a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая консультация "Организация музыкальных сказок"

Автор: Гудун Александра Николаевна Опубликовано: 2020-01-20 22:07:21

Документы для скачивания

В основу патриотического воспитания положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:

- профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;

- сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;

- сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;

- взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;

- единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено:

- разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;

- составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;

- разработка цикла практических занятий с детьми;

- формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);

- разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).

Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:

 - музыкальные занятия;

- комбинированные занятия;

- развлечения;

- экскурсии и наблюдения;

 - народные подвижные игры;

 - кукольный театр;

- драматизация;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;

 - посещение музеев;

 - работа с семьей.

Когда дети с раннего возраста участвуют в небольших сценических постановках, это положительно влияет на их развитие.

Основная сложность заключается в том, что воспитатель или музыкальный руководитель берет на себя обязанности по работе с маленькими «артистами», а также по звуковому и визуальному оформлению спектакля. 

Самое главное – грамотно выбрать репертуар.

Не стоит «замахиваться» на пьесы со сложной драматургией. В основу постановки может лечь небольшое произведение, любой простой и известный сказочный сюжет. Еще лучше, если это будет музыкальная сказка. Благодаря музыкальному оформлению спектакль только выигрывает.

Этапы подготовки театрального действа.

  1. Знакомство с музыкальной драматургией произведения.

Познакомьте участников театрального действа с музыкальным и поэтическим текстами произведения. Этот процесс можно ускорить, если прочитать детям поэтический текст как обычную сказку.

  1. Составление «Событийного ряда» произведения.

Событийный ряд – это набор событий литературного произведения, которые определяют вектор развития драматургии всего спектакля.

  1. Создание эскизов костюмов персонажей к спектаклю.

Выберите художественный стиль, в котором будут решены сценические костюмы участников театрального действа.

Нарисуйте эскизы костюмов или найдите подходящие изображения в интернете.

Подойдите творчески к решению данной задачи, предложите детям изобразить на бумаге персонажей сказки. Рисунки можно использовать для организации выставки, посвященной спектаклю.

  1. Составление «постановочного плана» спектакля.

   В «постановочный план» спектакля входит перечень декораций, костюмов, театрального реквизита, характеризующих атмосферу времени и действия вокруг персонажей, а также их внешний облик. От грамотно составленного перечня зависит успех постановки. Чтобы упростить процесс поиска реквизита и необходимых костюмов для спектакля, обратитесь за помощью к родителям.

  1. Организация репетиционного процесса.

Репетиционный процесс представляет с собой читку драматического текста роли, постановку танцевальных и песенных номеров.

Определите по 2-3 ребенка на одну роль. Таким образом, можно будет провести несколько спектаклей с разными актерскими составами. Начинающие артисты смогут видеть игру своих сверстников, учиться на их ошибках или неудачах, анализировать отрицательный и положительный практический опыт актерской игры.

Проводите репетиции в том помещении, где должен состояться спектакль. Дети в процессе репетиций смогут привыкнуть «психологически» к окружающей их обстановке. Такое частое психологическое явление, как «боязнь сценического пространства», постепенно отступит на второй план и не будет проявляться в течение всего театрального действа.

Помните, что от качественно выученного текста роли на память на прямую зависит успех выступление актера. Если он досконально знает свою роль, уверен в каждом слове, то у него появляется чувство артистической свободы. То есть его внимание сконцентрировано не на панически – хаотичном воспроизведении зазубренного наизусть текста, а на самой актерской игре и на взаимодействие с другими участниками спектакля.

Продумайте оптимальные движения и жесты для маленьких актеров. Проще всего будет изобразить для себя схему движений персонажей, их выходы и уходы со сценической площадки после своих монологов и диалогов.

Помните, что требовать от детей каких – либо сложных мизансцен нельзя. Это их первые шаги в области сценического творчества, поэтому для них важны положительные впечатления от соучастия в театральном действе, другими словами – ощущение праздника.

Учитывайте этот же подход в процессе постановки массовых сцен или танцевальных номеров. У каждого ребенка чувство внутреннего ритма может коренным образом отличаться от остальных. Естественно, в таких случаях нужна ваша помощь. Если какой-нибудь ребенок (или группа детей) не может попасть в темпоритм танца и выполнить какие-нибудь общие для всех участников сценического номера движения и жесты, упростите их набор.

Для проведения репетиций необходимо составить список первого состава, список второго состава актеров. Репетиции должны быть: 1) индивидуальные; 2) по кускам; 3) совместные; 4) генеральная.

Последняя репетиция должна обязательно проходить в костюмах. Вы сможете еще раз проверить, не упадет ли что-нибудь с костюма во время спектакля, не будет ли мешать и стеснять движения костюм. Дети заранее видят себя в костюмах, что позволяет глубже вникнуть в образ, не чувствовать себя скованным во время спектакля от новой одежды. Кроме того, дети не будут отвлекаться, разглядывая друг друга в необычном виде.

  1. Составление плана звукового оформления спектакля.

Качественное звуковое оформление способно улучшить общую атмосферу спектакля. Однако существует несколько вопросов, которые предстоит решить.

Подготовьте список из музыкальных композиций, а также аудионоситель с ними для воспроизведения в процессе спектакля.

Чтобы осуществить над воспроизведением композиций в течение театрального действа, пригласите на «должность» звукорежиссера на несколько заключительных репетиций кого-нибудь из коллег, объясните ему профессиональные обязанности. 

Помимо музыкального сопровождения, которое публика воспринимает в виде своеобразного звукового фона, создающего внутреннюю атмосферу спектакля, у каждого персонажа существует своя звуковая линия. Эта своеобразная линия называется – лейтмотив. И действительно, если вслушаться в музыку, звучащую в процессе театрального действа в различный жанрах, относящихся к музыкальному театру, перед появлением каждого персонажа за несколько секунд зритель уже инстинктивно понимает, кто сейчас предстанет перед его взором – добрый или злой герой.

Сделайте тоже самое в звуковом оформлении спектакля. Проявите творческое воображение. К каждому из персонажей подберите из различных музыкальных композиций собственный лейтмотив. Этот ход многократно усилит воздействие и на публику, и на маленьких артистов, поможет им развить фантазию.

Итак, постановка спектакля с детьми дошкольного возраста представляет собой сложную структуру и делится на этапы, успешное выполнение которых зависит от качества предварительной подготовки воспитателя или музыкального руководителя. 

 

Оставить комментарий: