a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Дополнительная программа «По тропинкам Горной Шории» для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Бердникова Елена Геннадиевна Опубликовано: 2020-01-09 18:21:55

 


Пояснительная записка

С введением в дошкольное образование ФГОС среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Каждая национальная группа, какой бы малочисленной она не была, имеет конституционное право на существование и развитие. В настоящее время стала очень актуальна тема сохранения традиционной культуры малочисленных народов России.

Все чаще говорится о том, что традиции, культура малочисленных народов исчезает. И именно поэтому создаются организации по восстановлению традиций коренного населения. Создаются краеведческие музеи, танцевальные ансамбли, археологические кружки, в школах изучается традиционная культура своего народа, возрождается язык, проходят различные семинары, конференции.

Во все времена и в любом обществе воспитанию подрастающего поколения уделялось особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. Сегодня и профессиональные педагоги, и простые обыватели солидарны в том, что большую роль в воспитании играет приобщение детей  старшего дошкольного возраста к истокам традиционной культуры этносов, проживающих рядом, на территории «малой» Родины, региона, страны.

Для современного поколения необходимо знать, кто их предки, как они жили, каковы были традиции, язык, обычаи. Очень важно вовлечь детей в активное изучение родного края, его культуру, традиции своего и других народов, сформировавших региональное своеобразие культурных традиций.

Большими возможностями в нахождении ребенком своей индивидуальности располагает дошкольное воспитание, так как оно базируется на познавательных, творческих интересах и потребностях личности, и объединяет воспитание, самовоспитание, обучение, развитие в единый процесс с целью удовлетворения познавательных интересов и творческого потенциала воспитанников, способствующих самореализации личности.

Одной из самых интересных страниц в истории Кузбасса является история культуры малочисленного, коренного народа – шорцы.

Знакомство с национальным эпосом позволяет детям сделать вывод о вечности ключевых нравственных категорий, свойственных для любой этнической общности, помогает увидеть мир ощущений шорского народа, уклад его жизни, отношение к природе, любовь и преклонение перед ней как перед источником жизни. Прикосновение к другой ментальной среде, проникновение в мир нового быта дают возможность подрастающему поколению воспринимать себя не единственными жителями Земли, а личностью, сопричастной со многими национальными группами, их духовным миром и культурными традициями.    Таким образом, программа, нацелена на погружение в другую национальную среду – это благоприятный фон для развития гуманного отношения к окружающему миру и развития гуманитарного мышления.

Проблема: Необходимо с детства воспитывать у детей положительное отношение к тому месту, где они родились и живут; желание узнавать больше об особенностях и истории края, его природе, о народе живущем рядом.

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного возраста «По тропинкам Горной Шории» разработана в соответствии:

  • Федеральным Законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 4 апреля 2014г.) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста понимания и принятия культуры людей другой национальности живущих рядом, а так же их признания как равных себе.

Задачи:

  1. Сформировать представление о национальной шорской культуре как явлении синкретическом органично слитым с хозяйственной семейно-бытовой жизнью шорского народа, определяемом этой жизнью и традиционными мировоззренческими установками народа.
  2. Показать национальное своеобразие и локальное многообразие форм материальной и духовной культуры шорского народа.
  3. Познакомить с культурным наследием шорского народа, развивать интерес к местным традициям и промыслам.
  4. Воспитывать уважительное отношение к людям другой национальности.

 

 

 

 

 

 

Принципы и подходы к формированию Программы

Программа учитывает следующие принципы:

  1. Принцип доступности: содержание и объем знаний о родном крае, приемы обучения соответствуют возрасту и уровню познавательного развития детей.
  2. Принцип постепенности, последовательности и систематичности: темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность.
  3. Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса - создает условия для обогащения детских представлений о родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка.
  4. Принцип рационального сочетания разных видов деятельности.
  5. Принцип развивающего характера обучения, основанного на детской активности.

 

 

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

         Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников рассматривают социально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре «малой Родины». В основе предлагаемой программы  – тематический подход. Практический и методический материал систематизируется по разделам:

1 блок: Общий обзор – знакомство с нацией – шорцы кто они?

2 блок: Шорский фольклор – знакомство с разнообразным шорским фольклором, героическими сказаниями, герои и богатыри, Пантеон злых сил, шорские сказки, кай и кайчи.

3 блок: бытовая и обрядовая культура шорского народа – свадебный обряд, дома шорцев, украшения и одежда, национальная шорская кухня, изготовление шорских оберегов.

4 блок: современные этнические процессы у шорцев – современные поэты: Н. Бельчегешев, Л. Арбачаков, Г. Косточаков, Т. Тудегешева, особенности и тематика современной поэзии, шорские художники,

  и учитывает особенности региона: географические, погодно-климатические, экологические, природные, культурно-национальные, что способствует системному усвоению детьми знаний о родном крае.

           Программа по ознакомлению детей  дошкольного возраста с родным краем ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными документами. В учебном плане определено количество часов, отведенных на знакомство с каждым разделом. Занятия проводятся с периодичностью один раз в месяц в форме познавательной деятельности, согласно учебно-тематического плана и предполагают познавательный и продуктивный блок. Часть познавательного материала по ознакомлению с родным краем вынесена в совместную деятельность с детьми. Для каждой возрастной группы в программе  представлен примерный перспективный план работы.

Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов и тем может варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.

 

Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет

      У детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию деятельности.  У детей появляется способность активного мышления. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи — монолог.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе –  животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый  интерес к тому, что его окружает, к его «малой родине». Формируются представления о том, что у него, его семьи и месте проживания есть своя история; что образ жизни людей меняется в зависимости от природных условий. Дети знакомятся с достопримечательностями своего города, народными промыслами, национальными традициями. Отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным.

Детям доступны  произведения  декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры.

 

Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения  Программы.

 

 

Связь с образовательными областями

 

Образовательные области

Задачи

Познавательное развитие

- дать представление о географическом положении, климатических условиях, природных ресурсах,  растительном и животном мире Горной Шории;

- познакомить с историческим прошлым и настоящим родного края (достопримечательностями, памятниками города, его первооткрывателями);

- знакомить с жизнью и  бытом коренного народа шорцы;

- формировать бережное отношение к природе родного края.

Художественно – эстетическое развитие

-  знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и народным промыслам;

- учить создавать художественные образы природы, растительного и животного мира Горной Шории в различных видах продуктивной деятельности.

- знакомить с писателями Горной Шории, их творчеством;

- формировать интерес к произведениям устного народного творчества (сказки, стихи, пословицы), музыке.

Социально-коммуникативное развитие

- воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение к традициям и культуре коренного народа.

Физическое развитие

- знакомить с шорскими народными играми

 

 

 

Формы работы

Совместная деятельность

с педагогом

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность

с семьей

Показ

Наблюдение

Беседа

Занятия

Игровые занятия

Игровые упражнения

Игры (дидактические, подвижные)

Тематическая прогулка

Экскурсии

Проектная деятельность

Опыты

Продуктивная деятельность

Проблемно-поисковые ситуации

Мини-музеи

Чтение литературы

Посещение библиотеки, музея

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Игры-экспериментирования

Наблюдение

Опыты

Продуктивная деятельность

Опрос

Анкетирование

Семинары-практикумы

Консультации

Музыкально-литературные вечера и досуги

Коллекционирование

Беседа

Совместная продуктивная деятельность

Выставки

Совместные экскурсии, Прогулки в природу.

Совместная театрализованная деятельность

 

 

Учебно-тематический план

п/п

Блок. Тема.

 
 

Блок 1

Знакомство с нацией  шорцы – кто они?

 

1.

«Я родился в Горной Шории» (беседы о коренных малочисленных народах)

 

Моделирование проблемных ситуаций «Чтобы ты сделал, если бы дети стали дразнить ребенка за то, что он другой национальности?

