Выступление "Обеспечение единства требований педагогов дошкольных учреждений и родителей при организации работы с дошкольниками, имеющими нарушение слуха" на МО учителей-дефектологов

Опубликовано: 09:01:00 14-01-2020

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна

Достичь высокого качества в развитии детей, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы воспитанников возможно при систематическом взаимодействии  педагогов и семьи.

Безусловно, работа с родителями варьируется в зависимости от типа образовательного учреждения, в котором находится ребёнок, возможностей общения с ними.

Работа  с родителями в условиях ежедневного посещения детского сада  несколько отличается от работы с родителями, которые  берут  ребёнка домой только на выходные и праздничные дни или на время каникул.

Основные причины трудностей в работе педагога с семьей:

  • недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей

(Некоторые родители не понимают, что дошкольный период-это один из самых важных периодов развития ребёнка. В этот период происходит развитие всех психических процессов в тесной взаимосвязи с развитием речи и именно в этот период происходит личностное развитие ребёнка)

  • пассивность родителей;
  • чрезмерная занятость родителей;
  • отдалённость родителей от образовательного учреждения;
  • неадекватное восприятие информации, идущей от педагогов(родители хотят слышать о своём ребёнке только положительное, по отношению к педагогам проявляют неуважение);
  • неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и отношениях в семье.

В работе с родителями можно выделить следующие задачи:

  • формировать у родителей правильное понимание цели  воспитания и обучения ребёнка с нарушенным слухом

(Всестороннее развитие ребёнка на основе коррекции имеющихся проблем, при тесном сотрудничестве педагогов и родителей.Реализация такой цели предполагает социальное развитие детей, высокий уровень познавательной деятельности,формирование речи как средства общения и познания, личностное развитие);

  • осуществлять совместную работу педагогов и родителей, по всестороннему развитию детей;
  • знакомить родителей с методами и приёмами коррекционно-развивающей работы;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать  уверенность родителей  в собственных педагогических возможностях.

С чего мы начать  работу с родителями?

Через беседы и анкетирование собираем информацию по следующим вопросам:

- социальный состав родителей, род занятий взрослых;

- условия воспитания ребёнка в семье;

- характер воспитания ребёнка (демократичный, либеральный,  авторитарный), какие предъявляются требования к его деятельности и поведению;

-привязанность ребёнка к членам семьи;

- чем любит заниматься ребёнок дома;

- какое участие принимает в домашнем труде;

- формы общения с ребёнком в семье (устной речь, жесты, указательные движения);

- время и причины потери слуха, с какого возраста ребёнок слухопротезирован,  как использует аппарат  в течение дня, когда последний раз проводилась настройка аппаратов)

- заинтересованность и готовность  родителей участвовать  в совместной с педагогами коррекционно-развивающей работе.

Полученная  информация является  основанием для построения модели работы с родителями, выбора форм  взаимодействия с ними.

Формы работы с родителями.

Индивидуальные формы работы с родителями:

  • Беседы, консультации.

(Особенно нуждаются в индивидуальном общении родители, дети которых только поступили в детский сад. Такое общение требует от педагогов не только профессиональных советов, но и такт, доброжелательность, сочувствие к родителям, многие из которых тяжело переживают нарушение слуха у ребёнка.

При встрече с родителями  уточняется,  какой материал отрабатываем по данным направлениям  и характер домашнего задания для каждого ребёнка с учётом его возможностей.

Родители получают советы, как связать усвоение материала ребёнком  в   различных бытовых  и игровых ситуациях.

  • Посещение педагогами семьи;

(В процессе посещения  можно наглядно увидеть,  не только условия проживания ребёнка, но и насколько выполняются рекомендации  педагогов по соблюдению слухо-речевого режима в условиях семьи:

-каждый предмет, каждое действие нужно  оречевлять;

-побуждать детей к речевому общению, на начальном этапе создавая искусственные ситуации;

 - поддерживать все проявления речи ребёнка, каким бы ни был его уровень;

-речь взрослых должна быть внятной, нормальной громкости.

Осуществлять контроль за речью детей со стороны взрослых.

  • Посещение родителями занятий

 (Раскрывается методика работы по по развитию слухового восприятия и формированию произносительных навыков, накоплению словаря. Родителям демонстрируются все коррекционные методы и приёмы, используемые в работе с детьми с нарушенным слухом)

  • С родителями иногородних детей связь осуществляется по телефону, видеозвонкам и скайпу.

 Помимо индивидуальной работы с родителями  использовать  и коллективные формы.

  • Родительские собрания (общешкольные – 1 раз в год, групповые – в сентябре и в конце каждой четверти (4-5 раз)

        На общешкольных родительских собраниях родителей знакомить с содержанием работы образовательного учреждения, определить линии взаимосвязи, заслушать отчёты администрации о деятельности в течение определённого периода времени, доклады по тематике, интересной всем родителям, независимо о того какой возраст их детей, н\р «Наследственность и слух», «Семья как основа  успешной социализации ребёнка» и т. д.

На групповых собраниях обсуждить вопросы , актуальные для родителей детей данной группы. Дефектолог и воспитатели знакомят родителей с задачами и содержанием работы по различным направлениям воспитания и обучения в доступной для родителей форме. Рассматриваются конкретные вопросы,  например,  по успешной адаптации вновь прибывших  детей, знакомят родителей с  вопросами сурдопедагогики и сурдопсихологии. Наиболее активные родители передают свой положительный опыт работы с детьми, демонстрируя фото и видеозаписи.

  • Одной из форм коллективной работы с родителями являются также дни открытых дверей, в течение которых родители могут посетить фронтальные и индивидуальные занятия в старших и подготовительных группах, понаблюдать за активностью детей , включением их познавательную деятельность, общением дошкольников во время игры, на прогулке и в ходе   проведения режимных моментов.
  • Наглядно-информационные форма общения

- демонстрация  продуктов деятельности  детей (желательно  с комментариями, педагог может рассказать о  степени самостоятельности творчества ребёнка, продвижение его в ходе сравнения с предыдущими работами)

- оформление уголков для родителей (режим пребывания детей в детском саду; основные виды организованной образовательной деятельности, что  мы учим)

  • Досуговые формы: призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

 К данной группе форм относятся  коллективная подготовка и проведение педагогами и родителями таких праздников в группе, как «Осенний праздник», «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам»,  «Весёлые старты» и совместные выходы в театр.

В проведении работы с родителями важны последовательность, систематичность, учёт их реальных возможностей. От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия в проведении развивающей и коррекционной работы с детьми  зависит общий результат.

 

Документы для скачивания:

52478_Obespechenie edinstva trebovaniy pedagogov doshkolnyh uchrezhdeniy i roditeley pri organizatsii raboty s doshkolnikami, imeushchimi narushenie sluha..docx
Формат: .docx

Оставить комментарий: