a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Мастер-класс «Нетрадиционные пальчиковые игры»

Автор: Куклина Яна Геннадьевна Опубликовано: 2020-01-09 16:21:25

Добрый день, уважаемые родители,  коллеги!  Разрешите представиться, меня зовут Яна Геннадьевна, я работаю воспитателем в МБДОУ  «Детский сад №7 «Одуванчик». Мне очень приятно видеть всех вас сегодня в этой аудитории. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

 

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

 

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

 

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

 

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

 

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

 

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр.

Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры ? (ответы) .

             Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, память, творческие способности, фантазию, воображение, артистизм, первые математические понятия, стимулируют развитие речи.  Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: ”Ум ребенка находится на кончиках его пальцев “.

 Важным фактором в развитие речи  является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Еще наши бабушки и прабабушки обыгрывали с нами всем известную пальчиковую игру "Сорока-ворона", тем самым развивая нам мелкую моторику и речь. Если моторика развивается нормально, т. е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развивается слабо, то наблюдается отставание и в развитие речи.

Для развития мелкой моторики рук существуют традиционные и нетрадиционные формы работы.

Традиционные это: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без;; игры- конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д. ; кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой, крупами; лепка из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д, и т. п.

Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры, с использованием

разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

 

Сегодня я предлагаю Вам поиграть в нетрадиционные пальчиковые игры, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Игротренинг нетрадиционных пальчиковых игр для родителей.

  1. Игры с массажным мячиком «Су-джок».

Достоинствами Су-Джок терапии являются:

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат) .

«Черепаха» (у детей в руках Су Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су- Джок между ладонями).

  1. Самомассаж кистей и пальцев рук.

Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

1 Зубная щетка

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца растиранием зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики

Станьте ловкими скорей

Пальчики-удальчики.

2 Шестигранными карандашами

Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

3Массаж различными предметами из бросового материала Перебирание «четок», бус, ракушек и т. п. развивает пальцы, успокаивает нервы, развивает речь детей.

  1. Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-малыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

 3.Игры с пробками от бутылок

 · Берём пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, не отрывая пробки от стола, «шаркая»

«Прогулка»

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

 

4 ИГРЫ с «Горохом  и фасолью»

В пластмассовые вёдра (обрезанную канистру, 5-литровую бутылку) насыпаем горох или фасоль

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

 

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

 

  1. «Проглот» с использованием носового платка

Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Предлагаем тоже самое сделать ребёнку поочерёдно.

У меня живот проглот –

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

 

Ну, а теперь, уважаемые родители, немного фантазии. Какие игры вы можете предложить детям из природного материала.

4.Игры с шишками, грецкими орехами и игрушками из киндер сюрпризов.

 ·Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или игрушку между ладонями.

 ·Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Используя пальчиковые игры в своей работе с детьми, я заметила, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками.

И в завершении хотелось бы сказать:

Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной,

Головушка умной, 
А речь красивой!!!

Документы для скачивания