a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Консультация для педагогов "Содержание и организация работы с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации"

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна Опубликовано: 2020-01-14 09:14:50

Кохлеарная имплантация — принципиально новый подход в преодолении глухоты. Раньше медицина могла предложить только обычные слуховые аппараты, которые просто усиливали громкость звука. Работа кохлеарных имплантатов (КИ) основана на другом принципе. Вживление КИ позволяет стимулировать непосредственно слуховой нерв при нейросенсорной тугоухости, которая сопровождается отмиранием волосковых клеток улитки. Они отвечают за преобразование звука в электросигналы, поступающие на слуховой нерв. Их гибель приводит к невозможности обработки и передачи звука.

Система КИ состоит из нескольких частей: имплантата, речевого процессора, передатчика и кабелей. Микрофон, расположенный в процессоре, отвечает за трансформацию звуков в электрические импульсы, которые кодируются по специальному алгоритму. Затем импульсы попадают в передатчик, а тот направляет их к вживленному в улитку имплантату при помощи радиосигналов. Эти сигналы аккумулируются в носителе электродов, которые стимулируют слуховой нерв.

Процессор располагают под волосами человека и закрепляют посредством магнита и заушины. Внутренняя (имплантированная) часть представляет собой корпус, набор активных электродов и референтный электрод. Она питается от речевого процессора, работающего на аккумуляторе.

Сигналы от речевого процессора, поступающие в имплантат, а оттуда в мозг, отличаются от предусмотренного природой способа звукопередачи. Поэтому пациенту нужно адаптироваться к новой реальности и научиться понимать речь, переданную в мозг через кохлеарный имплантат.

Главная цель реабилитации детей с КИ – научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит от его психофизического уровня развития. Поэтому с маленькими детьми после кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций. Невербальное развитие детей после кохлеарной имплантации основано на возрастных и программных требованиях массового детского сада и включает в себя развитие:

а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, предметная деятельность);

б) восприятия окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений);

в) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие таких свойств внимания как объем, устойчивость, переключаемость);

г) памяти (слуховой, зрительной, двигательной);

д) воображения;

е) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по невербальной классификации, составлении серии сюжетных картинок и пр.);

ж) эмоционально-волевой сферы (формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других и др., что необходимо для процесса обучения ребенка).

Для того чтобы ребенок после кохлеарной имплантации мог научиться

понимать речь и говорить, его надо учить овладевать системой родного языка, в  его памяти должно накопиться достаточно слуховых образов, различных звуков, слов, фраз и словосочетаний разных видов.

Эта работа может проводиться при совместном участии сурдопедагога и логопеда. Однако обычная логопедическая методика не подойдет, нужно использовать индивидуальную систему приемов с учетом развивающегося слухового восприятия ребенка и развития его произносительных возможностей.

Основной принцип слухоречевой реабилитации - это развитие устной речи на основе появившегося слуха. Тоесть развитие слухового восприятия и речи будет не параллельным, а последовательным. Работа над речью сначала заключается в накоплении словарного запаса. Параллельно можно заниматься артикуляционной гимнастикой, артикуляторным или зондовым массажем по необходимости для подготовки механической основы речи для формирования правильного звукопроизношения. Не следует заниматься вызовом звуков в самом начале. На это можно затратить большое количество времени, а звуки постепенно могут появиться естественным путём особенно при условии ранней кохлеарной имплантации.

Работу над характеристиками звуков следует начать с различения звуков по громкости, длительности, прерывности, а закончить - счётом количества речевых (после неречевых) звучаний, чтобы плавно перейти к счёту количества слогов  в слове. Далее переходить к различению слов, предъявляются радикально разные  речевые единицы (односложные и многосложные). Учить различать слова сначала необходимо слухозрительно, а затем на слух.

Ещё одним важным этапом является развитие фонематического слуха. здесь применяются упражнения по различению фонем, слогов. Причём сначала предъявляются звуки различной частотной наполняемости, (например, «С» и «А»), позже - одной («С» и «Ц»). Также используются упражнения по определению места звука в слове, подбору слов на заданный звук и т. п.

Учиться распознавать устную речь следует с часто используемых слов и фраз.

Чтобы ребёнок мог спонтанно накапливать словарь, грамотно говорить, понимать обращённую речь необходима речевая среда. Речь не должна быть просто «фоном» для малыша. Говорить нужно короткими предложениями, ёмко, эмоционально, повторять и выделять голосом значимые слова

Сравнивать результаты разных пациентов, даже если они одного возраста нельзя. Итог реабилитационных мероприятий зависит от многих факторов:

-периода глухоты, возраста ребенка, чем раньше операция проведена, тем более вероятность успешного овладения речью ребенка;

-  наличие у ребёнка сочетанных нарушений;

- интенсивности реабилитационных мероприятий и участия родителей в них;

- способностью ребенка к обучению,  его интеллектуальных возможностей.

