a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

пальчиковые игры для самых маленьких

Автор: юкляева светлана витальевна Опубликовано: 2020-01-20 23:10:54

 

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. 

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также   исключительно полезны для их общего развития

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие  за речь и движения пальцев  рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Учёные доказали, что движения рук ребёнка наследственно не предопределены, а возникают в результате воспитания и обучения.  Для закрепления точного двигательного навыка руки ребёнку в возрасте от 2,5-3 лет необходимо от 33 до 68 повторений. И только в дошкольном возрасте ребёнок способен после определённых повторений производить движение по слову взрослого.

 

Пальчиковые игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности.

Предлагаю подборку пальчиковых игр для детей 1,5-2 лет, только начинающих учить эти игры.  В этом возрасте пальчики детей ещё  малоподвижны, они с трудом  отделяют из ладошки один пальчик, переплетают пальчики между собой, поэтому работает больше  вся  ладошка.

Мы  детьми в саду игры по развитию движений пальцев и всей кисти рук проводим  во время  физкультминуток, в свободное время утром и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.

 

«Большой братец» 

 

Покажи  уменье другу                                    

Покружись –ка ты по кругу.                          

Четыре пальца правой руки (кроме большого)                              сжать в кулак. Большой палец поднять вверх                                                                                                                                                                                                         выполнять круговые движения.

«Лодочка»

 

Долго лодочку качало                                     

Ветер стих и лодка встала.                             

 

Сложить пальцы лодочкой, плавно двигать кисть вправо—влево.                                     

 

 

«Шарик»

Надувайся, шарик , больше

Лучше щечки раздувай.

Поиграй ты с нами дольше:

Катись, прыгай и летай.

Кончики пальцев обеих рук  прижать друг к   другу 

Ладошками образовать маленький, затем большой  шарик .

Когда воздух выходит принять ладошками исходное положение.

 

Киска

Киска ниточки мотала

И клубочки продавала.                                      

Сколько стоит ?

Три рубля.                                                            

Покупайте у меня.                                                                               Протягиваем ладони вперёд.

Выполняем  движения кулачками ,

имитируя  наматывание ниток

Протягиваем ладони вперёд.

Показываем три пальца

Протягиваем ладони вперёд.

 

Ушки-рожки

У улитки-крошки

Маленькие рожки.

У зайчишки ушки

Ушки на макушке.

Приставляем  кулачки с оттопыренным указательным пальчиком к голове

 

Приставляем к голове ладошки.

 

Тесто

Тесто мы месили

Мы пирог лепили

Шлеп, шлёп, шлёп, шлёп,

Слепим  мы большой пирог

 Руки сжать в кулачки, выполнять движения «замешивания  теста»

Лепим пирожки

Хлопки  в ладоши

Широко разводим руки

 

Шалун

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке.

 На следующие четыре строчки загибать 

пальцы  с проговариванием

соответствующих слов

 Со словами седьмой строчки 

пальцами другой руки брать

мизинчик и слегка покачивать.

 

Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями  пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот.

 Вправо — пальцы раздвигать.

 Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

 

 

  Мышка  

Мышка в норку пробралась,

На замочек заперлась.

В дырочку она глядит,

На заборе кот сидит.

Крадущиеся движения двумя руками

Делаем вид, что поворачиваем ключ в замке

Делаем из пальчиков колечко

Прикладываем руки к голове и шевелим пальчиками.

Хлопни в ладошки

Тень-тень ,потетень.

Села кошка под плетень.

Налетели воробьи,

Хлопни им в ладошки.

Улетайте ,воробьи !

Берегитесь кошки!

 

Дети ставят руки перед грудью  «полочкой»

 

Взмахивают кистями рук(крылышки).

 

Грозят пальчиком.

              Мышки

Вот как наши ребятишки

Расшалились словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапкпми скребут.

Ш-ш-ш…

Дети   «скребут»  пальчиками по бедрам

 

 

Трут ладошкой  о ладошку.

                    Пальчик –зайчик

Посмотрите  что за пальчик!

Ловко прыгает , как зайчик.

На бревно и на пенёк

Скок да прыг и прыг да скок!

                           (О.Узорова)

 

Дети  раздвигают пальцы левой руки и указательным пальцем правой руки прикасаются поочерёдно к каждому пальцу левой.

 

 

 

Пирог

Падал снег на порог

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пёк ,

Ручейком пирог утёк.

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.( П.Воронько)

 

Дети плавно опускают руки сверху вниз.(2 раза)

Прижимая ладони друг к другу, показывают , как пекут пирог.

Делают волнообразные движения руками.

Грозят указательным пальцем.

Покачивают пальцем из стороны в сторону.

Ладушки-оладушки

Ладушки,ладушки ,

Пекла мама оладушки,

Маслом поливала,

Деточкам  давала.

 

Дети ритмично хлопают в ладоши

Круговыми движениями потирают ладони друг о друга

Вытягивают руки вперёд ладонями вверх.

 

    «Строим дом»

Туки-туки-туки-тук!

Раздается громкий стук!

Строим дом, строим дом,

Чтобы жили звери в нём.

 

Дети ритмично ударяют кулачком о кулачок

 

Меняют кулачки(ударяют сверху другим)

 

«Пальчики проснулись»

Пальчики проснулись,

Сладко потянулись,

Солнышку помахали

И большими стали,

За зарядку принимались

Разминались, разминались.

 

Дети разжимают пальчики.

Поднимают руки вверх и потягиваются.

Машут кистями рук.

Выпрямляют пальчики, руки подняты вверх.

Сжимают пальцы в кулаки и выпрямляют их.

                  «Туки-тук»

Туки-туки, тук-тук-тук!

 

У ворот и смех и стук.(2 раза)

То стучится петушок,

Золотистый  гребешок.

Туки-туки, тук-тук-тук!

У ворот и смех и стук.(2 раза)

То пришла коза,

Коза-дереза.

 

Туки-туки, тук-тук-тук!

У ворот и смех и стук.(2 раза)

То стучиться серый гусь.

Он шипит а ты не трусь.

Туки-туки, тук-тук-тук!

У ворот и смех и стук.(2 раза)

 

Приходила утка ,

Заиграла в дудку.

Туки-туки, тук-тук-тук!

У ворот и смех и стук.(2 раза)

Даже кисонька-краса

В гости к деточкам пришла.

Туки-туки, тук-тук-тук!

У ворот и смех и стук.(2 раза)

 

 

 

Ритмично стучат кулачком одной руки по ладони  другой

Хлопают в ладоши.

Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвигают и прижимают получившийся гребешок к голове.

 

Выполняют те же движения.

 

Выставляют указательный палец и мизинец, средний и безымянный прижимают к ладони большим пальцем.

 

Выполняют те же движения.

 

Сгибают руку в локте и поднимают её , все пальцы соединяют в щепоть.

Выполняют те же движения.

 

Опускают руки вдоль туловища, держа ладони перпендикулярно корпусу, и слегка покачиваются из стороны в сторону.

Выполняют те же движения.

 

Делают плавные движения руками, выставляя вперёд то одну, то другую руку.

Выполняют те же движения.

 

 

Используемая литература 

1. Небыкова О.Н. «Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). ФГОС»

 

 2.М.Ю.Картушина

Забавы для малышей.Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет.

 

Документы для скачивания