a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Проект Берегиня

Автор: Опубликовано: 2020-01-17 17:38:24

 

Аннотация

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен.  Сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что оно почти полностью исчезло из повседневного быта. Рассматривая альбомы, заинтересовалась историей создания куклы.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскута, грудь из туго набитых шариков, коса, наряд из пестрых лоскутков – вот такая кукла. В русских семьях к куклам относились бережно, передавались по наследству.

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами. Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценивать как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.

Актуальность

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Вместе с тем, в процессе формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

В этом помогает созданный в ДОУ образовательный кружок «Берегиня»

Проект «Берегиня» – призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.

Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивируя детей к изготовлению кукол своими руками.

 

 

Тема проекта

 

«Берегиня»

 

Образовательная

область

 

Познавательное развитие»

 

Цель

Формировать интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы

Задачи

 

1.     Познакомиться  с историей тряпичных кукол

2.     Ознакомиться с разными видами кукол;

3.     Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка)

  4. Изготовить своими руками куклу «   Колокольчик»

Сроки реализации

краткосрочный ( 1 месяц)

Ожидаемые конечные результаты

1.     Познакомится с  различными видами русской тряпичной куклы

2.     Узнает историю возникновения тряпичной куклы

3.     Научится изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол методом сворачивания, скручивания, завязывания, пеленания.

4.      Умеет разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные игровые ситуации.

5.     Изготовила  своими руками куклу « Колокольчик»

Паспорт проекта

 

План работы

I этап: Предварительный этап:

  • Изучение истории возникновения русской народной куклы.
  • Подбор методической литературы об истории куклы.
  • Изучение видов кукол.
  • Изучение технологии изготовления кукол.
  • Составление плана работы по изучению и изготовлению народных кукол.
  • Подбор материалов для изготовления кукол.
  • Привлечь родителей к сбору информации о народных куклах и изготовлению их.

 

2 этап практический:

  • Ознакомление с историей и значением куклы.
  • Определила, на какие группы делились тряпичные куклы;
  • Исследовала на практике особенности изготовления тряпичных кукол;
  • Расспросила бабушек о куклах, в которых они играли в детстве;
  • Изготовление кукол самостоятельно или с помощью родителей.
  • Разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные игровые ситуации.

 

3 этап заключительный: Презентация проекта.

 

Описание работы

В ноябре отмечается замечательный светлый праздник – День Матери. В этот день поздравляют, чествуют, благодарят женщин, у которых есть дети: мам и бабушек. Мама – это самый близкий и родной человек в жизни каждого из нас. К маме мы идем со своими проблемами, обращаемся за советом и только на маму мы можем положиться всегда и во всем. Именно мама делает все для того, чтобы мы были счастливы. Поэтому самым лучшим для неё подарком в этот день будет подарок, сделанный своими руками, тогда он действительно будут подарен от всей души и с любовью.

Воспитатель изготовила и показала нам куклу, из кусочков ткани, Мне понравилась необычная игрушка. Из рассказа воспитателя об этой кукле, я узнала как она называется, ее историю. Но возникало еще много вопросов.  Поэтому я  решила принять участие в проекте «Берегиня», который поможет узнать  историю возникновения тряпичной кукла, для чего она была предназначена, познакомит с другими видами текстильных кукол.  И сделать своими руками подарок маме.

Вместе со Светланой Александровной  рассмотрели иллюстрации, изучили историю возникновения старинной игрушки. Узнали много интересного об истории костюмов различных народов, познакомились с предметами старины.

 

Собрали материал о различных видах текстильной куклы.  Узнали, что традиционно куклы  делятся на три группы: игровые,  обрядовые  и обереги. Так к обрядовым относится «Масленица», «Параскева-Пятница»; к оберегам – «Любава», «Кувадка», и др.; а среди игровых самая популярная – кукла «Пеленашка», «Зайчик». С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, постижения ребёнком опыта накопленного поколениями.

Самая распространенная и несложная в изготовлении – куколка Колокольчик. Эта кукла считается оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то здесь всегда будет радость и веселье. Веселая и нарядная куколка Колокольчик следит, чтобы в дом приходили хорошие и радостные новости. Эта куколка в разноцветных юбочках вешается дома у входа или межкомнатной двери. И в дом посыплются радостные вести!

                                                             

Для работы нам потребуется:

  • Три круга из ткани разного диаметра – юбка.
  • Квадрат белой ткани – лицо и руки.
  • Вата – голова.
  • Красные нитки, декоративные нитки или шнур ( для того чтобы подвесить куколку).

Порядок выполнения:

  1. Делаем из ваты шарик и кладем в центр большого круга. Обвязываем.

 

  1. Второй и третий круг из ткани также ровно надеваем и закрепляем.

 

 

  1. Белый квадрат ткани складываем противоположными углами к центру. Примеряем сложенный лоскут к голове.

 

 

  1. Закрепляем белую ткань по шее, формируя голову и руки.

 

  1. Надеваем косынку и завязываем ее под ручками. Для подвески привязываем тесьму.

 

Кукла, хорошее настроение  и подарок, сделанный самостоятельно для мамы, ГОТОВ !!!!!!!!

 

 

 

Мама активно помогала  мастерить кукол, мы вместе  сделали несколько:

 

 

Конечный результат

  1. Узнала историю куклы, для чего люди изготавливали такие игрушки, какую роль они играли в жизни наших предков.
  2. Научилась изготавливать куклы своими руками.
  3. Узнала, во что и как играли бабушки и прабабушки и убедились в том, что играть с куклами, изготовленными своими руками  очень интересно.

Итог:

Куклы наших предков ничуть не хуже наших современных игрушек, играя в них, наши бабушки выросли хорошими, добрыми и трудолюбивыми людьми.

И хороший подарок для мамы.

Результаты:

  1. Различаю виды русской тряпичной куклы, историю возникновения, традиции создания и применения.
  2. Умею изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол методом сворачивания, скручивания, завязывания, пеленания.
  3. Умею изготавливать куклу по традиционной народной технологии.
  4. Научилась разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные игровые ситуации

Перспектива:

  • Презентация выставки «Кукла - оберег» для всех групп детского сада;
  • Показ кукольного спектакля для малышей
  • Изучить какие были куклы у коренных народов севера.

 

 

Список литературы:

  1. А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
  2. Р.Кашапов «Практическая психология для родителей или педагогическое взаимодействие». М. «АСТ-ПРЕССКНИГА» 2003г.
  3. С.В. Титов «Добро пожаловать, игра!» «Сфера» М. 2004г.
  4. Артамонова Е.В. «Куклы». – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, Изд-во ЭКСМО – МАРКЕТ, 2000г.
  5. Гибсон Р. С. «Наши руки не для скуки» - поделки (папье-маше, бумажные цветы). Перевод с английского Л.Я. Гальперштена. – М.: Изд-во РОСМЕН, 1997г.
  6. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М.: Просвещение, 1979г.
  7. Энциклопедия в 2 т. Т. 2 «Подари себе праздник». – М.: Сталкер, 1997г.
  8. Князева Е. И «Мир кукол», Санкт-Петербург 2002г.
  9. Ковычева Е.В. «Кукла в диалоге культур», Ижевск 2003г.
  10. «Российский этнографический музей детям» «Детство- пресс» Санкт-Петербург 2001г.
  11. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «Детство- пресс»  Санкт-Петербург 2006г.
  12. Л.А. Лялина «Народные игры в детском саду»  творческий центр «Сфера» М. 2008г.

Документы для скачивания