На этапе совершенствования необходимо продолжать работу над накоплением словаря, коррекцией звукопроизношения и носового оттенка голоса, скандированности, если таковые дефекты речи присутствуют.  Необходимо заняться логопедической грамматикой,  осуществлять работу  на восприятие окончаний, приставок, предлогов.

Периоды слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации.

Выделяются 4 периода слухоречевой реабилитации после кохлеарной

имплантации.

1 период – начальный период развития слухового и слухоречевого восприятия спомощью КИ. Развивается начальный интерес к звукам, активизируется голосовая активность, формируется произнесение звуков, слов по подражанию.

2 период – основной. Формируется способность анализировать окружающие звуки и речь как звуковые сигналы. Ребенок слышит различия между звуками, узнает и запоминает разные звучания и слова. Уровень развития слухового восприятия близок к развитию слышащего малыша в возрасте одного – полутора лет. Благодаря этому слух начинает работать на развитие понимания речи окружающих и собственной речи. К работе сурдопедагогадобавляется работа логопеда, оба направления скоординированы между собой.Ребенок начинает понимать часто используемые слова и предложения, начинаетговорить отдельные слова и даже предложения из двух – трех слов. В это время удетей наблюдаются проблемы слухоречевой памяти - ребенок плохозапоминает слова. За этот период надо сформировать умение различать и узнаватьвсе звуки речи. Это необходимо для спонтанного развития восприятия речиребенком с КИ в дальнейшем. Важно развивать и слуховой контроль собственнойречи и умение координировать слуховое восприятие с артикуляцией – ребенокдолжен повторить новое слово, даже если он его не понимает.

3 период – языковой. Главным в этот период является развитие у ребенка системы родного языка. Он все время должен слышать родную речь, пользоваться ею, получать специальные занятия по родному языку. Программа может быть использована для слабослышащих детей

или для детей с нарушениями речи. Особое внимание уделяется развитию

слуховоговосприятияграмматическойстороныречи.Ребенокучитсявоспринимать речь в шуме, речь разных людей, речь, не обращенную к нему.

4 период – период развития связной речи и понимания сложных текстов. Этопериод значительно более высокого уровня овладения языком. Этот период аналогичен как у нормальнослышащих детей старше семи лет. Его могут достичь только часть ранооглохших детей с КИ. Это дети с КИ, вживленным враннем возрасте. А также могут достичь этого уровня и дети, имплантированныепозднее,нопрошедшиераннююактивнуюабилитациюсослуховымиаппаратами.

Формы получения коррекционной помощи

По окончанию первоначального периода реабилитации:

  • Детис высоким уровнем общего и речевого развития воспитываются и обучаются в массовых учреждениях и получают необходимую коррекционную помощь в центрах.
  • Для детей с выраженными дополнительными нарушениями КИ создает более адекватные условия для их социализации. Их воспитание и обучение организуется прежде всего с учетом сложности структуры нарушения.
  • В особых формах организации коррекционного обучения нуждаются дети с КИ, имеющие низкий уровень речевого развития. При этом необходимо обеспечить выполнение двух условий:

- постоянное нахождение среди нормально слышащих и говорящих детей и взрослых,

- систематическое коррекционное обучение.

Адекватные формы коррекционной помощи имплантированным дошкольникам, еще не владеющим развернутой фразовой речью:

- воспитание дома под руководством специалиста (коррекционные занятия с детьми могут проводиться в учреждениях здравоохранения (центрах КИ, реабилитации слуха, сурдологических кабинетах) и образования (в группах кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха);

- воспитание и обучение в дошкольной группе комбинированной направленности:

Комплектование: 3-4 имплантированных дошкольника и 7-11 нормально развивающихся слышащих детей или дошкольники с КИ, или слабослышащие дошкольники с СА.

Почему:

         - более позднее введение письменной речи;

         - особенности формировании понимания речи;

         - выраженный разрыв в пассивном и активном        словаре;

         - иное соотношении слухозрительного  и слухового восприятия речи;

         - специфика работы над РСВ и др.

Организация работы группы:

1-ая половина дня: занятия с сурдопедагогом (имплантированные дети),

- занятия с воспитателем (нормально развивающиеся дети)

2-ая половина дня: занятия воспитателя (вся группа детей).

Предыдущие материалы
Следующие материалы