среднего |
Низкий уровень |
остановка в поле У – 0 - 62 см. |
остановка в поле У – 63 - 166 см. |
остановка в поле У – 167 – 218 см. |
остановка в поле У – 219 – 270 см. |
Задание № 2. Ходьба по маршруту с поворотом
Пройти вперёд 10 м., повернуть налево на 90°, пройти вперёд ещё на 5 м. Повторить 3 раза с помощью экспериментатора, а затем 3 раза самостоятельно. Отклонения от маршрута определяются так – же, как при прохождении прямолинейного пути, но учитываются отклонения при повороте. Оценка пространственной ориентировке при ходьбе с поворотом производится на основании сравнения отрезков двух маршрутов – заданного и воспроизведённого испытуемым.
|
1 попытка |
2 попытка |
3 попытка |
средняя ошибка |
|
отрезок № 1 |
отклонение влево (см) |
|
|
|
|
отклонение вправо (см) |
|
|
|
|
|
угол поворота (градусы) |
° |
° |
° |
|
|
отрезок № 2 |
отклонение влево (см) |
|
|
|
|
отклонение вправо (см) |
|
|
|
|
|
отклонение от заданной точки (см) |
|
|
|
|
Задание № 3. Движение по замкнутому маршруту
Пройти по маршруту, представляющему собой квадрат размером 3×3 м. Повторить 3 раза с помощью экспериментатора, а затем 3 раза самостоятельно. Цель теста: выяснение возможности ребёнка при выполнении поворотов на равных расстояниях друг от друга.
|
1 попытка |
2 попытка |
3 попытка |
средняя ошибка |
угол поворота № 1 |
° |
° |
° |
° |
угол поворота № 2 |
° |
° |
° |
° |
угол поворота № 3 |
° |
° |
° |
° |
угол поворота № 4 |
° |
° |
° |
° |
отклонение от заданной точки (см) |
|
|
|
|
Сводный лист методики исследования ориентировки в пространстве при ходьбе - уровня навыка прямохождения и оценки фиксированного расстояния. (Задание № 1. Ходьба по прямому маршруту)
Ф.И. ученика программа обучения_____
Уровень навыка прямохождения
Год обучения, класс месяц |
ооооооооооооо |
||
|
|
|
|
Максимальное отклонение влево по оси абцисс Х (см) в конечной точке |
|
|
|
Средний показатель трёх попыток отклонения влево по оси абцисс Х (см) в конечной точке |
|
|
|
Максимальное отклонение вправо по оси абцисс Х (см) в конечной точке |
|
|
|
Средний показатель трёх попыток отклонения вправо по оси абцисс Х (см) в конечной точке |
|
|
|
Уровень навыка прямохождения |
|
|
|
Уровень навыка оценки фиксированного расстояния
Год обучения, класс месяц |
ооооооооооооо |
||
|
|
|
|
Максимальное отклонение по оси ординат «У» (см) Ошибка (+) |
|
|
|
Средний показатель трёх попыток отклонения по оси ординат «У» (см) Ошибка (+) |
|
|
|
Максимальное отклонение по оси ординат «У» (см) Ошибка (-) |
|
|
|
Средний показатель трёх попыток отклонения по оси ординат «У» (см) Ошибка (-) |
|
|
|
Уровень навыка оценки фиксированного расстояния |
|
|
|
- Диагностическая карта
по проверке вестибулярного аппарата
Учени_ __________________________программа обучения_______
Год обучения, класс возраст Задания месяц |
Ооо |
||||
оооооооооо |
|||||
|
|
|
|||
1.Встаньте с жесткого стула, не помогая себе руками (да; нет). |
|
|
|
||
2.Пройдите по прямой линии, ставя ступни так, словно вы идёте по натянутой веревке. |
результат (см) |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3.Удерживайте равновесие на одной ноге.
|
правая
|
результат (сек) |
|
|
|
уровень |
|
|
|
||
левая |
результат (сек) |
|
|
|
|
уровень |
|
|
|
||
4.Стопы на одной линии, пальцы левой ноги упираются в пятку правой, руки — на поясе. Удерживайте равновесие. |
|
|
|
Норма выполнения задания |
8 лет |
9 лет |
10 лет |
11 лет |
12 лет |
13 лет |
14 лет |
15лет |
Старше 15 лет |
Задание 2 (см.)
|
180-200
|
200- 230
|
230-260
|
260-290 |
290 -320 |
320-350 |
350-380 |
380-410 |
410-440 |
Задание 3,4 (сек.) |
25-28 |
30-33 |
35-38 |
40-43 |
45-48 |
50-53 |
55-58 |
60-63 |
65-68 |
Уровни: Н/Н – ниже нормы; Н - норма; В/Н – выше нормы
Список источников:
- Волкова И.П. Индивидуально – типологические особенности незрячих. / Москва. 2006г.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. / Москва. Просвещение. 1995г.
- Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения. / Дефектология, 1998г.
- Гришанова И.А. Возможности формирования коммуникативной успешности у обучаемых в условиях учебного общения. / Образование и наука без границ: материалы II международной научно-практической конференции /Днепропетровск. Наука и образование, 2006г.
- Денискина В.З., Венедиктова М.В. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III – IV вида. / ООО «ИПТК «Логос» ВОС» Москва 2007г.
- Кручинин В.А. Динамика возрастных изменений в пространственной ориентировке у детей с глубоким нарушением зрения. / Дефектология № 3.
- Любимова М.П. Подготовка ребёнка с глубоким нарушением зрения к самостоятельному переходу проезжей части. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 8. 2015г.
- Семёнов Л.А. Оценка развития навыков ориентировки в пространстве у слепых детей. / Дефектология.
- Солнцева Л.И. Психологическая подготовка ребенка с нарушением зрения в семье. / Москва. 1979г.
- Хруль О.С. Некоторые проблемы взаимодействия семьи и ребёнка с нарушением зрения в процессе социализации. / Дефектология № 2. 2004г.
- Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка / Дефектология № 3. 1991г.
- Шведова Н.П. Использование средств наглядности при формировании предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих учащихся. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 3. 2015г.