 

Экскурсия в городской краеведческий музей.

 

2.

Основные занятия шорцев.

 

Сюжетные игры «Ловим рыбу». «Ходим на охоту». «Строим жилище».

 

Блок 2

Шорский фольклор – знакомство с разнообразным шорским фольклором, героическими сказаниями, герои и богатыри, Пантеон злых сил, шорские сказки, кай и кайчи.

 

1.

Героические сказания шорцев

 

Дидактическая игра «Образы богатырей»

 

 Беседа «Знакомство с верованиями шорцев»

 

Музыкальная гостиная «Кай – горловое пение и сказания».

 

 Чтение художественной литературы «Предания о далеком прошлом».

 

2.

«Сказки Шапкая»

 

Перескажи сказку от имени персонажа.

 

Театральная деятельность «Шорские волшебные сказки»

 

Рисование «Сказки о животных»

 

Беседа «Пословицы и загадки»

 

 

Лепка «Сказочные герои»

 

Блок 3

Бытовая и обрядовая культура шорского народа –  обряды, дома шорцев, украшения и одежда, национальная шорская кухня, изготовление шорских оберегов.

 

1.

Обряды шорского народа

 

Занятие «Быт народа - шорцы»

 

Рассматривание иллюстраций, знакомство с обитателями Горной Шории бытом

 

Праздники и обычаи шорцев.

КТД Праздник шорцев «Мылтык»

 

Изготовление амулетов.

 

2.

Дома и утварь шорцев

 

Рисование «Дома и постройки шорцев»

 

«Жилища народа - шорцы»

д/и «Построй стойбище»

Украшение посуды.

 

3.

Народный шорский костюм

 

Беседа «Тайна орнамента» (особенности раскраски и содержания орнамента у шорцев)

 

Изодеятельность «Орнамент на одежде»

 

Аппликация «Орнамент на женской одежде и головном уборе»

 

Выставки детских работ.

 

Блок 4

Современные этнические процессы у шорцев – современные поэты: Н. Бельчегешев, Л. Арбачаков, Г. Косточаков, Т. Тудегешева, особенности и тематика современной поэзии.

 

1.

Современная шорская поэзия

 

Чтение и разучивание  стихов современных шорских поэтов.

 

 Беседа «Воспевание природы в стихах».

 

 

Заключение

 

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

      Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. Необходимо, чтобы дети имели представления о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов.

     Национальная культура малочисленных народов  может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению.

Изучение ментальности народа, проживающего по соседству – это не только важный и универсальный компонент развития и воспитания личности, но и попытка помочь в возрождении национальной культуры малых народов.

Задача программы «По тропинкам Горной Шории» донести до воспитанников всю красоту культуры коренного населения проживающего на территории Кузбасса.

 

 

 

 

 

Литература

  1. Алчин. П. Жива душа у народа текст /П.Алчин; // Кузбасс. – 2008. с.2
  2. Анохин, А.В. Шорский сборник Текст /А.В.Анохин //Кузнецкие инородцы Томской губернии. – Кемерово, 1997
  3. Вербицкий, В.В. Шорский сборник /В.В. Вербицкий// Из записок миссионера. – Кемерово, 1995.
  4. Гмелин, И.Г. Шорский сборник /И.Г. Гмелин //Путешествие по Сибири. – Кемерово, 1995.
  5. Ершов, В.В. Тропою миссионеров /В.В.Ершов, В.М.Кимеев. – Кемерово, 1994.
  6. Дыренкова, Н.П. Шорский фольклор /Н.П.Дыренкова. – М.: Просвещение, 1940.
  7. Интерпретация //Историко-этнографический атлас / сост. И отв. Ред. С.М.Сорин. – М. – Л., 1961.
  8. Кацюба, Д.В. Этнография народов Сибири / Р.В.Николаев. – Кемерово, 1994.
  9. Кимеев В.М. Проблема коренных народов Кузбасса// Этнические и этнокультурные процессы у народов Сибири.

                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

Документы для скачивания