a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Конспекты уроков

Автор: Малютина Наталья Владимировна Опубликовано: 2020-01-19 19:24:56

Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с природными богатствами, используемыми человеком; показать, что человек зависит от компонентов природы.

Задачи на урок:

1.Личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.Метапредметные

-познавательные – формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы

-регулятивные – формирование умения определять цель деятельности на уроке; умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-коммуникативные – формирование умения работать в паре;

3.Предметные: -  развивать представление о живых и неживых природных богатствах;

развивать потребность бережно относиться к природе и её богатствам.

 

Оборудование: компьютер, проектор экран, 4 набора одинаковых карточек со словами, учебник Окружающий мир 1 класс часть 2 Я и мир вокруг А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан; рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир

 

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Ι. Актуализация знания и постановка учебной проблемы

 

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

 

Упражнение на развитие внимания.

Игра «Да, нет».

- Если согласны с утверждением, рисуют кружок,  не согласны - треугольник            -    да,          -  нет.

 

* Лес – источник чистого воздуха. (Да.)

* До появления в этом виде, стакан был нефтью. (Нет.)

* До появления в этом виде, книга, газета были деревом. (Да.)

* До появления в этом виде, шапка, шарф были железной рудой. (Нет.)

* Каждый предмет, проделывает долгий путь превращений, прежде, чем, попасть к нам в руки. (Да.)

Самопроверка

( Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд    )

Нас окружает много разных предметов и вещей. Послушайте стихотворение – загадку и закончите его:

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года.
Это всё вокруг …природа

Видео 2мин

 

 

 

 

 

 

Создание проблемной ситуации

(корзина идей)

(слайды № 3-5)

 

 

 

 

 

 

 

Поиск выхода из проблемной ситуации

(идеи)

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л);

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К);

формирование умения выделять и формулировать познавательную цель (П)

ΙΙ. Совместное открытие знания

 

– Где же начинается путешествие всех предметов? (В природе.)

Природа – наш щедрый друг, она отдаёт нам свои богатства.

- О каких богатствах идёт речь? (Речь идёт о богатствах природы.)

Что такое природа?

(Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд    ).

*Природа – всё, что окружает человека, все явления, живые организмы, неживые предметы, но не сделанные руками человека.

*Природа – наш друг. У неё много богатств. Трава, деревья, птицы. Звери, рыбы, грибы, ягоды, подземные кладовые, почва, вода, воздух, солнечный свет, ветер, течение рек.

- Природа создаёт все условия, чтобы человек мог жить. Что же нужно для жизни человеку? (проблема)

- Давайте вместе попытаемся в этом разобраться.

- Отгадайте загадку.

Что в гору не вкатить,

В решете не удержать,

В руках не унести?  (вода) (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд   ).

- Чем же является вода для всего живого? (Люди и животные используют воду в пищу, растения нуждаются в поливе. Для умывания, стирки, купания. В хозяйстве человека.)

- Без воды ни умыться, ни чаю попить и обед не сваришь. Без воды могут высохнуть и погибнуть леса, а поля перестанут давать урожай, ни один зелёный листик, ни человек, ни животное не может жить без воды. Вода не только поит, но и кормит.

(Рыбы, морские растения, которые люди используют в пищу.)

- Вода – одно из главных богатств на земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды осталось очень мало, и её надо беречь. От загрязнения воды страдает всё живое.

- Вода – это богатство природы.

- Без чего не сможет прожить человек? Мы его не видим, не можем изобразить. Не задумываемся о его существовании. (Без воздуха) (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд   )

- Для чего нам нужен воздух?

- Человек не может жить без воздуха, так устроен его организм.

Воздух – это тоже природное богатство. Воздух, которым мы дышим, тоже надо беречь.

- Когда воздух бывает вредным для человека?

 

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной ведро картошки, смотришь, а осенью вместо одного ведра в кладовой двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, помидоров. Сказка это или не сказка?

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Догадались, как она называется?

- Посмотрите на экран  (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд   ). Из почвы растения получают питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.

- Почва – это тоже природное богатство.

- А что же таится в подземных кладовых природы?

Человек проник в них и нашёл там много полезных ископаемых. (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд     ).

Итак. Вода, почва, воздух, запасы подземных кладовых – это неживые природные богатства.

- Если есть неживые природные богатства, значит, и есть.... (живые).

- Люди научились выращивать полезные для себя растения.

- Что получают из растений? (Получают продукты питания, одежду, бумагу.)

 (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд    ).

- Приручили диких животных.

- Что дают животные человеку? (Продукты питания, одежду.) (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд    ).

Растения и животные – это живые природные богатства.

 

- Благодаря своему разуму люди научились использовать силы природы.

- Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы. И люди научились использовать силу ветра.

- Как вы думаете, что было изобретено?

(На экране появляется изображение ветряной мельницы, парусной лодки.) (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд   ).

- Человек изобрёл парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы. Появились ветряные мельницы.

 - Человек научился использовать силу воды (гидроэлектростанции), силу солнца (установки по преобразованию солнечной энергии в электрическую - солнечные батареи). Они являются самыми экологически чистыми и дешевыми агрегатами для получения электроэнергии.

 (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд  ).

 

Сила природы – это тоже богатство природы.

 

Физминутка.

Изобразим  силу природы.

Солнце спит, небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утро солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок,

Небо тучей заволок

И деревья разогнал,

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше,

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи

Ни один не виден лучик.

 

Организация совместной работы

Работа с иллюстрациями, текстом учебника

формирование умения высказывать своё

предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией (Р);

ориентироваться в своей системе знаний: отличать

новое от уже известного с помощью учителя;

 

находить ответы

на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

формирование умения на основе анализа объектов делать выводы (П);

ΙΙΙ. Применение нового знания

 

А сейчас проверим, как вы усвоили тему урока. У вас на столе схема и конверт с ответами

 

- Заполним схему. (По ходу заполнения схемы дети вклеивают карточки с ответами на заготовку).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Организация работы в парах

Работа в паре

 

формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу;

умения планировать свою деятельность;

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

отличать верно выполненное задание от неверного (Р)

 

формирование умения работать в группе (К)

 

ΙV. Итог урока. Рефлексия

- Какая тема сегодняшнего урока?

- На какие группы мы разделили их?

- Что мы отнесли к живым природным богатствам?

- Что мы отнесли к неживым природным богатствам?

- Силы природы – это...

 

Вывод. Все наши вещи были когда-то частью природы. Её богатства - живые и неживые изучает и использует человек для своей жизни. Природа – наш друг и мы должны беречь её.

- Посмотрите, как красива наша Земля! (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд  )

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наше с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же люди мы вместе

Мы к ней относиться добрей!

 

Скажите ребятишки

– Кто доволен сегодня своей работой?

- Что не удалось?

-  Что нужно сделать, чтобы следующий раз удалось?

 

 

 

 

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности (Л),

формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать

новое от уже известного с

помощью учителя (П),

формирование умения давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке (совместно с учителем) (Р)