a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Доклад из опыта работы на тему: «Организация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке» (26.11.2019)

Автор: Якушева Светлана Алексеевна Опубликовано: 2020-01-09 09:59:54

Известно, что каждый ребенок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития. Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение им двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим.

Наблюдение за ребенком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют мне спланировать задачи, методы, содержание организации прогулки. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды особенно к простудным заболеваниям.

Правильная организация двигательной деятельности ребенка на прогулке способствует улучшению его психофизического здоровья. Целесообразное чередование характера деятельности ребенка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности, что обеспечивает профилактику утомления нервной системы, создает у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. Чтобы дети охотно собирались на прогулку, мы заранее продумываем её содержание, вызываем у детей интерес к ней с помощью игрушек, сюрпризных моментов или рассказа о том, чем они будут заниматься.

Старший дошкольный возраст является наиболее важный периодом для формирования двигательной активности. Дети 5-7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движении. Отличительными особенностями старших дошкольников являются высокая эмоциональность, интерес ко всему новому, яркому. Поэтому во время прогулок должна быть четкая организация детей и в тоже время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий.

Организацию двигательной и игровой деятельности провожу с учетом режима дня, времени и предыдущей деятельности ребенка. Умелое сочетание отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение дня.

При составлении календарного плана проведения подвижных, спортивных игр и физических упражнений принимаю во внимание время года, состояние погоды, необходимость разнообразия движений и двигательных действий. Слежу за тем, чтобы ребенок не перегревался и не переохлаждался во время прогулок. Чтобы прогулка была содержательной и интересной в начале прогулки проводим наблюдения: обращаю внимание детей на состояние погоды, отмечаем сезонные изменения в природе, наблюдаем за деревьями, птицами, животными, транспортом, прохожими, за трудом взрослых. Подвижные: спортивные игры, индивидуальная работа по развитию движений, трудовые поручения (сбор семян, листвы, снега для построек, в конце обращаем внимание на результаты своего труда, так же являются неотъемлемой частью прогулки. Используем художественное слово, читаем стихи, учим поговорки, пословицы, учим отгадывать загадки.

Важную роль в активизации двигательной деятельности играет спортивный инвентарь, который устанавливается на участке или выносится из группы в соответствии с погодными условиями. Выходя на прогулку, дети помогают выносить игрушки и материал для игр и занятий на воздухе. Наличие должного оборудования на участке создает условия для совершенствования основных движений (бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков, спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр). При распределении игр на день, неделю, месяц и т. д. планирую, использование многообразного двигательного материала, его повторяемость и вариативность, обеспечивают систему совершенствования двигательных навыков. Во время прогулки ребенок упражняется в ходьбе на лыжах, играет в бадминтон, кегли, баскетбол, лапту и др.

Подвижные игры и физические упражнения провожу в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке. 

Организую двигательную активность на прогулке следующим образом, после наблюдений провожу подвижные игры«Какое звено быстрее построится»«Подбрось – поймай», «Пройди не задень», «Выше ноги от земли» и другие. Провожу игры по инициативе детей«У медведя во бору»«Волк и зайцы»«Курочка-хохлатка»«Кто позвал?» и др. Игры наблюдения из природы«Как прыгает зайка?» «Ветер веточки качает»«Ветер и снежинки»«Ходит кошка»«Море волнуется…». Все эти игры подбираю в соответствии с возрастом детей (для старшей группы).

Приучаю детей согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы, поощряю инициативу и стремление ребят изменить сюжет игры, учу слышать сверстников. Демонстрирую детям, как возникает замысел, сюжет игры, для развития игровых сюжетов подключаюсь к играм детей на правах равноправного партнера и предлагаю поиграть. Именно самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх на прогулке способствует развитию личностных и психофизических качеств; повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную сферу. Особое внимание уделяю развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у него развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств. Организация двигательной деятельности всегда должна проходить в дружелюбной, радостной обстановке.

Особое внимание уделяется двигательной активности детей на прогулке в зимнее время, так как зима представляет естественные условия для организации двигательной активности детей. Поэтому я на зимней площадке, покрытой снегом, провожу игры, включающие разнообразные движения (ходьба, бег, кружение, прыжки, бросание снежков и т. д.). Снежный покров вызывает у воспитанников особый интерес к таким движениям, как ходьба и бег след в след, ходьба широким шагом, подпрыгивание до ветки и стряхивание с нее снега, метание снежков.

В зимнее время на прогулке провожу подвижные игры, где ведущие роли выполняют сами дети. Они активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. С моими воспитанниками я часто организую игры забавы, игры-эстафеты, где большую радость доставляет ребятам катание на санках народные игры, хороводные. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит мне, так как я помогаю детям разделиться на команды, учитывая уровень подвижности и физической подготовленности ребят, так же я регулирую длительность пауз в игре, выбираю место для игр, изменяю сложность препятствий, преодолеваемых в игре и т. д. Подбирая игры для дневной прогулки я учитывают предыдущую деятельность детей. То есть если проводилась НОД спокойного рода, как лепка, рисование, то я провожу и рекомендую игры более подвижного характера, и провожу со всей группой в начале прогулке. Например, подвижные игры с бегом, на ориентировку в пространстве: "Ловишки", "Два Мороза", "Казаки - разбойники," "Найди, где спрятано" и т. д.

Малоподвижные игры провожу в начале прогулки, либо в конце, например, "Заморожу", "Мышеловка", "Сделай фигуру" и т. д.

Прогулки не рекомендуется завершать подвижной игрой, поэтому мы в конце прогулки играем в малоподвижные, спокойные игры. По завершению прогулки дети спокойные поднимаются в группу, у них хороший аппетит, здоровый сон.

Главной задачей планирования двигательной активности детей на прогулке является обеспечение высоких конечных результатов здоровья, физического и двигательного развития детей к этому стремится каждый педагог в своей работе.

Документы для скачивания