a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Развитие образного мышления детей с нарушениями речи через реализацию технологии мнемотаблицы.

Автор: Жабина Марина Александровна Опубликовано: 2020-01-18 19:27:34

В настоящее время на первом месте стоит задача – развитие ребёнка, которое позволяет сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников умениями и навыками.  Суть развивающего обучения состоит в том, чтобы сориентировать педагогический процесс на потенциальные возможности ребёнка и их реализацию. Можно выделить следующие формы развивающего обучения:

 - вовлечение ребёнка в различные виды деятельности;

 - использование дидактических игр;

 - использование методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Успешность речевого развития обусловлена наличием развитого образного мышления. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие дошкольников   выделено как отдельная образовательная область, перед которой стоят следующие задачи:

- обогащение активного словаря;

 - развитие связной, грамматически правильной речи;

 - развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико–синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 В настоящее время существуют различные приёмы и методы развития речевой деятельности детей, одним из которых является метод мнемотехники. 

Цель работы— использование технологии мнемотаблицы  в развивающем обучении для автоматизации звука в самостоятельном речевом потоке у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи применения технологии мнемотаблицы:

  1. Автоматизировать звук в речи;
  2. способствовать развитию связной речи;
  3. расширять и обогащать словарный запас детей;
  4. развивать образное мышление;
  5. формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) ;
  6. расширить круг знаний об окружающем мире;
  7. совершенствовать грамматический строй речи;
  8. пробудить желание пересказывать как на занятии, так и в повседневной жизни;
  9. помочь преодолеть робость, застенчивость.

Отличительной особенностью мнемотаблицы от предметной (сюжетной) картинки является:

  • применение неконкретного изображения предмета, а символа, что заставляет  ребенка не просто воспроизвести увиденное, а   додумать образ;
  • при описании предмета, его схематическое изображение стимулирует ребенка для подбора новых, похожих (синонимичных) слов;
  • мнемотаблицу проще создавать, ребенок вместе со мной может нарисовать ее (или самостоятельно разукрасить).

Использование технологии мнемотехники как средства, облегчающего запоминание и увеличивающего объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания») - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное (так называемый прием „свертывания”). Деятельность детей по замене текста символами является эффективным средством развития их творческих способностей, развития образного мышления и умение обобщать полученную информацию.

Последовательность работы с мнемотаблицей:

  • Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком .
  • Взрослый и ребенк по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность.
  • Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.

Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы, правильное проговаривание автоматизированного звука.

Психологи рекомендуют для детей среднего и старшего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов.

На своих занятия  этот прием я использую при  пересказе или составлении повествовательных  текстов, заучивании стихотворений, работе с загадками.

Своеобразие системы работы я вижу в том, чтобы в качестве метода автоматизации звука в самостоятельной речи применять данную технологию в соответствии с предложенной мною последовательностью работы над ней.

  1. Рассматривание изображения мнемотаблицы (я +ребенок).
  2. Перекодирование информации (я+ребенок).
  3. Совместное составление рассказа по мнемотаблице (я+ ребенок).
  4. Самостоятельней рассказ   по таблице (ребенок).
  5. Составление аналогичной мнемотаблицы—тема, кол-во предложений (я+ребенок).
  6. Разукрашивание схематического изображения таблицы (родитель+ребенок).
  7. Составление рассказа по мнемотаблице,  сделанной ребенком (родитель+ребенок);
  8. Пересказ по мнемотаблице детям в группе (воспитатель+ребенок).

Вывод: мой опыт показывает, что работа по мнемотаблице нравится всем участникам образовательного процесса. Детям интересно составлять рассказ по мнемотаблице и самим рисовать  таблицу . Они учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. Потом с гордостью показывать ее родителям. Родителям нравится, что дома они имеют наглядную технологию повторения домашнего задания.

Документы для скачивания